Музей-квартира Л. Н. Бенуа находится по адресу: 3-я линия Васильевского острова, д.20, кв.8.
Музей-квартира Л. Н. Бенуа находится по адресу: 3-я линия Васильевского острова, д.20, кв.8.
Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) — архитектор Высочайшего двора, академик архитектуры, действительный член Академии Художеств, председатель Общества архитекторов-художников, график, преподаватель, редактор журнала"Зодчий», в советское время получивший звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1899 году Леонтий Николаевич построил для своей семьи 4-х этажный доходный дом на Васильевском острове. Вполне естественно, что дом он строил по своему проекту. Здесь же располагалась и мастерская архитектора. Три этажа сдавались внаем, а весь четвертый этаж занимала его многочисленная семья — у Леонтия Николаевича было 8 детей. Пятый этаж надстроил в 1914-м другой архитектор. Квартиры с мастерскими в доме Бенуа арендовали многие представители творческих профессий.
После революции 1917-го Леонтий Николаевич остался жить в своем доме, несмотря на то, что его квартиру уплотнили, она стала коммунальной. Не имея ни единой капли русской крови, он считал себя русским и даже в тяжелые времена из России не уехал, продолжая жить и работать здесь до последних своих дней. Потомки знаменитого зодчего никогда не покидали эту квартиру. Сейчас им принадлежит 14 комнат, семь из которых занимает музей, другие семь — жилые.
Попасть в музей-квартиру на экскурсию не сложно, надо только предварительно записаться по телефону.
На фасаде дома — герб Л. Н. Бенуа, на котором читаются французские корни.
Сейчас в квартире проживает праправнучка Леонтия Николаевича — Анастасия Олеговна Мурзина-Бенуа со своей большой семьей (4 дочери с мужьями и 6 внуков, если не ошибаюсь).
Экскурсию проводила сама Анастасия Олеговна. Она — хозяйка квартиры, основатель, владелец и директор музея, созданного членами семьи Бенуа, живущими в России и за рубежом.
Кабинет Леонтия Николаевича Бенуа удивил современной компьютерной техникой. Анастасия Олеговна обращает внимание посетителей на то, что это не просто музей в обычном понимании, а это «живой дом и живая квартира» : в музейных комнатах семья тоже проживает, а посетителям, как дорогим гостям, здесь можно чувствовать себя свободно — без стеснения фотографировать, брать в руки фамильные раритеты, старинные книги, альбомы, читать их, листать, садиться на антикварную мебель…удивительно! Анастасия Олеговна считает, что «нет смысла в вещах, которые не работают, как нет смысла в экспонатах, которых не видят люди».
Портрет Л. Н. Бенуа
Экскурсия начинается с рассказа о построенных Леонтием Николаевичем Бенуа зданиях в Петербурге, и мы вспоминаем…в том числе клинику им. Отта (Анастасия Олеговна там родилась в 1963 году). Первой крупной работой архитектора стал доходный дом Ратькова-Рожнова на Загородном проспекте. Позже он построил особняк Кавоса на Каменноостровском пр., жилой комплекс страхового общества «Россия» на Моховой, здания Первого российского страхового общества на Большой Морской и Московского купеческого банка на Невском проспекте. По проекту Л. Н. Бенуа перестраивались здания Придворной певческой капеллы на Мойке и Волжско-Камского банка на Невском, построен Дворец выставок на наб. канала Грибоедова, известный как «корпус Бенуа», католический костел в Ковенском переулке… Всего в Санкт-Петербурге им было построено около 40 зданий.
Все туристы, побывавшие в Петербурге, видели если не все творения знаменитого архитектора, но некоторые — точно, без них Петербург невозможно представить.
Чтобы напомнить читателям вид некоторый зданий, пролистаем страницы календаря с акварелями художника Петра Фильчакова (1972 г.р.) — праправнука Л. Н. Бенуа, троюродного брата хозяйки дома.
Клиника им. Д. О. Отта на Васильевском острове. 1899—1904 гг.
Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. 1897—1906 гг.
Придворная певческая капелла на Мойке. 1887- 1889 гг.
Дворец выставок — Корпус Бенуа Русского музея. 1913—1919 гг.
Римско-католическая церковь Лурдской Божьей Матери.1903—1909 гг.
Доходный дом страхового общества Россия. 1897—1900 гг.
Но вернемся в музей…
В кабинете на стене портреты Леонтия Николаевича Бенуа и Марии Александровны (его жены), рисунки, семейные фотографии.
Фамильные вещи, старинная мебель, картины, альбомы, книги. .
Л. Н. Бенуа. Певческая капелла. Акварель.
С течением времени вид квартиры менялся. После революции 1917-го года появлялись перегородки, квартира превратилась в коммуналку, но многое сохранилось, осталось без изменений — семье повезло с соседями. В «коммуналке Бенуа» по словам Анастасияи Олеговны, отношения между жильцами были замечательными. В числе соседей были поэт Анри Волохонский и специалист по старинной музыке Феликс Равдоникас. Некоторые вещи, находящиеся сейчас в экспозиции музея, принадлежали Феликсу Владиславовичу.
Потомки Л. Н. Бенуа (семья Анастасии Олеговны) восстановили планировку квартиры почти полностью, оставив одну перегородку, возведенную для «уплотнения» в советское время (на фото ниже) — это тоже страница истории семьи. Во время ремонта под слоем старых обоев были обнаружены остатки обоев начала прошлого века, по ним подобрали похожие новые такого же цвета.
Леонтий Николаевич родился в 1856 году Петербурге. Мать — Камилла Кавос — была дочерью знаменитого архитектора Альберта Кавоса, отец — Николай Леонтьевич — видный архитектор. Это повлияло на выбор профессии. Он успешно учился в Императорской Академии художеств, получал награды.
По окончании академии Леонтий Николаевич женился на Марии Александровне Сапожниковой — дочери богатого астраханского купца. Женился молодой архитектор не из-за богатства ее отца, а по большой и обоюдной любви. Юная Мария Александровна хотела научиться рисовать и, собственно, так познакомилась с будущим мужем — Леонтий Бенуа был её учителем. Брак оказался счастливым.
Портрет М. А. Бенуа (1858 -1938).
Брат Леонтия- Александр (также человек творческий) недолюбливал Марию, считал, что счастливая семейная жизнь не позволяла в полной мере раскрыться таланту брата, что благополучие в личной жизни сильно расслабляла его. Даааа, вот, оказывается, каким может быть взгляд на счастливый брак у творческого человека:))
Леонтий Николаевич с семьей на своей даче в Петергофе
Отец Марии — Александр Петрович Сапожников (1788 — 1827) — астраханский, а затем и петербургский купец 1-й гильдии, сын вольского купца, владельца картинной галереи, успешно развивал и множил рыбные промыслы на Каспийском море, имел до десятка собственных пароходов. На свадьбу дочери от подарил «Мадонну с цветком» Леонардо да Винчи (или «Мадонна Бенуа»), которая принадлежала семье более 100 лет и находилась в этой квартире.
На столике в музее представлена, конечно, репродукция:
В 1914 году (в сложное для страны время) Мария Александровна продала «Мадонну с цветком» Императорскому Эрмитажу за 150 тысяч рублей несмотря на то, что зарубежные крупные музеи предлагали во много раз больше и сразу, а музей в России выплачивал деньги частями. Последние платежи были получены уже после Октябрьской революции.
Еще раз отмечу, что во всех комнатах мы видим подлинные предметы, в том числе мебель, принадлежавшие семье Леонтия Николаевича, его потомкам, фотографии, картины, рисунки. Дед Анастасии Олеговны не думал, что квартира может стать музеем и передал самое ценное в Русский музей, музей-заповедник «Петергоф» и другие. Иногда экспозиция меняется — это случается, если родственники привозят что-то для музея, иногда на постоянное, иногда на временное хранение.
Наблюдается некоторый творческий беспорядок — на столе и рояле, накрытом скатертью, видим театральные шляпки, украшения, шарфики…желающие могут нарядиться и устроить фотосессию в интерьерах.
На портрете прапрабабушка хозяйки квартиры изображена в мехах. Эти меха повидали жизнь и находятся здесь же рядом с портретом на манекене с театральным платьем.
Конечно, у Марии Александровны Бенуа были не только меха, но и дорогие украшения, драгоценности. Анастасия Олеговна отметила, что слышала о них, но никогда не видела. Говорит, как однажды ее дочь спросила о цене бриллиантов, на что услышала ответ: «Цена бриллианта — это кусок хлеба для детей в голодные времена революции и блокады. Вот его истинная стоимость и ценность. Именно поэтому у нас с тобой их нет».
В небольшой комнате с камином обращает на себя внимание гобелен с прищепками. Оказывается на этом гобелене можно рассмотреть дом Кавоса в Венеции — деда Леонтия Николаевича. Сейчас за ним скрывается современный телевизор:)).
Дочь Леонтия Николаевича Бенуа — Нина — в 1905 г. вышла замуж за Владимира Александровича Фролова — художника-мозаичиста. До революции Фроловы жили в собственном доме на Большом проспекте Васильевского острова и там же была мозаичная мастерская. В 1929 г. Фролов как бывший домовладелец был вынужден покинуть своё жильё и вместе с семьей переехать в квартиру Л. Н. Бенуа.
Портрет В. А. Фролова (1874–1942)
Одна из самых известных работ Фролова в Петербурге — это внутреннее убранство храма Спас-на-Крови, а в Москве хорошо известны мозаичные панно для станций метро «Маяковская», «Автозаводская», «Павелецкая». Мозаики двух из них Фролов заканчивал уже в блокадном Ленинграде. В блокадную зиму 1942 года он умер от голода в это самой «коммуналке Бенуа». Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.
В одной из комнат квартиры сейчас устроена маленькая мастерская, которая используется и как место временного хранения музыкальных инструментов.
Напротив — узкая буфетная комната с окнами во двор
Далее за дверью личные жилые комнаты семьи, экскурсантов туда не повели…:))
Самое просторное и парадное помещение — концертный зал. Его воссоздали таким же, каким был при Леонтии Николаевиче. Приятной неожиданностью для нас был мини-концерт в исполнении хозяйки дома. Психолог по образованию, Анастасия Олеговна играет на арфе, фисгармонии, рояле
В музее проводятся концерты с участием профессиональных артистов, творческие вечера и встречи, проходят лекции и мастер-классы.
В работе музея Анастасии Олеговне помогают ее дочери, которые также занимаются творчеством, получают или уже получили профессиональное музыкальное или художественное образование, продолжая традиции семьи.
Познакомиться с историей семьи Бенуа и творчеством её представителей можно еще в Музее семьи Бенуа, который находится в Петергофе (отзыв здесь)
Леонтий Бенуа много лет вел дневники. Не знаю, изданы ли они. В конце жизни (Леонтий Николаевич умер в 1928 году) он написал жене письмо-завещание, в котором были такие строки: «Бог знает, чем закончится революционное движение. Чем бы ни кончилось, знай, что мои мысли всегда были всецело с тобою и моими детьми….Завещаю тебе, так и детям моим всегда служить отечеству честно, отдавая все свое умение и дарование, какое бы правительство законное ни учредилось».