Летом природа и здания выглядят красивее и наряднее, любуясь собой в лучах солнца и красуясь перед приходящими и проходящими путниками. Но если знать историю отдельных достопримечательностей, то приходят мысли, что их необходимо посещать зимой, несмотря на более красивые летние виды.
5
Официальной версией основания Новодевичьего женского монастыря было выполнение обета великим князем Василием III (1479 -1533), который он дал в 1514 году под стенами Смоленска: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…»
В 1524 году монастырь был основан Василием III во исполнения обета.
(Из Интернета)
Но существует более романтично-трагическая версия — монастырь был построен для заключения его первой жены Соломонии Ю́рьевны Сабуровой (ок. 1490 — 1542). Брак длился 20 лет, с 1505 по 1525 год, но оказался бесплодным. Василий III решил постричь жену в монахини и жениться вновь, что и было сделано. Вторая жена, Елена Васильевна Глинская, дала ему наследника — будущего великого князя, а затем и первого русского царя, более известного нам как Иван Грозный. Но Соломония, при пострижении в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь ставшей Софией, в Новодевичий монастырь не попала, зато стала первой в череде цариц на Руси, насильственно постриженных в монастырь. Затем она была переведена в Покровский монастырь города Суздаля и впоследствии канонизирована Русской церковью в лике преподобных как София Суздальская.
(Из Интернета)
А вот её прижизненного портрета не сохранилось.
В истории не только Новодевичьего монастыря, но и всей России, был уникальнейший случай, когда русская царица жила в монастыре инокиней и при этом правила страной. Царица Ирина Фёдоровна, урождённая Годунова (1557–1603) на девятый день после смерти своего мужа царя Фёдора I Иоанновича (1557–1598) отправилась в Новодевичий монастырь и постриглась в монахини под именем Александры.
(Из Интернета)
С 16 января по 21 февраля 1598 года она была одновременно царицей и монахиней, продолжала править страной. Вплоть до избрания Бориса Годунова царём Боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». В монастыре сохранились палаты Ирины Годуновой.
1
Считается, что они были специально построены для неё в конце XVI века.
В 1610–1611 годах в монастыре в качестве инокини Ольги жила её племянница, дочь Бориса Годунова — Ксения Борисовна Годунова (1582- 1622) вместе с инокиней Марфой — бывшей королевой Ливонского королевства, существовавшего с 1570 по 1578 год, которая в миру была дочерью двоюродного брата Ивана Грозного князя Владимира Андреевича Старицкого по имени Мария.
Царевна Ксения Борисовна и царица-инокиня Марфа.(Из Интернета)
Главным несчастьем Марии Владимировны было то, что она оказалась следующей по крови в линии престолонаследия после своих троюродных братьев — бездетного Фёдора Иоанновича и царевича Дмитрия, а после смерти их становилась главным претендентом на трон. Поэтому её обманным путём выманили из Риги, где она жила под покровительством Польши, и постригли в 1588 году в монахини вместе с дочерью.
Гримасы истории — пути Ирины Годуновой и Марии Старицкой, которые относились друг к дружке неприязненно, пересеклись в одной точке пространства и в одном и том же качестве — инокинь, хотя и в разное время. Обитала в монастыре с 1615 года до момента своей смерти вдова царя Василия Шуйского — Мария Петровна Буйносова-Ростовская, в монашестве Елена (около 1586 -1625). Мать царя Михаила Романова, Великая государыня инокиня Марфа Ивановна была её подругой и посодействовала её переезду, для Буйносовой-Ростовской в Новодевичьем монастыре были построены большие палаты с хозяйственными постройками, царь прислал ей сорок соболиных шкурок, из которых была сшита шикарная шуба.
Есть на территории другие «именные» здания. Примечательно, что все они связаны с дочерьми царя Алексея Михайловича (1729 -1676). Плодовит был русский царь, было у него 16 детей от двух браков, причём четверо из них — Федор, Иван, Пётр и Софья — успели поправить русским государством. Хотя надо заметить, что часть детей Алексея Михайловича скончалось в младенческом возрасте, но престола для всех явно не хватало.
Когда после смерти Федора царем провозгласили Петра, то стрельцы настояли, чтобы старший по возрасту Иван стал первым царём, а Пётр — вторым. Странная конструкция для одного трона, но потом она стала еще страньше. Царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев и стала она Правительницей-регентшей Российского царства (Великой Государыней Царевной и Великой княжной), пробыв во главе государства с 29 мая 1682 года по 7 сентября 1689 года. Вот такой своеобразный трёхглавый дракон получился. Причём Иван и Софья, как впрочем и Фёдор, были детьми от первого брака Алексея Михайловича, а Пётр от второго и в обычных условиях без интриг путь на трон был ему заказан, просто очередь бы не дошла. Видимо поэтому большинство его сводных сестёр, которые были старше его, закончило свою жизнь в монастырях.
Судьба посмеялась на Софьей. Во время своего правления он здесь часто бывала с царём Иваном на богомолье и очень много сделала для создания того архитектурного облика обители, который мы видим сейчас. Но после подавления стрелецкого восстания 1689 году царь Пётр отправил её в монастырь, сначала в Путивль, затем перевёл её в Новодевичий монастырь. После же восстания стрельцов 1698 года, когда стрельцы хотели позвать её на царство, светская жизнь её окончательно закончилась и её постригли в октябре 1698 года в инокини под именем Сусанны.
1
Софья в Новодевичьем монастыре. (Из Интернета)
Жить Софью-Сусанну определили в стрелецкую караульню при Напрудной башне.
5
А перед окнами келий, где жила Софья (на фотографии слева),
5
были установлены 193 виселицы, на которых в течение пяти месяцев висели трупы казненных стрельцов, в руки их были вложены челобитные, в которых стрельцы звали Софью на царство.
По другой версии стрельцы были развешаны на стенах монастыря.
Еще одна легенда твердит, что стрельцам рубили головы прямо на льду пруда, причём царь Пётр с удовольствием в этом процессе участвовал. Кто знает какие из легенд правдивы, а какие досужие вымыслы…
Через триста лет после смерти царевны Софьи появилась версия, что она не просто умерла, а погибла, бросившись вниз головой с башни. Поэтому, если прийти и дотронуться до Надпрудной башни или пристроить где-нибудь на ней записку с просьбой, то желание сбудется. С той поры не успевают закрашивать и заделывать написанные и накарябанные надписи, обращенные отчего то к святой Софии, а не к царевне Софии, которая никогда не канонизировалась. Строительный забор огораживал подходы к башне, так и не увидел я эти послания.
4
Как впрочем и её призрак, который в тёмное время выглядывает якобы из окон келий.
Хотя похоронена Софья в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, но существует легенда, что она с 12 стрельцами смогла сбежать из места заточения и уйти в дремучие леса Нижегородской губернии, где прожила остаток жизни среди старообрядцев.
Мариинские палаты были построены в 1683–1688 годы.
2
Названы в честь царевны Марии Алексеевны Милославской (1660 -1723), обитавшей здесь в 1690-х годах. Какое-то время в этих палатах жила царевна Софья.
Палаты царевны Евдокии находятся между стеной монастыря и колокольней, в декабре 2017 года реставрировались.
1
Названы в честь царевны Евдокии Алексеевны Милославской (1650–1712), которая жила в монастыре, но пострига не принимала. Видимо имён у царей не хватало, но у неё была еще одна единоутробная сестра по имени Евдокия, прожившая всего 2 дня и во время родов которой умерла их мать.
Появилась Евдокия Алексеевна в Новодевичьем монастыре после подавления стрелецкого бунта в 1698 году вместе с еще одной сестрой — Екатериной Алексеевной (1658 — 1718), здесь же они и умерли, похоронены в Смоленском соборе рядом с сестрой Софьей. Для Екатерины Алексеевны были построены палаты в 1687–1688 годах.
4
Вот только называются палаты — Лопухинскими в честь первой жены Петра Первого.
Понравилось царю Петру сестёр в монахини определять, ведь царевна Марфа Алексеевна, в постриге Маргарита (1652 -1707), и царевна Феодосия Алексеевна, в иночестве Сусанна (1662 — 1713), тоже были пострижены в монахини всё в том же 1698 году, правда жили они в других монастырях. Покончив с сёстрами, Пётр Первый решил — гулять, так гулять. Заодно была пострижена в монахини в 1698 году его первая жена, царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина, в иночестве Елена (1669 — 1731).
(Из Интернета)
В Новодевичьем монастыре она жила в 1727–1731 годах, лишь трижды покидая стены монастыря, чтобы присутствовать на обручении, коронации и смертном одре своего царственного внука Петра II, который освободил Лопухину из Шлиссельбургской крепости, куда её упекла Екатерина I в. 1725 году.
Жажда власти сметает всех и вся на своём пути. После смерти Петра II Евдокие Федоровне предлагали императорский трон, но она от него отказалась, слишком много горя ей принесло общение с людьми возле престола обитающими. Императрицей стала её племянница — Анна Иоанновна, перед смертью Лопухина даже побывала на её коронации.
Если сравнивать жизнь цариц с временами года, то после летнего, пышущего солнцем, наполненного радостями и восторгом пребывания на троне, их летние дни сменились зимней стужей, холодными и обидными ночами заточения, потерями близких людей и бессильными слёзами в подушку. Монастырь стал для них нескончаемой, для большинства беспросветной, зимой. Поэтому посещать монастырь надо зимой, но даже не в ту снежно-пушистую пору, а когда холодный плач дождя сменяется рёвом ветра и снежными порывами, а под ногами мелкий ледок смешивается с грязью и талой водой.
4
Обычно в старые времена монастыри были небольшими крепостями, а вот каменные стены и двенадцать башен появились в конце XVI века при царе Борисе Годунове.
Я выше рассказывал как Ирина Годунова правила страной из монастыря. В это время рядом с нею был её брат Борис Фёдорович Годунов (1552 — 1605), который был фактическим правителем государства в 1587–1598 году и поэтому не мог оставить свою сестру без мудрых советов после смерти её мужа. Монастырь был женский, но Годунову об этом никто не посмел сказать.
К монастырю стали приходить толпы народа и молили Бориса Годунова стать царём, в результате он согласился. Царица-монахиня Александра благословила брата принять царский скипетр, а святитель Иов в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря нарёк Годунова царем и самодержцем.
(Из Интернета)
Но страной продолжали управлять из монастыря, т. к. Годунов остался здесь на Великий пост, отбыв в Москву лишь в конце апреля.
А у обители появились каменные крепостные стены протяженностью около 900 метров, высотою в среднем 13 метров и толщиной 3 метра. В 1680 годах, во время правления царицы Софьи, стены были перестроены, а на башнях появились ажурные завершения. Считается, что архитектором царевны Софьи являлся московский зодчий конца XVII века Пётр Потапов.
Сейчас у монастыря один вход, над которым располагается надвратный храм Храм Спаса Преображения, построенный в 1687–1689 годах.
3
Считая его за отправную точку, пройдёмся вдоль стен монастыря,
2
но так южная сторона его выходит на Новодевичье кладбище, а туда я не планировал заходить, то часть пути проще было проделать внутри монастыря. Да и по льду озера не хотелось бродить.
В помощь нам схема зданий, имеющаяся во дворе монастыря, справа от входа.
1
Направление нашего движения — по часовой стрелке. Надо предварительно заметить, что шла реставрация монастыря и ряд храмов и башен были покрыты зашитной плёнкой.
Царицынская башня
1
название получила от нахождени рядом с Лопухинскими палатами царицы Евдокии Лопухиной.
Никольская башня
1
— в конце XVIII века в башне находилась Никольская церковь.
Внизу башни стрелецкая караульня для стрельцов, которые охраняли монастырь.
1
Иосафовская башня
2
названа в честь митрополита Московского и всея Руси с 1539 по 1555 год Иоасафа.
Швальная башня
1
название получила от находившейся когда-то рядом «швальни», так в старину называли портняжную или швейную мастерскую.
Чеботарная башня,
2
её название ориентировочно связано с располагавшейся здесь чеботарной (сапожной) мастерской.
Покровская башня, другие названия — Воробьевская и Богородицкая.
1
Название получила благодаря находящимся рядом надвратным храмом Покрова Пресвятой Богородицы.
Предтеченская башня
2
название получила по находящейся рядом церкви Иоанна Предтечи (позже переосвященной в честь Амвросия Медиоланского). Другое название — Ирининская по наименованию палат Ирины Годуновой.
Сетунская башня названа в честь Сетунского брода на Москве-реке. Возле каждой круглой угловой башни внизу находились стрелецкие караульни, в которых помещалось в общей сложности 350 стрельцов.
2
Затрапезная башня
3
своё название она получила по месторасположению — «за трапезной палатой» Успенской церкви.
Саввинская башня
2
название получила в честь находившегося неподалеку Саввинского монастыря.
Напрудная башня, другое название — Софьина. Про неё я уже рассказывал.
Лопухинская башня, со стороны монастыря находятся Лопухинские палаты.
2
На фотографии: слева - Лопухинская, справа - Напрудная башня.
Помимо надвратной Преображенской церкви существует надвратная Покровская церковь, построенная в 1683–1688 годах.
1
Я попал в монастырь в неудачное время — многие храмы находились на реставрации.
Рядом церковь Амвросия Медиоланского, соединенная с трапезной, а далее палаты Ирины Годуновой. Вот только мы видим не первоначальный облик, а что было восстановлено после пожара 1796 года.
2
Амвросий Медиоланский (ок. 340 — 397) был миланским епископом и хотя является одним из четырёх великих латинских учителей церкви, но почитается как святой и западными, и восточными церквями. С
амые главные достопримечательности монастыря: Смоленский храм и колокольня также находятся на реставрации.
1
Собор Смоленской иконы Божией Матери является старейшим храмом Новодевичьего монастыря. Был построен в 1524–1525 годах. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683–1686 годах мастерами Оружейной палаты. Многократно реставрировался, но многие фрески сохранились с 1526–1530 годов.
Колокольня была построена в 1689–1690 годах. Высота — 72 метра, долгое время была вторым по высоте сооружением в Москве после колокольни Ивана Великого в Кремле. Но при этом как говорил зодчий Василий Иванович Баженов: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит вкус человека, вкус имущего.»
Хотя колокольня была вся в строительных лесах, но когда я был там — раздавался мелодичный звон, переливами играли колокола. Вспомнился рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник»: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне».
К 1919 году во втором ярусе колокольни находилось 19 колоколов, а в верхнем — 7 колоколов для часового боя. Самые старые колокола датированы XVI веком. Были примерно с середины XIX века куранты на пятом ярусе колокольни, в 1882 году взамен старых курантов с одним циферблатом и суточным заводом были установлены новые — с двумя циферблатами и недельным заводом, но после революции они исчезли и их следы потерялись во мраке революционного времени.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной были построены в 1685–1687 годах.
2
В нём есть помимо главного еще три придела: апостола Иоанна Богослова, князя Владимира и Сошествия Святого Духа.
Помимо храмов, башен, палат для опальных цариц и царевен на территории монастыря есть и другие постройки.
Певческие палаты были построены в 1718–1726 годах.
1
Изначально здесь были кельи, а затем они были приспособлены для монахинь-певчих.
Казначейские палаты появились в конце XVII — начале XVIII в. веков. Сначала это было одноэтажное здание для игуменьи, затем было надстроено мезонином.
1
А так оно выглядит с тыльной стороны.
1
Больничные палаты появились в конце XVII века, вокруг них когда-то имелся аптекарский огород. На здании имеется мемориальная доска о том, что в этом здании с 1938 по 1984 год жил советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества Пётр Дмитриевич Барановский (1892–1984).
1
Самая новая постройка — здание Филатьевского училища, построенное в 1871–1878 годах на средства Натальи Петровны Филатьевой (урожденной Писемской) — вдовы тайного советника сенатора Владимира Ивановича Филатьева, скончавшегося в 1842 году.
1
Сейчас в здании Филатьевского училища расположены секретариат Новодевичьего монастыря и Московское епархиальное управление.
После революции монастырь был закрыт в 1922 году.
22 марта 2010 года Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии Русской православной церкви.
Мы можем любоваться этой красотой, а ведь двести лет назад монастырь мог быть уничтожен по воле просвещенного вандала. Писатель-краевед Иван Фёдорович Токмаков (1856 — ок. 1923) так описывает эту страницу в жизни Новодевичьего монастыря в 1812 году в небольшой книге «Историческое описание Московского Новодевичьего монастыря», опубликованной в 1885 году: «23 сентября Наполеон I прибыл в обитель и, осмотрев ее, велел заколотить задния ворота наглухо, завалить их землею и поставить на них пушку для входа оставить боковые ворота на северо-восточной стороне и против них построить батарею. По его приказанию подбиты были стены церкви св. Иоанна Предтечи близ восточной монастырской ограды и потом взорваны. Наконец под соборной и трапезной церквами, равно и под другими монастырскими зданиями, поставлены были ящики и бочонки с порохом, к которым проведены канавки с фитилями. Пред выходом своим неприятели зажгли фитили и множество свеч в кельях, где кидали и огонь на солому; они дали знать остававшимся в монастыре, чтобы все скорее бежали из него. Все грозило, по-видимому, совершенным разрушением древней обители и неминуемой гибелью медлившим удалиться монахиням; оставалось несколько секунд, фитили уже догорали и огонь быстро приближался к пороху, но мужественная из монахинь, казначея Сарра, одушевленная упованием на Бога, поспешила с некоторыми из сестер гасить водою фитили, а потом деревянный пол, загоравшийся в келиях. Так 9 октября чудесно спасен от истребления этот монастырь, в котором почти ничего не было расхищено, ни разграблено врагами, не щадившими ни святыни, ни древности.»