Мои воспоминания о наших посещениях музея-усадьбы «Абрамцево», конечно, будут неполными, если умолчать о великолепной церкви Спаса Нерукотворного Образа, построенной в 1881–1882 годах членами Абрамцевского кружка. Многие из них внесли свой вклад в сооружение этой церкви, особенно Василий Дмитриевич Поленов, Виктор Михайлович Васнецов, Илья Ефимович Репин, Михаил Александрович Врубель, Елена Дмитриевна Поленова, Николай Васильевич Неверов, Елена Адриановна Прахова и, конечно же, члены семьи Саввы Ивановича Мамонтова.
1
1
История этого храма началась с любопытного эпизода из жизни семьи Мамонтовых и их гостей. Об этом вспоминала в своих записках участница Абрамцевского художественного кружка Наталья Васильевна Поленова.
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни, но до дела так и не дошло. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов…».
Первоначальный проект церкви создал Василий Дмитриевич Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса-на-Нередице под Великим Новгородом, построенный в XII веке. Но Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.
1
К работе над проектом подключился Виктор Михайлович Васнецов, который доработал проект В. Д. Поленова. В результате Васнецовский храм приобрёл пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению — небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
1
В конце мая 1881 года начались строительные работы. В сооружении церкви участвовали многие художники Абрамцевского кружка. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов Великий, Ярославль и другие древние города России. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент были включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами.
В 1882 году над входом в церковь была помещена икона с изображением Спаса Нерукотворного, написанная В. Д. Поленовым. Храм строился с большим воодушевлением и был освящён 12 июля 1882 года.
1
В оформлении интерьера ведущая роль принадлежала Василию Дмитриевичу Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь.
Двухъярусный иконостас восходит к традициям деревянных сельских церквей русского Севера.
1
Иконы традиционного письма, собранные участниками Абрамцевского кружка, соседствуют в нём с авторскими произведениями. Можно отметить, что впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере. Среди храмовых икон выделяются:
«Спас Нерукотворный», работы Ильи Ефимовича Репина (1881 — 1882 годы);
«Николай Чудотворец», работы Николая Васильевича Неврева (1881 год);
«Богоматерь с младенцем», работы Виктора Михайловича Васнецова (1882 год);
«Преподобный Сергий Радонежский», работы Виктора Михайловича Васнецова (1881 год);
«Благовещенье», работы Василия Дмитриевича Поленова (1882 год);
«Святые князь Фёдор с сыновьями Константином и Давидом», работы Елены Дмитриевны Поленовой (1894 год);
«Богоматерь с младенцем», шитьё работы Елены Адриановны Праховой (1890-е годы).
1
1
1
1
1
1
1
Клиросы с изображениями бабочек и цветов были расписаны Виктором Михайловичем Васнецовым. По его же рисункам был выполнен мозаичный пол.
1
В 1892 году в церкви была поставлена изразцовая печь, изразцы для которой создавал Михаил Александрович Врубель.
1
Можно ещё отметить, что после смерти сына Мамонтовых Андрея, ризницу церкви, в которой он был похоронен, перестроили в часовню (в 1891 — 1892 годах) по проекту Виктора Михайловича Васнецова. Позднее у стен Абрамцевской церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (в 1907 году) — это «Девочка с персиками», ставшая знаменитой благодаря Валентину Александравичу Серову, Елизавета Григорьевна Мамонтова (в 1908 году), внук Мамонтовых и сын Веры Сергей (в 1913 году) и сам Савва Иванович Мамонтов (в 1918 году).
1
1
Этот некрополь сохранился до сих пор и поддерживается в должном состоянии.
В заключение напишу ещё вот о чём. Я попытался отыскать информацию о том, кто первым из русских художников написал абрамцевский храм Спаса Нерукотворного после его постройки. Скорее всего, первым это сделал Валентин Александрович Серов в 1886 году. Это был этюд под названием «Зима в Абрамцево. Церковь». Он сейчас хранится в Третьяковке.
1
Известна ещё гравюра А. В. Зубчанинова, сделанная по рисунку Аполлинария Михайловича Васнецова. Сам рисунок я не обнаружил.
1
А вообще, до революции этот храм практически никто больше не запечатлел, или просто картины не сохранились. Зато современные художники это делают постоянно и в большом количестве. Видимо, прибыльное это дело — рисовать Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Покажу только несколько таких картин…
1
1
1
1
1
Цикл материалов "МУЗЕЙ-УСАДЬБА "АБРАМЦЕВО" (воспоминания о посещении)"