Не все захоронения указаны на схеме, да и это просто не возможно реализовать. Но Евгений Леонидович Лебедев прекрасно ориентируется в хитросплетениях проходов между могилами и уверенно вёл нас, рассказывая при этом историю многих захоронений и надгробий над ними.
Первым захоронением нашей экскурсии были захоронения в одной ограде, где находятся два памятника.
Под ними семейный склеп Ливановых.
Один памятник — старинный, сделанный из опоки,
установлен в честь протоирея Николая Николаевича Ливанова (1846 или 1847 -1916).
окончил в 1865 году Астраханскую духовную семинарию. 21 августа 1893 года был назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, затем служил в Сретенской церкви города Саратова, а с 13 апреля 1913 года — протоирей Вознесенско-Горянской (Михаило-Архангельской) церкви города Саратова.
Долгое время это памятник был единственным над склепом, но уже в наше время потомки его дочери установили памятник из чёрного гранита рядом.
Очень интересно вчитаться в список людей, отображенный на этом памятнике. Часть из них захоронены в семейном склепе и их имена были раньше отображены на старом памятнике, а место захоронения некоторых из списка неизвестно.
Справа на гранитной плите — имена двух человек: Ольга Николаевна Воробьева (Ливанова, 1886 -1935) и протоирей Владимир Иванович Воробьев (1875 -1937).
1
(Из Интернета)
Их внучка Ольга Алексеевна Дурбажева с супругом навещали Саратов и благодаря им появился этот памятник.
Протоиерей Владимир Иванович Воробьев — один из самых ярких проповедников начала XX века Саратовской епархии. Арестовывался пять раз: в 1918, 1926 (трехгодичная ссылка в Сибирь), 1933, 1936 (трехгодичная ссылка в Казахстан), 1937 годах. 28 ноября 1937 года расстрелян предположительно в окрестностях Семипалатинска. Точное место захоронения неизвестно.
Ольга Николаевна Воробьева (Ливанова) была дочерью саратовского протоиерея настоятеля Вознесенско-Горянской (Михаило-Архангельской) церкви Николая Николаевича Ливанова. Окончила Саратовскую гимназию Министерства народного просвещения и Московские высшие женские педагогические курсы. Хотя она умерла в Аткарске, но Воробье смог получить разрешение и она захоронена в семейном склепе Ливановых.
Обратимся к семейной легенде:
«Перед Рождеством 1904-го курсистка ехала домой на каникулы в поезде Москва-Саратов. В купе оказался попутчик, преподаватель Рязанской духовной семинарии Владимир Воробьев. Молодой человек был очарован милой девушкой. За разговорами они не заметили, как поезд остановился в Рязани. Владимир Иванович, прежде чем выйти из вагона, попросил разрешения написать попутчице. Разрешение было получено вместе с адресом. Завязавшаяся в ходе переписки дружба со временем переросла в глубокое чувство. Венчание молодых состоялось в Саратове. «
В 1907 году отец Владимир переехал в Саратов.
В Саратове в семье Воробьевых родились и выросли восемь детей: Иоанн (2 октября 1908 года), Нина (15 августа 1910 года), Серафим (29 января 1912 года), Клавдия (18 сентября 1913 года), Валентина (3 февраля 1916 года), Надежда (13 апреля 1920 года), Ольга (16 июля 1922 года), Елизавета (4 ноября 1926 года).
Надежда — мать Ольги Алексеевны Дурбажевой.
«У каждого православного священника в 20–30‑е годы был выбор: сохранить верность пастырскому долгу и подвергнуться гонениям; перейти в обновленцы; отречься от сана. По семейному преданию, сохраненному Ольгой Алексеевной Дурбажевой, отцу Владимиру предлагали отречься — показательно, публично, в зале оперного театра. Взамен обещали хорошую должность в Саратовском университете, приличную квартиру и зарплату».
Он отказался, а после похорон своей жены был снова арестован 17 октября 1936 года и более домой не вернулся. Страшно читать строки из-за чего и как это произошло, но такие тогда были времена:
«В Аткарске же 28 апреля 1935 года скончалась Ольга Николаевна. Это был день Светлого Христова Воскресения. Владимир Иванович считал своим долгом похоронить жену в семейном склепе Ливановых на Воскресенском кладбище Саратова, рядом с ее отцом, братьями и другими родственниками. Он сумел добиться разрешения властей (для чего пришлось ездить в Москву) и в сентябре 1936 года перевез гроб с телом жены из Аткарска в Саратов.
На Воскресенском кладбище Саратова 12 сентября в последний путь Ольгу Николаевну провожали хорошо помнившие семью Воробьевых монахини разогнанного уже Крестовоздвиженского монастыря и прихожане Духосошественской церкви, всего около 50 человек. Некто из бдительных граждан написал заявление в НКВД, … что «с зажженными свечами монашки руководимые попом Воробьевым распевали всевозможные песни религиозного характера, тем самым привлекали к себе массу любопытствующих!» причем рабочие якобы «ждали более трех часов пока Воробьев с целым хором монашек не отпоет труп своей родни».
На левой стороне гранитной плиты еще ряд имён. Жена Николая Николаевича Ливанова — Клавдия Евсеевна Ливанова (в девичестве — Кострова, 1856 -1906).
Их дети: Пётр Николаевич Ливанов (1873 -1896), Владимир Николаевич Ливанов (1879 -1905), которые также похоронены в склепе. А вот их брат — иерей Николай Николаевич Ливанов (1876 -1918) погиб в 1918 году в Самаре и место его захоронения неизвестно. Зато в склепе покоится его вдова Елена Ивановна Ливанова (в девичестве — Леонова, 1898 -1962).
Здесь же дети четы Воробьевых — Рафаил и Руфина, умершие в младенчестве.
В одной ограде с памятником с красной звездой находится крест над захоронением протоирея Николая Николаевича Лебяжьева (1870 — 1931).
Лебяжьев умер в тюрьме, а в Саратове появился в 1906 году, когда был назначен настоятелем Марие—Магдалинской домовой церкви при Саратовском Мариинском институте благородных девиц Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области.
Поставлен памятник на месте снесённой кладбищенской Воскресенской церкви.
Невдалеке от этого места находится памятник в виде высокого постамента с Евангелием и крестом.
Памятник установлен на могиле Матфея Михайловича Розанова (1819 -1907), который служил в нескольких церквях Саратова и Саратовской губернии, а в 1867 году был определен к Воскресенской церкви на кладбище, где служил до самой кончины.
Похожих по виду памятников, хотя и более скромных по исполнению, нам повстречались на кладбище еще три: два — в одной ограде
и один в другой.
В первой ограде — памятники протоиреям Троицкого собора г. Саратова Николаю Ивановичу Черникову (1885 — 21 сентября 1950) и Вячеславу Александровичу Травинскому (1867 — 1950).
Во второй ограде покоится прах еще одного протоирея Троицкого собора г. Саратова Константина Михайловича Соловьева (1877 — 1953).
Очень своеобразно выглядит памятник, сделанный в виде обрубленного дерева.
Здесь лежит протоиерей Павел Иванович Чудновский (1845 — 1910). В 1886 году он перевелся в Саратов и назначен настоятелем Нерукотворенно-Спасской церкви. С декабря 1887 года служил вторым священником саратовской Сретенской церкви, а в 1895 году стал ее настоятелем.
За памятником Николаю Гавриловичу Чернышевскому находятся ряд плит с именами его родственников, в том числе его отца Гавриила Ивановича Чернышевского.
А если посмотреть чуть дальше, то мы увидим, по словам Лебедева, два самых старинных захоронения Воскресенского кладбища, могильные камни стоят друг на друге.
На верхнем — надпись «Иван Петрович Богданов». На нижнем надпись плохо читается, но она дублируется расположенной позади табличкой с надписью.
Предположительно протоиерей Иоанн Крылов был первым настоятелем Сретенской церкви Саратова, семейство Мошковых также принадлежало к духовенству.
Еще один протоирей, настоятель Саратовского Духосошественского кафедрального собора Серафим Антонович Казновецкий (1905 -1952) покоится под этим крестом.
Есть на кладбище могила Василия Михайловича Сошественского,
чей отец Михаил Иванович Сошественский (1898 -1937) был расстрелян 18 ноября 1937 года. Сведений о месте его захоронения в материалах архивного уголовного дела не имеется.
Очень много захоронений монахинь, часть из них с именами,
1 из 3
часть без имён или с плохо читающимися строками.
Сохранилась часть надгробий монахинь, причём их порой находят в кучах мусора и уже точно не определить на каком месте они находились и кто под ними похоронен.
1 из 4
А здесь есть крест, но понять, кто похоронен — проблематично.
Но многие из них выглядят примерно так.
Некоторые монашеские надгробия расколоты.
На некоторых встречаются орфографические ошибки, но главное чтобы сердца были добрыми.
Есть на Воскресенском кладбище погребение блаженной Параскевы, к которой приходят за помощью люди.
Вот и подошла к завершению наша экскурсия по православным местам Воскресенского кладбища.
Еще раз спасибо Евгению Леонидовичу Лебедеву за то, что мы смогли прикоснуться к нашей истории.