До деревни Анисовка я доехал на автобусе № 246. Но во время прогулки я узнал, что рядом проходит электричка. Вот на ней через пару месяцев я отправился до станции Анисовка.
В 1747 году на левом берегу Волги возникла Покровская слобода, как перевалочный пункт перевозимой с озера Эльтон соли. Населяли её большей частью украинцы или как тогда их называли — малороссы. Чумаки переселялись на Волгу с территорий нынешних Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской областей. Один из них по имени Анисий решил поселиться южнее Покровской слободы, на берегу ерика Ветляного и речки Мечетной.
Так появился хутор Аниськов, к 1910 году ставший деревней Анисовкой, а в 1931 году деревня вошла в состав города Энгельса, в который превратилась бывшая Покровская слобода. Хотел убежать Анисий от неё, но слобода достала его потомков. Никаких особенных достопримечательностей в бывшей деревне нет, обычные одноэтажные дома, каких много на любой городской окраине бескрайних просторов России, за исключением церкви Храм, начавший за упокой, а закончивший за здравие.
Можно было бы закончить на этом описание деревни, если бы не российский писатель, драматург и сценарист Алексей Иванович Слаповский. Жил он до 2001 года в Саратове, а затем перебрался в Москву. Родился он в Ровенском районе Саратовской области, если ехать в Саратов из его родной деревни, то приходится проезжать мимо Анисовки. Видимо название запомнилось и Слаповский стал использовать Анисовку как место действия в своих романах и киносценариях. Вот только сами сериалы снимали не в Анисовке, а в других местах.
В первый раз Анисовка засветилась в телесериале «Остановка по требованию»» (2000 год). Полноценным местом действия деревня стала в других телевизионных сериалах: «Участок» (2003 год) и «Заколдованный участок» (2006 год).
Как писал в своих «Деревенских дневниках» писатель Вячеслав Алексеевич Пьецух: «В бане мы паримся до обморока, потому что у нас лекарств нет и восемь месяцев в году стоят марсианские холода. В прорубях купаемся в связи с тем, что библиотека сгорела, кинщик заболел, электричество отключили и телевизор безмолвствует». То ли кинщик заболел, то ли лень было ехать съемочной группе и артистам в Саратовскую область, но в сериалах название Анисовка есть, а самой деревни нет. Не снимали там телевизионщики ничего.
Хутор Анисовский подарил своё имя станции Анисовка и одноимённому станционному посёлку. Разъезд Анисовка Рязано-Уральской железной дороги был основан в 1894 году, это потом он дослужился до станции.
Поток грузов и пассажиров был небольшим. Поэтому хотя при разъезде возник посёлок, но сначала численностью большой не отличался. В 1910 году он насчитывал всего четыре двора с 15 мужчинами и 5 женщинами. Вполне естественно, что самыми старыми зданиями станции являются железнодорожный вокзал, который, после проведенного в лучших традициях современности ремонта, стал безлико выглядящим,
а также водонапорная башня, смотрящаяся гораздо лучше вокзала.
На вокзале даже имеется свой музей, в который я не попал, т. к. приехал в неурочный день.
Собственно говоря, приехал я на станцию, чтобы посмотреть очередной паровоз-памятник, дед у меня был машинистом-железнодорожником и привил любовь к этим чумазым труженикам железнодорожных путей.
Есть на станции, на территории ПЧ-18, памятный знак «Слава воинам-железнодорожникам», установленный в 2002 году. Знатный такой валун и камень поменьше сверху, с надписью и художественным оформлением.
А еще вот такой загадочный, но тщательно покрашенный обломок от вагона.
Времени до обратной электрички оставалось уйма и я решил дойти до четвёртой Анисовке, если быть точнее — посёлка Анисовский, который возник из всех этих одноимённых населённых пунктов самым последним — в 1931 году.
Был посёлок центральной усадьбой Анисовского зверосовхоза, который занимался разведением различных пород кроликов. В 1984 году посёлок Анисовского зверосовхоза был переименован в просто Анисовский. Почему-то я считал, что посёлок Анисовский находится сразу же по ту сторону железнодорожных путей от станции, но пришлось довольно-таки долго идти вдоль путей,
заодно любуясь пролетающими мимо электричками
и овражками вдоль дороги.
Когда впереди показалось здание, то оказалось, что оно одновременно находится на территории станции и заодно на границе посёлка Анисовский.
Встретил меня посёлок осенними ягодами,
ведь сентябрь — это уже не лето, а также безлюдными улицами.
В 1942–1943 годах в посёлке Анисовский формировался 405-й ночной истребительный авиационный полк. Памятник в честь полка установлен во дворе школы.
В Энгельсе и прилегающих окрестностях формировался не только 405-й авиационный полк, также в Энгельсе были сформированы несколько авиационных женских полков, которые стали известны под названием «ночные ведьмы». Одной из «ночных ведьм» — Валерии Хомяковой, погибшей под Саратовом, посвящен памятник,
находящийся возле дома культуры посёлка Анисовский.
Помимо этого памятника есть памятники Валерии Хомяковой в Саратове и Энгельсе.
Более ничего особенного в посёлке не наблюдалось.
Обычные одноэтажные дома,
новые вперемешку со старыми.
Хотя заметно стремление к прекрасному.
Исключением было своеобразное здание церкви Такого храма Вы еще не видели!
Но это беда всех небольших поселений, денег у местных властей нет, ведь это не большой город, вот и приходится довольствоваться малым, приспосабливая имеющееся под рукой.
Когда я вернулся в пристанционный посёлок Анисовка, то увидел здешний храм,
под который переоборудовали бывшую столовую.
встречаются уже не только одноэтажные дома,
но с этажностью побольше.
Здесь тоже стараются украсить дома узорами.
Но в обоих посёлках частенько мои шаги вызывали собачий лай, который как эстафета передавался от дома к дому.
Есть в посёлке мемориал Великой Отечественной войны, который расположен возле анисовской школы.
Открыли его в мае 1985 года, на плитах увековечены имена 22 погибших выпускников школы.
Школа находится на отшибе, чтобы дойти до неё необходимо пройти по единственной дороге, своеобразному мосту, под которым проложена труба. Я увидел белых уточек и захотелось их сфотографировать. Пришлось пройти по улице вдоль потока, затем найти прогал между домами
и добраться наконец до воды,
только вот уточка единственная осталась в воде.
Как мне объяснил местный житель — это не речка, а остатки бывшей системы мелиорации. Время пребывания подходило к концу и я отправился на электричку.
Более делать здесь было нечего.
Теги:
Самостоятельные путешествия