Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга находится по адресу: Набережная реки Мойки, 20.
Комплекс зданий Капеллы построен в 1880-х годах по проекту знаменитого русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа.
Недавно в городе появилась новая традиция — «Императорский полдень». Каждое воскресенье в 12 часов во дворе Капеллы проходит маленький спектакль.
1
В окне Императорского павильона появляется трубач в историческом костюме. Какое именно музыкальное произведение будет исполнено, заранее неизвестно. Мы слушали «Гимн великому городу» и «Город над вольной Невой».
1
В Капелле проводятся экскурсии, на которых можно ознакомиться с историей Капеллы, увидеть не только Концертный и Камерный залы, но и закулисье, Царский павильон, музей и, если повезет, то побывать на репетиции Хора и Симфонического оркестра.
2
Увы, на репетицию мы не попали — хор и оркестр были в отпуске. Но зал Капеллы летом не пустует — в эти месяцы здесь проходят концерты других музыкальных коллективов.
2
Этим летом нам повезло побывать не только на экскурсии. С удовольствием слушали джаз в Концертном зале Капеллы
и концерт на закрытии фестиваля хоровых коллективов «Поющий мир». Удивили очень демократичные цены!
1
На экскурсии узнали много интересного из истории Певческой капеллы.
Оказывается, в этом году Капелле исполнилось 544 года!
Начало идет от церковного пения, которое появилось на Руси с принятием христианства. Через много лет, в 1479 году, в Москве по указу Ивана III был учреждён хор Государевых певчих дьяков — первый профессиональный хор России. Певчие дьяки сопровождали государя в военных походах, принимали участие в службе освящения Успенского собора в Кремле, пели на торжественных приемах и обедах.
Воспитание детей в государевой семье обязывало знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой, уметь петь в хоре. Иван Грозный не только пел в церкви сам, но и сочинял музыку.
Первоначально в хоре были только мужчины, но с развитием многоголосного пения в его составе появились мальчики.
В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный. Хор участвовал в молебне в честь победы при Ниеншанце, в мае 1703 года — в торжествах по случаю основания новой столицы. И в том же году Петр переводит хор из Москвы в Петербург.
В новой столице придворные певчие участвовали в разнообразных торжествах, праздниках, маскарадах, затем стали привлекаться к постановкам оперных спектаклей Придворного театра. Появляется необходимость в специальной школе, где малолетние певчие обучаются музыке, игре на оркестровых инструментах, учащимся преподается грамота и другие науки.
Руководить Капеллой было сложно — певчие жили в разных частях города, а репетиции проходили в Зимнем дворце, что было очень неудобным, особенно для мальчиков, которые в климате Петербурга часто простужались.
В 1808 году по инициативе директора Капеллы Д. С. Бортнянского за счет казны для хора покупается усадьба на Мойке. Все певчие, руководство и школа теперь расположились на одной территории. Но со временем жилых и служебных помещений стало не хватать и в конце 19 века усадьбу перестраивают по проекту архитектора Л. Н. Бенуа.
2
В результате большой реконструкции появляются прекрасный Концертный зал и комплекс зданий — знаменитые дворы Капеллы, выходящие на Большую Конюшенную улицу.
По некоторым отзывам в Концертном зале идеальная акустика. Она достигнута в основном благодаря конструкции пола и потолка, выполненных в виде скрипичной деки — это деревянный кессонированный потолок, подвешенный к металлическим конструкциям перекрытия, и деревянный пол, под которым около метра свободного пространства.
2
Стулья изготовлены из бука, сиденья набиты какими-то морскими водорослями, необычные (но неудобные) диванчики, но мебель не меняют на современную, чтобы не нарушить исторический интерьер и акустику зала.
2
Пол из неокрашенных (!) сосновых досок
Леонтий Бенуа предложил проект зала с органом в центре сцены, но М. А. Балакирев (директор Капеллы на тот момент) был против. Однако, архитектор все же предусмотрел место для инструмента и не ошибся — в 1927 году орган все-таки был установлен (вот вам и советские времена).
1
Царская ложа
2
В 1882 году по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра — Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров.
Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств, регентские классы и первый в России симфонический оркестр.
Вензель Александра III.
1
Император высоко оценил реконструкцию комплекса зданий, труд архитектора. В Капелле хранится ваза с надписью «Леонтию Николаевичу Бенуа. 1889 год».
2
Фриз концертного зала Капеллы украшают имена семи деятелей, послуживших русскому церковному пению или напрямую Капелле: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов.
1
Во время Великой Отечественной войны Царский павильон, примыкавший к концертному залу, был разрушен попаданием фашистской бомбы. После войны до конца 20 века здание Капеллы имело вид, как на фото (ниже) из интернета:
Только в 2000 году по проекту архитектора В. Н. Вороновой Царский павильон восстановили.
1
Внутри павильона
Вид из окна Царского павильона:
В фойе Капеллы проходят выставки.
Этим летом увидели экспозицию, посвященную Дню рождения Балтийского флота.
Фото одного из стендов:
А также художественную выставку «Цвета мастерства. Линии преемственности» в рамках V паблик-арт фестиваля «Дворы Капеллы»
1
1
2
На экскурсии. Коридоры, ведущие в служебные помещения. На стенах — афиши, фотографии…
В музее:
Костюм певчего
В 1920 году в хор Петроградской капеллы, изначально состоявший из мужчин и мальчиков, ввели женские голоса, а в Хоровое училище стали принимать девочек.
В советское время репертуар Ленинградской академической капеллы составляли лучшие образцы мировой классики отечественных и зарубежных композиторов, песенные и кантатно-ораториальные сочинения советских авторов, имевшие большую идейно-нравственную ценность.
В настоящее время Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга продолжает традиции русской музыки и русской культуры.
В Петербурге открыта для посещения музей-квартира выдающегося архитектора Леонтий Николаевича Бенуа, недавно делала отзыв Музей-квартира Л. Н. Бенуа