Знакомство с русским золотом мы начали в музейном центре «Золотая хохлома», распахнувшем свои двери для посетителей в 2008 году. Записаться на экскурсию можно по телефонам или оставив заявку на почту, либо в составе туристического тура, как это сделали мы.
Музей работает с 9 до 17 часов, всю полезную информацию можно найти на официальном сайте.
Немного размявшись в холле первого этажа, запечатлев шикарного оленя на фоне нижегородского герба, последовали за нашей юной и прекрасной девушкой экскурсоводом. Музей небольшой, но собрал огромную коллекцию красоты. Первый зал посвящен истории хохломской росписи с XVII по первую половину XX веков, затем советская эпоха, зал с символами международного фестиваля «Золотая хохлома», «царская комната», где реально потерять голову от увиденных шедевров, и зал иконописи.
10
Хохлома — яркое, светлое и солнечное искусство, не имеющее аналогов в мире. Ее колорит сохраняет традиции древнерусской декоративной культуры, а часть технологических приемов заимствованы из иконописи, секреты хохломы передаются из поколения в поколение на протяжении почти четырехсот лет. Каждое изделие уникально: изготавливается и расписывается вручную, храня тепло души и мастерство рук умельцев.
7
Хохломской промысел был известен с XVII века. По одной из версий свое наименование ремесло получило по названию деревни, куда для сбыта свозили готовые изделия мастеров со всей округи. Слову «хохлома» приписывают финно-угорское происхождение. «Хох» — переводится как «белое дерево», а «лом» — возвышенное место, собственно, то место, где обосновался человек, занимался своим ремеслом и вел торговлю.
9
В Приволжских лесах крестьяне отлично резали из дерева посуду, мебель, игрушки,
6
а по соседству с ними жили иконописцы и книжные графики.
3
Объединив свои таланты, возникло чудо, именуемое русским золотом.
В XVII веке в Семеновский округ после церковного раскола перебрались старообрядцы, недовольные нововведениями патриарха Никона. Среди них был московский старовер Андрей Лоскутов, который (как слагается легендой) изобрел рецепт хохломы.
6
Обосновавшись в новом месте, он стал писать иконы по старому образцу, а также расписывать деревянные заготовки серебром. Когда об этом узнал Никон, то повелел страже взять его под арест. Не желая сдаваться в плен, Андрей Лоскутов решил свести счеты с жизнью, поджег свою мастерскую вместе со всеми иконами и поделками. Когда пожар был потушен, то народ не поверил своим глазам. Его работы не сгорели, а обожглись и из серебряных стали медово-золотистыми. Так закалялась сталь, т. е. хохлома.
8
Слава о хохломских золотых изделиях разлетелась по всей России, технология производства была окутана мифами и слухами. Так по одной из них в основе красок было использовано самое настоящее золото.
8
Этот миф на фоне золотой лихорадки начала XIX века привлек в Нижегородскую область на окраины деревень Большие и Малые Бездели (современное название Виноградово и Новопокровское) группу старателей, которые были уверены, что смогут отыскать месторождение золота. Увы, все попытки исследования русла реки, промывания песка не увенчались успехом. Охотники за золотом даже нанимались в подмастерья, пытаясь выяснить местонахождение золотой жилы, но и тут не смогли выведать тайну.
1 из 5
5
Ведь секрет и рецепт золотого свечения передавали из уст в уста только проверенным и надежным мастерам.
10
Семеновские земли были не столь плодородны и не могли обеспечить крестьянские семьи продовольствием на весь год, поэтому местным мужикам приходилось резать из дерева посуду, гребешки, корыта, ложки, мебель, чтобы потом продавать или обменивать их на продукты.
9
Считалось, что если мужик пашет или сеет, то он работает, а если вырезает из дерева ложки, то бездельничает, т. е. бьет баклуши. С такой работой справлялись мальчишки в возрасте 6 лет. Дальнейшей обработкой и росписью занималось мужское старшее поколение. Женщинам доверяли замесить глину, промазать заготовку и прогрунтовать ее. Всю творческую работу делали мужчины.
7
Современный процесс создания любой сложности изделия трудоемкий, длящийся почти два месяца. Деревянную заготовку, поступившую с токарного станка, покрывают грунтом на основе глины, через несколько часов ее шлифуют и покрывают олифой. Но главный секрет — в лужении, т. е. во втирании в деревянные поверхности алюминиевого порошка, который в последствии создает эффект золотого цвета. На последнем этапе отделки форму покрывают лаком и на несколько часов отправляют в печь. В печи происходит магия и волшебство: на выходе получают золотое хохломское изделие.
4
И уже после расписывают.
10
Остается загадкой, откуда мастера могли брать алюминиевый порошок для лужения, ведь его в чистом виде смог получить датский физик Ханс Кристиан Эрстед лишь в 1825 году, а хохломской промысел появился гораздо раньше. Выходит, что оригинальная технология была утрачена, а сегодня разработан новый состав.
Попробуем разобраться откуда же у староверов могло быть достаточное количества серебра или золота?
2
Деревни, где вырезали ложки, посуду, мебель и «покрывали их золотом», располагались вдоль реки Узола. Может ее название переводится как «у золота»?!
10
1 из 3
4
Но нет, геологи опровергли теорию залежей драгоценных металлов вдоль русла реки, а историки и краеведы переводят название реки Узола с марийского языка как «у нового селения».
2
Может староверы обращались к магии и алхимии, превращая воздух в серебро и золото? Ведь в отделке оконных наличников, фасадов часто можно увидеть элементы декора в виде львов, улиток, птиц, русалок, фараонок, а это зашифрованные тайные символы алхимиков. Но нет, опять краеведы утверждают, что все эти символы лишь обереги семейного благополучия.
8
На самом деле искусство хохломы заимствует древнерусские приемы обжига деревянных изделий каленым железом и росписи киноварью оловянной фольги. Но и олово было дорогостоящим продуктом для крестьянской семьи, где же его добывали?!
Скорее всего олово поставляли из царской казны, а также монастырских кладовых. Ведь они были главными заказчиками посуды для царских приемов, княжеских пиров, торжественных трапез, подарков для паломников. Многие села трудились во благо Троице Сергиевой лавры.
7
В большом объеме хохлому закупал Макарьевский Желтоводский монастырь, расположенный примерно в девяносто километрах от Нижнего Новгорода. У его стен развернулась огромная ярмарка, куда съезжались торговцы и купцы со всей России и из-за рубежа. Торговали пушниной, продуктами, посудой, оружием и нашими хохломскими изделиями. При ярмарке Макарьевский монастырь быстро разбогател, в его закромах хранились слитки золота и серебро. Пожар 1816 года уничтожил торговые ряды и сильно пострадал монастырь. Восстанавливать ярмарку не стали, а перенесли ее на стрелку Нижнего Новгорода. О Нижегородской ярмарке я вам успела поведать.
6
Во второй половине XIX века ассортимент хохломских изделий практически исчез с полок магазинов и ярмарок. Тогда пошел слушок, что нижегородская золотая жила иссякла и хохломским мастерам больше нечем расписывать свои изделия. На самом деле расписанная золотом посуда стоила дорого, ведь ручной трудоемкий труд стоить дешево априори не может, а на смену деревянной таре пришли современные керамические изделия по более доступной цене. К примеру, фарфоровая фабрика Кузнецова успешно конкурировала и лидировала на рынке.
К счастью, в начале XX века хохломская роспись возродилась, и мы с вами имеем возможность любоваться ею сейчас.
1 из 4
7
Как мы помним, всем творческим процессом занимались мужчины, женщины не допускались к высокому искусству. Так было до Великой Отечественной войны. В то время все мужчины, трудившиеся на хохломском производстве, ушли на фронт, остался единственный мастер своего дела Федор Андреевич Бедин родом из деревни потомственных ложкорезов Большие Бездели, было ему уже за 50 лет и по возрасту не был призван.
3
Федор Андреевич осознал, что еще немного и дело многих поколений может исчезнуть, передавать навыки и умения некому. Мальчишек обучать ему не дали, так как их поставили к станку точить лыжи для армии, сколачивать ящики для боеприпасов. Остаются только девушки. Тогда он собрал четырнадцатилетних девчонок и стал обучать их расписывать посуду. Среди них была талантливая ученица и великолепная художница Ольга Павловна Лушина (в девичестве Серова). Ее дочь — Надежда Александровна Лушина продолжила родительское дело и стала заслуженным мастером хохломской росписи, членом Союза художников России.
Так хохломское творчество перешло в женские заботливые руки.
8
Федору Андреевичу Бедину мы обязаны сохранением уникальной технологии. Но не только ему, есть еще две (как минимум) очень важные фигуры, во многом благодаря им мы имеем возможность восхищаться народным промыслом хохломы.
Дмитрий Васильевич Сироткин — промышленный миллионер, владелец судостроительной компании, успешный бизнесмен, говоря современным языком. У него было много доходных домов и магазинов, среди них и лавка с изделиями народного промысла, в том числе и хохломы. Он как никто другой был заинтересован в сохранении, развитии и приумножении хохломского промысла. Шла первая мировая война, тяжелые и бедные времена, но несмотря на все сложности, ему удалось открыть художественную школу. Встал вопрос: кого назначить директором школы?! Тогда из Москвы был приглашен талантливый, современный художник — Александр Дмитриевич Дурново. В то время он сильно увлекался модным псевдорусским стилем (в народе его прозвали кишечным), который не нашел отклик в простых деревенских сердцах мастеров. Да и сама провинциальная жизнь столичного гения не вдохновила остаться в Семенове, вскоре он вернулся обратно.
Тогда по совету Максима Горького руководить художественной школой пригласили Георгия Петровича Матвеева — выпускника петербуржской рисовальной школы. Георгий Петрович был родом из села Ульяново Нижегородской губернии, он как никто другой умел ценить народное искусство и трепетно относился к промыслу, передаваемому по цепочке поколений. При нем хохломская роспись не только возродилась, но и заиграла новыми красками и пополнилась рисунками.
2
Чтобы изучить все тонкости хохломы, Георгий Петрович отправился в экспедицию по приволжским селам, общался с умельцами, пытался выведать секреты ремесла у мастеров, кого-то склонил переехать в город Семенов и устроиться на работу на фабрику. Но рабочие не раскрывали все секреты, лишь наблюдая за их трудом, проводя собственные эксперименты, наконец-то удалось добиться совершенства хохломской росписи.
11
Настоящий фурор произвела хохлома после революции, интерес к народному творчеству вновь возродился, работы художников принимали участие не только во внутрироссийских выставках, но имели успех и занимали первые места во Франции, Германии.
1 из 4
8
Хохлома стала самым узнаваемым брендом России. Думаю, в каждом доме найдется вещица в золотой росписи.
Как только железный занавес был снят,
6
иностранные туристы потянулись в Россию. И, конечно, ни один уважающий себя гость не мог уехать домой без сувенирной продукции хохломской фабрики, хотя бы одну расписанную ложечку да прикупал. Некоторые туристы даже не догадывались, что держат в руках деревянное изделие, а считали его позолоченным металлом. Эх, каково же было удивление и в то же время разочарование, когда понимали, что ни грамма золота из России к себе на Родину не привезли.
1 из 4
12
Вторым (а может и первым) по популярности сувениром после ложек считалась и до сих пор считается Семеновская матрешка. Возраст дамы солидный, в этом году она отпраздновала 100-летний юбилей.
Семеновская матрешка — символ русской души, доброты, скромности и красоты.
9
Следующий «Царский» зал поражает изобилием ярких красок. Если в первых залах многие предметы находились за бликующим стеклом, было сложно, а местами невозможно изловчиться и сделать фотографии, то тут вам уже предоставляют свободу действий.
8
Интересный рассказ экскурсовода продолжается, но настроить свое внимание и сконцентрироваться на речи, ходить следом, словно приклеенный хвостик, становится просто невозможно. Внимание фотографа сразу переключается на предметы и просыпается азарт.
11
9
В основе хохломы задействованы три основных цвета: красный, черный и золотой. Красный, т. е. красивый — цвет власти; золотой — цвет благополучия, достатка и богатства, цвет божественного горения; черный — цвет занавеси перед вечной жизнью, цвет духовного очищения. Чтобы оживить рисунок, используют дополнительные цвета — зеленый, коричневый, желтый, оранжевый, голубой, изумрудный и их оттенки. Эффект золота получают, покрывая изделия специальным лаком из льняного масла, после обжига в печи.
10
Существует два основных типа росписи:
— «верховая»: красным и чёрным на золотистом фоне;
— «под фон»: золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
7
Настоящая хохлома не имеет границ: невероятно сложно или даже невозможно найти начало и конец узоров.
Чаще всего художницы расписывают свои изделия растительным орнаментом, реже обращаются к изображению животных, птиц и рыб.
1 из 3
11
Основные виды орнаментов:
— «Травка» — это травинки, стебельки, кустики;
— «Пряник»- это квадрат или ромб, украшенный цветами, плодами или травинками;
— «Под листок» или «под ягодку» — в композиции «травка» появляются цветы (гвоздики, ландыши), листья и ягоды (рябина, земляника).
— «Кудрина» — витиеватый рисунок растительных мотивов с множеством завитков. Чаще всего «кудрина» является разновидностью рисунка «под фон». Для него свойственны золотые силуэты, окруженные цветным фоном.
7
11
Сложно? Сможете различить типы росписи и орнаментов?! Я как ни старалась, не смогла. Все-таки художницы учатся годами, а я размечталась получить экспресс образование во время экскурсии. Вундеркинда из меня не вышло.
1 из 2
3
В наши дни хохломскую роспись можно увидеть не только в виде сувенирной продукции и посуды,
8
5
орнамент рисунка украшает дизайнерские решения в одежде, мебели, предметах интерьера и других бытовых изделиях.
1 из 3
8
1 из 2
7
1 из 3
5
Не устали еще стоять на ногах во время моей экскурсии, т. е. сидеть перед экранами мониторов или смартфонов? Предлагаю сделать паузу и попить чайку, кипяточка на всех хватит.
«У самовара я и моя Маша…», а я и вас приглашаю присоединиться.
14
Отдохнули? Тогда идем в следующий зал.
В 2014 году город Семенов получил статус столицы Золотой хохломы, и именно с этого года начался отсчет Международного фестиваля народных промыслов «Золотая Хохлома». Каждый год мастера фабрики выбирают и разрабатывают макет, вытачивают и расписывают символ года, который поражает гостей фестиваля и в дальнейшем посетителей музеев своим размером и витиеватым рисунком.
Конечно, отдавая дань Семеновским ложкорезам, первым символом 2004 года была выбрана «Ложка», а в 2005 году уже была изготовлена «Чашка» на фабрике АО «Хохломская роспись».
5
Я постаралась ниже выстроить символы года в хронологическом порядке.
Большинство символов прошедших фестивалей хранятся в музейно-туристском центре «Золотая Хохлома» (где мы сейчас находимся), а часть в музее народного быта Семена Ложкаря.
Некоторые символы настолько велики, что мне не удалось поместить их в кадр, чтобы не мешали другие изделия. Так что символ 2006 года резная композиция «Лесная сказка» представлена мной фрагментально.
6
Символ 2007 года — семья Семёна-ложкаря.
7
Фрагмент композиции «Жар-птица» — символ 2008 года.
3
Гигантский стул ускользнул из моего фото-прицела — символ 2009 года.
Зато символ 2010 года в виде огромной «Утки» показан со всех сторон.
1 из 2
3
Символ 2011 года — «Матрешка — Сочи 2014» мною не замечена, как и гигантские «Бочаты» 2012 года и «Сундук» 2013 года.
Зато посидеть возле и отведать крепкого чая из «Самовара» 2014 года удалось.
9
Очень меня впечатлила гигантская «Неваляшка» 2015 года, так и хотелось ее раскачать и послушать мелодию.
6
Поражает огромная картина «Панно» 2016 года с жар-птицей и вкраплениями истории развития города Семенов.
1 из 5
10
К чемпионату мира по футболу мастера расстарались от души — символ 2017 года «Глобус».
1 из 2
3
Куда бы пуститься в морское путешествие на позолоченной «Ладье» 2018 года?!
9
А затем описать свои путешествия в огромной «Хохломской книге» да золотым пером (символ 2019 года).
5
Огромное впечатление произвела ваза «Память Победы» с Георгием Победоносцем, пронзающим змея, (символ 2020 года).
1 из 5
4
При входе в музей установлен «Хохломской олень» как символ 2021 года, но, как я понимаю, его оригинал сейчас встречает всех прибывающих на железнодорожный вокзал Нижнего Новгорода (нас встретил и проводил).
10
В 1992 году фабрика АО «Хохломская роспись» открыла подразделение по производству матрешки, 30 лет спустя «Матрешка» и стала символом 2022 года. А еще выбор талисмана приурочен к 100-летию Семеновской матрешки.
5
В дни проведения фестиваля «Золотая Хохлома» город Семёнов превращается в яркую феерию красок. Этот радостный праздник с каждым годом становится все популярнее и масштабнее, привлекая внимание не только жителей России, но и гостей соседних государств. Специально для них проходят выставки мод, конкурс красоты, различные мастер классы, костюмированные шоу и представления, концертные программы, православные выставки и гастрономические фестивали. На глазах у изумленной публики кузнецы, гончары, резчики, художники творят волшебство.
Есть уже планы на июнь 2023 года? Тогда может стоит посетить это красочное событие и первым увидеть новый шедевр семеновских мастеров? Кто станет символом нового года?
В одном из залов представлен трон, на котором не плохо бы посидеть и корону примерить.
«Все бабы как бабы, а я королевИшна» (да простят меня читатели).
7
Последний зал посвящен иконописи. Благодаря бережному и кропотливому труду старообрядцев, сохранению и передачи будущим поколениям секретов деревообработки и писания икон, удалось сохранить древнейшее искусство хохломы.
1 из 4
5
В 1993 году на фабрике была организованна иконописная мастерская под руководством Марины Юрьевны Майоровой. Сложным каноном иконописи художники мастерской обучаются в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1999 году иконописная мастерская вошла в состав Патриарших мастерских и получила право ставить клеймо Патриарших мастерских на свои иконы.
5
Художники пишут лики святых по церковным канонам, но край иконы зачастую оформляют авторским орнаментом, который может быть нанесен также на золотой фон внутри иконы. Художники используют в своей работе темперные краски, которые изготавливают самостоятельно, растирают на стекле металлический порошок, замешивают на сыром желтке и хранят в прохладном месте.
5
Хохломские иконы украшают храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Сарова, Парижа, Берлина, городов Греции.
1 из 4
3
По окончании экскурсии у меня возник вопрос, почему нет в Семенове храма с иконостасом, расписанном в хохломской технике. Был бы уникальный и неповторимый проект.
Спасибо огромное нашему потрясающему экскурсоводу за увлекательную экскурсию в красоту. Жаль не запомнила имени юной и очаровательной девушки. Побольше бы таких талантливых и любящих свое дело людей.
5
P. S. : Здесь же в помещении музея расположен сувенирный магазин. Возможно, в своем обзорном рассказе я несколько обидела его, сказав, что ассортимент скудный. Быть может, предыдущие группы нас опередили и скупили привлекательные вещицы, но мне бы хотелось увидеть в ассортименте побольше разнообразных магнитов, ложек с символикой города Семенов, чайную пару (подобную, что мы видели на заводе), украшений для волос, бус и сережек, колокольчиков, мелких сувениров, что можно компактно поместить в багаж. Выбор большой, несколько залов, но не все могут позволить себе увезти крупные предметы в рамках путешествий или слишком дорогие вещи.
7
Это, конечно, мои придирки, свои подарочки я нашла и теперь любуюсь ими дома.