Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор неизменно привлекает внимание туристов, приезжающих из самых разных стран во всемирно известный «город на Неве». Красота этого уникального здания и роскошь его внутреннего убранства — не единственные причины такой популярности. Дело в том, что и во внешнем виде Никольского морского собора, и в оформлении его интерьера нашла своё отражение целая эпоха, великая и противоречивая.
Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.
Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.
Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.
Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.
Николо-Богоявленский собор представляет собой двухэтажное здание, увенчанное пятью башнями — центральной восьмигранной и боковыми четырехгранными. Над каждой из них возвышается позолоченный купол. Как гласит легенда, Петру Великому когда-то очень понравился пятиглавый Успенский собор в Астрахани. По его образцу император якобы и хотел построить особую церковь для моряков. С. И. Чевакинский, архитектор, которому Елизавета доверила проектирование нового храма, счёл необходимым осуществить предполагаемый замысел покойного царя, но сделал это по-своему.
Издали Николо-Богоявленский собор и впрямь похож на традиционную многоглавую русскую церковь. Следует отметить, что при жизни Петра I, да и долгие годы после его смерти такой стиль не использовался. В те времена предпочтение отдавалось одноглавым храмам с высоким шпилем на макушке. Таким образом, сооружение пятиглавой церкви выглядит, как возвращение к древней «дореформенной» традиции — но лишь на первый взгляд. Стоит только подойти к Николо-Богоявленскому собору чуть ближе — и сразу становится очевидно, что архитектор отнюдь не шел по пути зодчих XVI–XVII веков.
Стиль, характерный для этого здания, носит название «елизаветинское барокко». Для него характерна бросающаяся в глаза роскошь отделки и причудливость форм — ничего общего ни с древнерусскими храмами, ни с суровым лаконизмом «петровской» архитектуры. Более всего запоминаются скульптуры, многочисленные колонны, украшенные коринфскими капителями и балконы с коваными решетками на ярко-голубом фасаде.
На небольшом расстоянии к западу от собора находится колокольня. Она построена как отдельное здание из четырёх ярусов, три из которых поддерживаются изящными колоннами. На куполе колокольни установлен тонкий длинный шпиль.
В интерьере Николо-Богоявленского собора «галантный век» отразился не столь явно, как в его внешнем облике. Многое здесь напоминает о традиционном убранстве православных храмов. Чтобы заметить тенденции, модные во времена Елизаветы и Екатерины II, следует внимательно всмотреться в иконы. Авторами их были братья Колокольниковы, Федот и Мина. Оба они входили в число лучших художников тех лет.
«Неопалимая купина» нарисована явно не без влияния европейской живописи XVIII века. То же самое можно сказать и про многие другие иконы, например, про «Сретение Господне».
Примечателен также подбор образов святых для расположенного на втором этаже собора Богоявленского храма. Среди них легко заметить небесных покровителей правившей династии — Петра, Елизаветы и Екатерины.
Примечательной деталью интерьера являются резные иконостасы. Их первоначальным автором был И. Ф. Канаев, однако в начале XIX века потребовалось выполнить реставрацию, поскольку дерево сильно обветшало. Мастера старались во всем следовать исходному образцу, но полной копией оригинала теперешний иконостас назвать, к сожалению, нельзя.
Николо-Богоявленский собор — это не только великолепный памятник архитектуры, но и действующий православный храм. В его стенах, в частности, хранится частица ковчега Святого Николая.
Здесь также размещена рака Святого Феодосия, архиепископа Черниговского и многие другие важные для любого верующего святыни. Некоторые из них показаны на официальном сайте Николо-Богоявленского собора наряду с наиболее ценными иконами. На этом же ресурсе можно отыскать немало информации, полезной как для прихожан, так и для обычных туристов.
Санкт-Петербург связан с другими городами России и с соседними странами множеством автомобильных и железных дорог. Нетрудно попасть в «северную столицу» и по воздуху. Перечислять номера рейсов и поездов было бы бессмысленно — их слишком много.
Отыскать Николо-Богоявленский собор, находясь в Петербурге, довольно просто. Следует доехать на метро до станции «Садовая» (сравнительно недалеко находятся также «Спасская» и «Сенная площадь»), подняться наверх и проследовать по одноименной улице до Крюкова канала (двигаться нужно в сторону увеличения номеров на зданиях). Затем необходимо повернуть направо и воспользоваться Красногвардейским пешеходным мостиком, который выводит почти к самой колокольне — именно там расположен вход.
Кроме того, посещение Николо-Богоявленского собора входит в некоторые из обзорных экскурсий по городу.
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.