Заброшенная железная дорога «Чум — Салехард — Игарка» так же именуемая «Мертвой дорогой» и Трансполярной магистралью, — это памятник советской индустриализации, одновременно печальная и великая страница нашей истории.
Трансполярная магистраль начинается на станции Чум, расположенной за Полярным кругом. Далее она пересекает Полярный Урал и идет до Лабытнанги. Здесь заканчивается рабочий участок. После него недостроенная железная дорога уходит в болота на севере Западной Сибири. Финальный участок располагается в поселке Игарка, тоже за Северным полярным кругом.
Строительство дороги велось с 1947 по 1953 годы. Стоимость проекта — 42 млрд рублей. В советское время проект был засекречен и носил наименование «Стройка № 501» (участок Чум-Пур) и «Стройка № 503» (участок Пур-Игарка). По плану железная дорога должна была пересечь многие сибирские реки, в том числе такие «гиганты» как Енисей и Обь. В летнее время переправа осуществлялась на специально разработанных для этого тяжелых паромах (после закрытия стройки они были переброшены в Керчь). Зимой на льду реки прокладывались временные рельсы — лед для этого укреплялся.
Одна из версий идеи строительства Трансполярной магистрали — боязнь Сталина начала Третьей мировой войны. Он хотел покрыть всю страну, включая крайний север, сетью железных дорог для беспрерывного сообщения. Планировался перенос главного порта российского севера из Мурманска в Игарку, в глубь страны, до которой врагу не просто добраться.
Стройка велась в ускоренном режиме, еще на стадии проектирования за полярный круг были отправлены десятки тысяч заключенных. Лагеря располагались на расстоянии 7–12 км друг от друга. По сохранившимся документам, максимальное число заключенных достигало 120 тысяч. Основные депо находились в населенных пунктах: Игарка, Пур, Надым, Салехард, Таз и Ермаково. К 1953 году было построено 900 км железной дороги в ужасающих условиях — нередки были провалы грунта в сибирских болотах, зимой заключенные мерзли в землянках и плохо отапливаемых бараках, летом страдали от сибирского гнуса и половодья на реках.
После смерти Сталина стройка была остановлена, люди и оборудование эвакуированы. При вывозе имущества некоторые участки были разобраны. Но большая часть рельсов и бараков осталась. На некоторых участках оставили даже мебель и одежду.
В стройке железной дороги участвовало немало советских поэтов и писателей, заключенных по политическим мотивам. Стройка оставила след не только в истории России, но и в ее литературе: стихи Лазаря Шерешевского, документальная книга «Пленники печальной судьбы» Владимира Пентюхова, произведения Михаила Демина.
Заброшенная железная дорога Салехарда в наши дни остается только проектом на бумаге. С развитием газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе, о восстановлении железной дороги заговорили вновь. В начале нулевых был разработан проект по восстановлению Трансполярной магистрали под названием «Северный широтный ход». Часть участков была восстановлена частными компаниями и региональными властями в промышленных целях (не для пассажирских перевозок): Пур-Надым, Пангоды-Новый Уренгой, Надым-Коротчаево, Новый Уренгой-Ямбург.
С 2007 года было проведено 4 научных экспедиции по маршруту строительства № 501.
Участниками экспедиций были собраны фотоматериалы, на основе которых были созданы виртуальные туры по нескольким лагерными пунктами: «453 км», «Глухариный», «Станция Ярудей», «Барак», «Лазарет».
На сайте «Стройка № 501» виртуальные туры пока не доступны для просмотра, но авторы предлагают для покупки диск со всеми фотоматериалами.
Для любителей активного отдыха разработано несколько маршрутов:
Лучшее время для посещения — август. В этом месяце уже не так много комаров, а заморозки еще маловероятны.
Большая часть туров на «Стройку № 501» стартует из Надыма, до которого можно добраться на самолете из Москвы. Наземным транспортом можно доехать следующим способом: по железной дороге до Нового Уренгоя, далее маршрутным транспортом до Надыма.
Самостоятельно, без организованного тура, отдельные участки железной дороги можно посетить из разных городов Сибири. Один из вариантов — доехать до Тюмени, далее на местном самолете до поселка Красноселькуп. В поселке можно нанять местного жителя с моторной лодкой или сплавится по воде самостоятельно.
Видео заброшенной железной дороги «Чум — Салехард — Игарка»
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.