Выставка репродукций картин «Петр Великий», посвященная 350-летию со дня рождения Петра I, была открыта в КВЦ «Радуга» 29 марта 2022 года.
Выставка репродукций картин «Петр Великий», посвященная 350-летию со дня рождения Петра I, была открыта в КВЦ «Радуга» 29 марта 2022 года.
Личность Петра Великого стоит в истории России особняком, так как ни среди современников, ни среди приемников и потомков не нашлось человека, который смог бы произвести такие глубокие изменения в государстве, настолько внедриться в историческую память русского народа, став при этом наиболее яркой ее страницей.
На выставке представлены наиболее известные работы художников о жизни и деяниях Петра I.
1) Памятник Петру Первому в Саратове.
22 апреля 2022 года в Саратове появилась площадь имени Петра Первого и был торжественно открыт памятник Петру Первому Император Пётр Первый в Саратове.
Вокруг этого памятника развернулись основные события празднования 350-летия Петра I Прогулка в день 350-летия Петра I. Костюмированные персонажи.
2) «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.
О памятнике много написано, кто бывает в Санкт-Петербурге, то хотя бы раз на его фоне фотографировался.
3) Иван Константинович Айвазовский «Пётр Первый при Красной горке, зажигающий костёр на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим (1846).
Местонахождение картины: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
В 1846 году живописец Главного морского штаба И. К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В картине показан реальный исторический эпизод. Шторм, разыгравшийся в мелководном Финском заливе возле Кронштадта, разметал строй русской эскадры и понес корабли на мель. В „Походном журнале“ Петра I записано, что 1 мая, в Вальпургиеву ночь, „великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло в большое море гораздо далеко…“.
Петр I, управляя яхтой „Лизетта“, с риском для жизни добрался до берега и развел спасительный костер, который, подобно маяку, указал кораблям путь в безопасную бухту. Через неделю флот смог доставить вооружение, боеприпасы и провиант к Выборгу, и 10 мая началась выгрузка. Вскоре Выборг сдался. Несколько позже победу отпраздновали на острове Котлин, и эта сцена была повторена как театрализованное действо, свидетелями и участниками которого стало все командование молодого Балтийского флота. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать сигнальные маяки, для ночного прохождения судов.
Автор картины -выдающийся маринист Иван Константинович Айвазовский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 1817–1900).
Картина поступила в Русский музей в 1929 году из ГАИМК (бывшее собрание Мраморного дворца); ранее — в собрании великого князя Константина Николаевича, покровителя и почитателя Айвазовского.
Академия истории материальной культуры (РАИМК-ГАИМК) — научное учреждение-правопреемник Императорской археологической комиссии (1859–1918), находилась в прямом подчинении Народному комиссариату просвещения, и с 1919 по 1937 год осуществляла контроль, ведение и руководство научными исследованиями и охраной археологических и историко-культурных памятников на территории РСФСР/СССР.
Располагалось учреждение в Мраморном дворце — историческом здании в центре Санкт-Петербурга, построенном в 1768–1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди.
Великий князь Константин Николаевич (1827–1892) — генерал-адмирал, младший брат императора Александра II.
В 1865 году он был назначен председателем Государственного совета и занимал этот пост до убийства венценосного брата в 1881 году. Именно по инициативе Константина Николаевича была продана американская часть Российской империи.
Великий князь был не только поклонником, но и покровителем творчества знаменитого мариниста, с которым познакомился еще в детстве во время учебного плавания по Финскому заливу и Балтийскому морю в 1836 году. Художник был в числе сопровождавших лиц в плавании Константина Николаевича по Мраморному, Эгейскому и Черному морям в 1845 году.
Константин Николаевич повлиял на решение о заочном зачислении Айвазовского на службу в Императорскую Академию художеств.
Реставрацию картины провели за 5 месяцев в 2022 году заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Равильевич Дашкин и ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Юрьевна Клёнова.
Мастера укрепили холст, уложили кракелюр, восстановили утраченные живописные элементы и покрыли полотно свежим лаком.
4) Николай Васильевич Неврев „Петр Первый в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым“, 1903.
Местонахождение картины: Ставропольский музей изобразительных искусств (Ставрополь).
Эта картина — не самая известная у художника.
Петр демонстрирует матери — царице Наталье Кирилловне, патриарху Адриану и своему учителю Никите Зотову иностранный костюм. Дело происходит в Москве, задолго до поездки Петра I за рубеж. Костюм же был позаимствован в Немецкой слободе.
Николай Васильевич Неврев (1830 -1904) — русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.
5) Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский „Стрелецкий бунт“. 1862
Местонахождение картины: Таганрогская картинная галерея (Таганрог).
На картине изображено событие 15 мая 1682 года, когда на Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна, державшая за руки царя Петра и царевича Ивана, патриарх и несколько бояр.
Стрелецкий бунт 1682 года (историческое название Хова́нщина) — бунт (восстание) московских стрельцов в начале правления 10-летнего Петра I, в результате которого его соправителем стал старший 15-летний брат Иван, а фактической правительницей при них стала старшая сестра 24-летняя Софья Алексеевна.
Стрельцы ворвались во внутренние покои дворца и зарезали нескольких бояр, в том числе брата царицы Афанасия Кирилловича Нарышкина. Фактически все обитатели Кремля, включая царскую семью, оказались заложниками мятежников.
Затем Петр Первый вместе с матерью Натальей Нарышкиной перебрался в Преображенское, загородную резиденцию покойного царя Алексея Михайловича.
Прошло время и грянул новый стрелецкий бунт 1698 года. Его жестоко подавили. Выросший мальчик помнил свой страх во время предыдущего бунта. В Москве казни начались 10 октября 1698 года. Всего было казнено более тысячи стрельцов, около 600 были биты кнутом, клеймёны и сосланы. Считается, что пятерым стрельцам Пётр I отрубил головы лично. Царевна Софья была принудительно отстранена от власти в 1689 году ставшим совершеннолетним Петром.
В результате подавления бунта 1698 года после её допросов насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре Последняя скорбная обитель для русских цариц и царевен.
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский (1838- 1898) — русский жанровый и батальный живописец.
Им создано много картин на исторические темы, включая батальные.
6) Илья Ефимович Репин Приезд царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей на Семеновский потешный двор со свитой» 1900
Местонахождение картины: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
На картине изображено реальное событие.
Царь Алексей Михайлович очень любил соколиную охоту, в Семеновской слободе он обосновал большой соколиный двор, где разводили различных хищных птиц. Когда Петр I и Иван V приехали посмотреть на это место, то их потрясло, сколько людей ухаживает за этими птицами. Перед царями появилось более трех сотен людей. Такое расточительство совершенно не понравилось Петру, и он решил из этих смотрителей за птицами сделать Потешный полк.
Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) — знаменитый русский живописец.
7) А. В. Сибирский.«Полтавская баталия. 1709 год. Петр I ведет в атаку батальон Преображенского полка».
Местонахождение картины: ФАУКиИ учреждение культуры «Студия военных художников имени М. Б. Грекова»(Москва).
Полтавская битва состоялась 27 июня (8 июля) 1709 года. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России.
Во время битвы правое крыло шведской пехоты яростно атаковало левый фланг русской армии. Под натиском шведов первая линия русских войск стала отступать.
Российская историография описывает подвиг царя Петра I, который вовремя заметил это, взял 2-й батальон Новгородского полка и во главе его бросился в опасное место. Прибытие царя положило конец успехам шведов, и порядок на левом фланге был восстановлен. По царю вели прицельную стрельбу шведские стрелки.
Согласно преданию, Петр Первый чудом спасся от гибели: три пули достигли цели. Одна пробила шляпу, вторая попала в седло, а третья — в нательный крест. А в названии картины — Преображенский полк… Ошибся художник. Напору противника поддались Казанский, Псковский, Сибирский, Московский (дивизии Л. Н. Алларта), а также Бутырский и Новгородский полки левого фланга дивизии А. И. Репнина.
Андрей Вениаминович Сибирский — наш современник, 1961 года рождения.
8) Александр Евстафиевич Коцебу «Победа под Полтавой» 1862.
Местонахождение картины: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).
На картине изображен момент бросания шведских штандартов под копыта коня Петра I.
Александр Евстафиевич Коцебу (нем. Alexander Friedrich Wilhelm Franz von Kotzebue; 1815–1889, Мюнхен) — российский живописец-баталист. Автор картин из истории Семилетней войны, Суворовских походов, Северной войны и других кампаний.
В 1862 году он написал картину «Победа под Полтавой», которая впервые была представлена в 1864 году на Всемирной выставке в Париже.
9) Евгений Алексеевич Корнеев.«Провозглашение России империей.„Провозглашение России империей. Победа в Северной войне. 1721 год“».
После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны." 22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул.
Художник Евгений Алексеевич Корнеев (1951 г.р.) создаёт не только картины. В 1993 году Е. А. Корнеев работал над росписью стены Святого Николая в Гамбурге (Германия), в 2002 — над созданием росписи предела церкви Архангела Михаила Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии.
С 1981 года Корнеев Е.А. трудится в коллективе Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Лауреат Государственной премии РФ (1996). В 2004 году удостоен премии Правительства Москвы в области литературы и искусства.
10) Жан-Марк Натье «Портрет Петра I в. рыцарских доспехах» 1717
Местонахождение картины: Мюнхенская резиденция (нем. Münchner Residenz), Германия (Копия — Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, причём долгое время копия считалась подлинником).
Жан-Марк Натье, Наттье (фр. Jean-Marc Nattier; 1685–1766) — французский живописец, один из самых талантливых и плодовитых портретистов середины XVIII века.
В 1717 году Натье отправился в путешествие в Голландию, встретился в Амстердаме с Петром I; по заказу русского царя Натье написал портрет Петра I в. рыцарских латах и парный к нему — его супруги царицы Екатерины Алексеевны.
Пётр предложил Натье должность придворного художника в России, но тот отклонил предложение.
11) Григорий Григорьевич Мясоедов «Дедушка русского флота» 1871.
Местонахождение картины: Музей изобразительных искусств (Ташкент, Узбекистан).
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) — русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века.
29 ноября 1871 года в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота».
Из мрака льняного амбара свет выхватывает группу людей у старого ботика. Изысканно одетый купец Тиммерман дает царевичу Петру разъяснения, касающиеся находки. За царевичем бояре, сопровождающие будущего царя.
Ботик был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайловском под Москвой, Тогда же родилась версия о его английском происхождении, не доказанная и не опровергнутая до сих пор. Петр I, плавая на ботике по Просяному пруду и реке Яуза, учился хождению под парусами. В январе 1722 г. по случаю торжеств в Москве, посвященных окончанию Северной войны, ботик поставили в Кремль на всеобщее обозрение. Тогда же Петр I назвал его «дедушкой русского флота».
12) Иван Константинович Айвазовский «Приезд Петра I на Неву» (1853).
Местонахождение картины: Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
Изображён исторический момент осмотра царем Петром Алексеевичем и его приближенными берегов реки Невы для выбора места расположения будущей крепости.
До революции картина находилась в личной коллекции императорской четы Александра III и Марии Федоровны и украшала кабинет Марии Федоровны в Аничковом дворце.
13) Андрей Николаевич Смирнов «Строительство флота».
Регулярный военно-морской флот был создан Петром I в. 1696 году. Той весной в Воронеже было построено 23 галеры, 4 брандера и еще несколько кораблей, предназначенных для осады Азова. Размахивал топором и сам царь.
Художник Андрей Николаевич Смирнов — наш современник, 1965 г.р.
14) Юрий Александрович Кущевский «Экзамен Петра» 2018.
Местонахождение картины: Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
22 ноября 1696 года Петр I издал указ об отправке дворянской молодежи на обучение за границу. Это событие стало первым шагом в истории развития зарубежного образования. В основном, дворяне направлялись в Европу для обучения математическим, астрономическим, корабельным и навигационным наукам, что в дальнейшем позволило Российской империи построить собственный флот.
Судя по картине, прибывшие с учёбы в Россию, лично сдавали экзамен Петру Первому. Что-то это сомнительно.
Художник Юрий Александрович Кушевский — наш современник, 1976 г.р.
Примечания:
1.Описание картины Айвазовского взято: Айвазовский И. К. Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим
2.Описание ботика: БОТИК ПЕТРА I — «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА»
3.О реставрации картины написано: Картине Айвазовского о подвиге Петра дали новую жизнь