Общество было создано в сентябре 2011 года и помимо многих важных для людей функций члены общества занимаются поиском и благоустройством захоронений, связанных со священниками и монахами обоего пола, похороненным на Воскресенском кладбище.
Около двух часов мы провели на экскурсии по кладбищу, узнали много и благодарны за это.
Когда-то часть кладбища была отведена под захоронения священнослужителей и монахов, но после революции многие могилы исчезли, а на их месте появились новые захоронения. Лебедев показал нам некоторые надгробия, которые ранее находились на других могилах,
Существует народное почитание покойного архиерея, многие прихожане уверены в его святости. 8 июля 2016 (в день рождения епископа Вениамина) года на кресте на могиле появилось миро, а на оборотной стороне начало проступать изображение человеческого лика.
Епископ Саратовский и Балашовский с 1 февраля по 2 августа 1955 года Вениамин (в миру Виктор Дмитриевич Милов, 1887 — 1955) окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В апреле 1920 года был пострижен в монашество в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Начиная с 1929 года несколько раз арестовывался, последний раз был освобождён в 1954 году. Провёл в тюрьмах, лагерях и ссылках в общей сложности почти 17 лет.
Еще одно захоронение, отмеченное на схеме. Известны случаи благодатной помощи Божией после молитвы на могиле архиепископа Досифея.
Кто-то искренне верит, что игуменья Агафья или Агриппина Ильинична Суворова была внучкой Суворова, кто-то приводит аргументы, которые опровергают эту легенду. Есть исследовавшие родословные потомков Суворова и не нашедшие никаких следов этой внучки.
Зато была найдена статья «Самый старый человек в городе» саратовским краеведом Марией Салий в саратовской газете «Коммунист» от 15 января 1937 года: «При переписи населения самым старым человеком в Саратове оказалась Агафья Ильинична Суворова, живущая во втором рабочем проезде. Ей 132 года. Наш сотрудник посетил старушку и беседовал с ней. Она рассказывает о себе следующее:
— Родилась я в 1804 году. Хорошо помню войну России с Наполеоном. Тогда я вместе с родителями жила в Костроме. Особенно помню крепостное право. Я была крепостной помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ. В сутки выпрядала по 23 аршина тальки. Лет мне много. Да, у нас в роду все жили долго. Мой отец Илья Павлович дожил до 160 лет, а дядя Васи
лий Павлович — до 140 лет. Горжусь тем, что вынянчила Кравченко, который стал известным художником. Старушка выглядит бодрой, но жалуется на одиночество. Пенсии она почему-то не получает. Нужно обеспечить ее старость».
Если сведения, рассказанные Суворовой, являются истинной правдой, то она вообще дожила до 152 лет. Лично у меня это также вызывает большие сомнения, как и у большинстве саратовских краеведов. Кто-то придумал сенсационную сказочку и пошёл фейк гулять по просторам России.
Я встречался со многими пожилыми людьми, у некоторых в старости начинаются проблемы с памятью, причём бывают случаи, когда человек начинает ощущать себя своим родителем. Может так было и случае с Агафьей.
А вот могила с новомучениками, расстрелянными в 1919 году находится в другом конце кладбища. До неё мы шли минут 15. В 1919 году были расстреляны 41 человек, 28 человек — 30 сентября 1919 года, еще 13 — 10 октября 1919 года.
О первой партии была даже заметка в газете «Известия Саратовского Совета» от 6 октября 1919 года: «25 сентября агентами Деникина в Москве были брошены, две бомбы в заседание ответственных партийных работников Р.К. Г. Некоторые из них были убиты и ранены. Шпионы империализма и контр-революции делают своё гнусное дело. В ответ на это, согласно резолюции саратовского совета и рабочей беспартийной конференции, саратовская чрезвычайная комиссия в заседании 29-го сентября постановила провести красный террор и расстрелять следующих лиц:»
Далее в статье перечилялись пофамильно все растрелянные, 41 человек. Заканчивается статья словами: " Приговор приведен в исполнение 30 сентября».
Среди расстрелянных 30 сентября 1919 года были два священника.
Иерей Олимп Яковлевич Диаконов (1867–1919) в 1889 году окончил Саратовскую Духовную Семинарию.
В Саратове Диаконов служил в нескольких храмах. 17 февраля 1912 года отец Олимп по прошению был перемещен на место третьего священника к каменной трехпрестольной церкви в честь Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. 3 июля 1912 года отец Олимп был избран председателем общества хоругвеносцев при Кафедральном Александро-Невском соборе. Имел медаль в память императора Александра III, а также Крест и медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.
Страшно было жить священнослужителям после революции. 1 февраля 1919 года он был арестован как значащийся в списке членов Союза Михаила Архангела. На допросе отец Олимп показал: «Членом организации Союз Архангела Михаила я никогда не был. В союзе Арх[ангела] Михаила я бывал по приглашению — служил молебны. Члены этой организации могут подтвердить, то что я не состоял членом этой организации».
Его показания были подтверждены другими арестованными и Диаконов был освобожден под подписку о невыезде. А в сентябре 1919 года его расстреляли.
Протоиерей Геннадий Иванович Махровский (1857 -1919) с 13 февраля 1882 года и до момента своей гибели был священником-Троицкой церкви.
Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, отец Геннадий с 1892 года стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих.
15 ноября 1894 года он был утвержден старшим священником Свято-Троицкой церкви. 20 февраля 1906 года Император Николай II в. связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. В связи с этим были назначены выборы в Гос. Совет и 20 мая 1906 года Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Гос. Совета на трехлетний срок, который в 1909 года был продлен в том же звании еще на три года. Был кандидатом в Учредительное собрание.
9 августа 1919 года был арестован. В протоколе заседания ГубЧК от 29 сентября 1919 года про человека, всю свою жизнь служившим священником, было начертано: «На полном собрании Комиссия еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича.»
10 октября 1919 года были расстреляны еще 13 человек, среди них трое священнослужителей.
Епископ Герман (в миру Николай Васильевич Косолапов, 1882 -1919) с 11 февраля (24 февраля) 1918 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии. В июле — сентябре 1918 года — временно управляющий Саратовской епархией. Несколько раз осуждался и освобождался, пока не был расстрелян.
Иерей Михаил Павлович Платонов (1868 — 1919) с 1913 года был священником церкви Серафима Саровского.
После же февральской революции 1917 года отцом Михаилом Платоновым создается православное общество «За Веру», перед выборами в Учредительное собрание оно преобразуется в предвыборный блок «За веру и порядок», целью которого является восстановление православной монархии.
Какой правовой беспредел творился после революции — просто страшно представить. Приезжает в Саратов в середине сентября Председатель Реввоенсовета РСФСР Лев Давидович Троцкий и заявляет, что революционные изменения идут недостаточно активно, особо подчеркнув, что до сих пор не подорвано влияние Церкви.
По быстрому арестовываются священники и 5 октября 1918 года состоялся Публичный суд по делу «по обвинению свящ. Платонова, Хитрова и др. в агитации против Советской власти среди населения». Считается, что на это заседание заглянул Василий Иванович Чапаев. Священник Михаил Платонов защищал на процессе себя сам.
Священников осудили, но 5 декабря 1918 года Кассационный Отдел при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов Рабочих, Красноармейских, Крестьянских и Казачьих Депутатов отменил приговор трибунала. Пришлось их амнистировать, но затем саратовский Комиссар юстиции отменил постановление об амнистии.
По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с епископом Германом совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян.
Из уст в уста передавалось среди верующих саратовцев предание о мученической кончине епископа Германа и его сострадальцев: «Расстреляны они были ночью. Их привезли на кладбище, заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались, и только попросили время помолиться. Как последнее желание смертников, им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце «Ныне отпущаеши…" Владыку Германа осиял свет и он поднялся над землей. Устрашенные расстрельщики стали поговаривать, что это не обычные люди, но, тем не менее, мученики были убиты. Их похоронили на месте расстрела, в ими самими вырытом рве».
26 декабря 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
В декабре 2010 года Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом в ответ на ходатайство Епископа Саратовского и Вольского Лонгина было утверждено празднование Собору Саратовских святых.
В сентябре 2018 года в Саратове был освящен храм Храм Новомучеников и исповедников Саратовских.
Третьим священнослужителем, который был расстрелян 10 октября 1919 года, был протоирей Андрей Васильевич Шанский (1864 — 1919). Ни обстоятельства, ни дата ареста протоиерея Андрея неизвестны. Возможно даже дела на него в Саратовской ЧК не заводилось. В списке приговоренных, опубликованном в «Известиях Саратовского губернского Совета», напротив имени отца Андрея указана его «вина» — «личный секретарь Гермогена».
Епископ Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов или Долганёв, 1858 -1918) с 1901 по 1903 год был Епископом Вольским, с 1903 по 1912 год — Епископом Саратовским и Царицынским.
Был противником Григория Распутина. На квартире епископа 16 декабря 1911 года Гермоген, Илиодор, юродивый Митя, писатель Родионов и другие стали обличать Распутина и, угрожая саблей, заставили целовать крест. В результате Распутин был вынужден поклясться, что покинет царский дворец. Вышло всё наоборот — в начале 1912 года Синод начал преследование Илиодора и Гермогена. С 8 марта 1917 года — епископ Тобольский и Сибирский; назначен на этот пост как «жертва старого режима». Обвинён советскими властями в симпатиях к находившемуся в Тобольске Николаю II и в июне 1918 года был утоплен в реке Туре.
Интересный факт — с 1898 года Гермоген был ректором Тифлисской духовной семинарии. В период его ректорства семинарии из этого учебного заведения был исключён Иосиф Джугашвили, которого он лично исключил из семинарии за прогулы и низкую успеваемость.
Шанский с 9 декабря 1902 года по 17 апреля 1909 года исправлял должность секретаря Канцелярии святого Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. За эту «вину» был расстрелян через 10 лет!!!
Страшно…
Есть предположение, что был еще третий расстрельный список, но это пока так и остаётся предположением.
Место предполагаемого захоронения было кем-то отмечено, здесь долгое время стоял крест из рельсов. Затем захоронение благоустроили. В 2006 году могила приобрела современный вид.
Я спросил у Лебедева чем знаменит крест. Оказывается существует предание, что под крестом во время создания кладбища были размещены частицы мощей всех четырёх евангелистов — апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Примечание: Использована информация с сайта:ПРАВОСЛАВНОЕ ПОВОЛЖЬЕ.
P. S. 10 декабря 2023 года в Свято-Троицком кафедральном соборе в городе Саратове перезахоронили святителей — архиепископа Досифея (Протопопова) и епископа Вениамина (Милова).
Пресс-служба Саратовской епархии сообщала: «В советские годы, ввиду невозможности похоронить их в церковной ограде, они были захоронены на Воскресенском кладбище Саратова.
В сентябре этого года, после получения всех соответствующих разрешений, захоронения были подняты на поверхность. Святители несколько месяцев пребывали в крестовом храме епархиального управления, где их подготовили к погребению.
В храме регулярно совершались панихиды и заупокойные литии. 8 декабря святители были перевезены на два дня в Покровский собор, где совершались богослужения и был открыт к ним круглосуточный доступ, а после этого — в верхний храм Троицкого собора.
Священнослужители епархии, сменяя друг друга, по традиции читали над усопшими архипастырями Евангелие.
Верующие саратовской земли очень ждали торжественного возвращения святителей в Троицкий собор, возможности прийти к ним, помолиться об их упокоении и воздохнуть о своих скорбях.
После панихиды под пение ирмосов Великой Субботы и Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского святители были обнесены вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора и упокоены в усыпальнице, расположенной в нижнем Успенском храме собора.
Была восстановлена древняя церковная традиция, согласно которой архиереев хоронят на территории кафедральных соборов»