Поделиться впечатлениями о прошлогоднем визите во дворец великого князя Владимира Александровича меня сподвигли кадры из недавно показанного по ТВ сериала о Екатерине II: периодически на экране возникала парадная лестница якобы Екатерининского дворца в Царском селе, роль которой в фильме «исполняла» таковая во дворце Владимирском))). В музей, видимо, киношников не пустили, а вот в Дом Учёных, залы которого официального музейного статуса не имеют, проникать им периодически дозволяется.
Да-да, уже 31 января 1920 года в бывшем великокняжеском дворце (стараниями Максима Горького) открылся Дом Учёных, располагающийся здесь и по сей день. В самые же лихие дни после октябрьских событий 1917-го во Владимирском дворце разместилось правление Союза Международных Торговых Товариществ, имевшее охранное свидетельство Германского Генерального консула. По всей вероятности именно это и спасло дворец от разграбления толпами революционно настроенных граждан. Есть версия, что существовала договоренность об охране дворца, как собственности лиц, находящихся в родстве с Германским Императорским Домом.
Через год, в октябре 1918-го здание перешло к Театральному отделу Наркомпроса, а в 1919-м здесь работало издательство «Всемирная литература». Дворцу откровенно везло! Новые обитатели были сплошь люди культурные, благодаря чему богатые интерьеры не пострадали.
Впрочем, не везде, но парадную анфиладу и еще несколько помещений мы действительно можем видеть во всем их изначальном великолепии.
Расположена резиденция третьего сына императора Александра II и императрицы Марии Александровны на Дворцовой набережной, в доме № 26. Даже и не знаю, почему я толком не рассмотрела фасад дворца, отметив лишь, что запросто бы он вписался в ансамбль какой-нибудь флорентийской площади: отделка рустом, закругленные окна, просторный балкон-терраса. (Не иначе жара и предыдущие впечатления этого дня, особенно выставка «Блистательные мир ар-деко», виноваты). А, оказывается, быть повнимательнее стоило: по периметру дворца, между окнами второго и третьего этажей размещено множество гербов, в том числе, например, соединенный герб Иверии и Карталинии — существовал и такой! Не говоря уж о гербах менее экзотических царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского и прочая, и прочая, и прочая… Одно утешение: рассмотреть их в подробностях все равно не получится — высоко. А глянуть в Сети, ежели интересуетесь, рекомендую. Особенно с описанием этих самых гербов — занятно! Своего фото у меня, увы, нет, но, думаю, для полноты картины все же стоит показать дворец и снаружи, потому вот его внешний вид из Сети:
11
Строительство Владимирского дворца было начато 21 сентября 1867 и спустя всего лишь год здание было готово. (Автор проекта архитектор А. И. Резанов, профессор и ректор Императорской Академии художеств). Отделка же интерьеров длилась гораздо дольше. Закупка обоев, мебели, предметов декоративного убранства производилась во Франции и Германии академиками Академии художеств А. И. Китнером и В. А. Шретером. Торжественное освящение дворца состоялось 10 августа 1874 года в присутствии всей августейшей фамилии. Приурочено оно было к бракосочетанию великого князя Владимира Александровича с принцессой Марией Александриной Элизабетой Элеонорой Мекленбург-Шверинской, (ставшей в змужества Марией Павловной, и, кстати, православие она приняла лишь в 1908 году, по глубокому убеждению), которое произошло спустя шесть дней — 16 августа. Неплохой свадебный подарок!
9
Юная Мария Павловна. Фото из Сети
Билеты на экскурсию по дворцу (а посетить его можно только в сопровождении гида) стоит покупать заранее. Желающих предостаточно. На сайте дворца стоимость дешевле, но поймать их там, мне кажется, очень непросто. В туристических компаниях — дороже в разы, но и шансов стать счастливым обладателем в разы больше.
Длительность экскурсии примерно один час 15 минут, группы по 20 человек. Ежели не ограничены в средствах, можете заказать VIP-посещение для компании до 5 человек. Бонус — возможность увидеть помимо того, что показывают всем, еще и великолепную библиотеку-ротонду, приемную, бильярдную и кабинет великого князя. Коли однажды разбогатею, разорюсь на такую экскурсию, ибо эти не всем доступные помещения дворца очень хороши… Видела по ТВ. Впрочем, и то, что доступно «на общих основаниях» уж точно не разочарует.
Сбор группы происходит в холле, у подножия той самой лестницы-«кинозвезды». А я, конечно же, не могла не обратить внимание на великолепный светильник-фонарь над головой и не восхититься кессонным потолком, резным, из разных пород … дерева? — а вот и нет! Оказалось, что это гипсовая имитация! В жизни не догадаешься…
12
По бокам лестницы — две высоченные белые с синим фарфоровые вазы. И снова — удивление: вазы поселились здесь уже в наше время, при прежних хозяевах вместо них стояли чучела медведей: Владимир Александрович был страстным охотником. Нууу, не знаю, по мне так вазы предпочтительнее…
12
Мрамор для лестницы был привезен из Каррары, а создавали ее итальянские мастера уже здесь в Петербурге. Перила лестницы декорированы изображениями грифонов (часть герба царского дома Романовых) и монограммой великого князя Владимира.
12
Поднимаясь по такой лестнице невольно плечи расправляешь и «спину держишь» — великолепие…
15
На потолке — плафон «Гений искусства на берегах Невы» художника В. П. Верещагина. Уж молчу про сам потолок…
13
13
Так и кажется, что слева от вас окна в некий прекрасный сад, которые на самом деле оказываются зеркалами, расписанными экзотическими растениями.
1 из 2
13
Зеркала эти были заказаны лично Марией Павловной в Италии у мастера Тито Келацци. Благодаря уникальной технологи, зеркала и сейчас, спустя сто с лишним лет, выглядят безупречно.
На одной из площадок лестницы обитает прекрасная нимфа работы немецкого мастера Т.Вагнера. Золоченая ручка на камне-основании не просто так — нимфу можно поворачивать, что и делал Владимир Александрович. Причем по тому, куда именно смотрела красавица, домочадцы и слуги могли судить о настроении хозяина — такой вот оригинальный «индикатор».
12
На перилах следующего марша лестницы устроился очаровательный амурчик с приятелем, которых я бы с удовольствием рассмотрела получше, кабы не надо было послушно следовать за экскурсоводом.
1 из 2
19
Парадные залы дворца размещаются в главном его корпусе, обращенном к Неве. В нем также располагались жилые помещения: на первом этаже покои князя, на втором — княгини, третий занимали детские комнаты. Всего различных помещений во Владимирском дворце было 350 плюс конюшня на 36 лошадей. Недаром его называли Малым Императорским двором и считали вторым по значимости в Санкт-Петербурге.
17
Сейчас часть строений со стороны Миллионной улицы принадлежат другим организациям.
Анфиладу парадных залов открывает Малиновая гостиная. Увы и ах сфотографировать ее целиком, так, чтобы в кадр не попали вовсе несоответствующие интерьеру экскурсанты, не получилось. Беда организованных экскурсий… Так что показать могу лишь фрагменты, но, может, это и к лучшему — авось фрагментарность поспособствует любопытству, и кто-то еще захочет лично побывать во дворце.
15
В этой гостиной проходили официальные приёмы, проводились музыкальные вечера. Малиновой гостиная названа, разумеется, благодаря обивке стен и мебели шелком и бархатом этого оттенка. Кроме того, малиновый цвет был утвержден императором как официальный цвет двора великого князя Владимира Александровича.
Кессонный потолок и люстра венецианского стекла — будто из итальянского палаццо. Считается, что архитектор А. Резанов хотел повторить в этой комнате убранство одного из парадных залов Дворца дожей в Венеции.
13
Кстати, Владимир Александрович и его супруга Италию любили страстно. Рядом с подлинным камином 16-го века (тоже из Италии) в специальной нише представлена коллекция ваз Императорского фарфорового завода. А в зеркале над камином так эффектно отражается люстра!
12
Великолепный вид открывается из окон гостиной на Неву, на Петропавловскую крепость. Вот бы еще на балкон можно было выйти…
15
Из Малиновой гостиной переходим в Золотую, оформленную в стиле рококо. Изящный гарнитур здесь работы петербургских мастеров.
16
Русской работы и роскошная люстра из хрусталя и золоченой бронзы.
16
Потолок — что-то невероятное…
11
На стенах морские пейзажи и два женских портрета: гофмейстерины Двора М. Ф. Шереметевой и «Дама в голубом».
1 из 2
15
На камине — ваза мейсенского фарфора, изготовленная по модели Кендлера, — подарок герцога Фридриха Франца II к свадьбе Марии Павловны и Владимира Александровича. Рядом с камином — рояль грушевого дерева, на котором нередко музицировала хозяйка дворца.
12
На столах и столиках — скульптуры и статуэтки. Мраморные одеяния вот этой красавицы так тонки, что даже просвечивают на солнце!
12
Многие из этих дивных вещиц князь и княгиня приобретали лично. Владимир Александрович несомненно обладал прекрасным вкусом и даже художественным талантом. И помимо того, что был Главнокомандующим войсками Гвардии и Петербургского военного округа, членом госсовета, сенатором, возглавлял также Императорскую Академию Художеств, которую любил «особою любовью» по воспоминаниям современников. Вопреки скепсису других членов императорской фамилии великий князь поддерживал объединение «Мир искусства» и даже нанял для своей дочери Елены учителем рисования Леона Бакста.
Очень хороша и девушка у окна в следующей комнате — Грушевой гостиной, служившей кабинетом Марии Павловне.
13
Грушевая гостиная
Здесь всё неожиданно строго, кроме некоторых деталей, включая упомянутую девушку. Из прежнего убранства сохранился живописный плафон потолка «Аллегория утра» французской работы и лепные десюдепорты «Игры амуров» скульптора А. М. Опекушина.
1 из 2
10
Хозяйка кабинета была одной из наиболее заметных представительниц семьи Романовых на рубеже веков. Детство ее прошло в сказочно-красивом Шверинском замке в Германии. В 1872 году в Берлине принцесса встретилась с будущим мужем. Выйдя замуж в 20 лет, большую часть своей жизни — 45 лет — она провела в России. Не у каждой невестки получалось стать «своей» в императорской семье, однако, благодаря сильному характеру и тонкой интуиции, Марии Павловне удалось занять далеко не последнее место в иерархии столь непростого семейства.
Мария Павловна умела блистать, умела и любила принять гостей. Владимирский дворец славился музыкальными концертами, проводимым в его стенах, а балы и маскарады великой княгини становились предметом восхищения светской публики.
Но не только развлечениям уделяла Мария Павловна внимание. Славились проводимые ею благотворительные базары. После смерти мужа (в 1909 году) её назначили президентом Академии художеств.
После лаконичной Грушевой гостиной интерьер Мавританского будуара — настоящий фейерверк! Выполнен он по мотивам Альгамбры. Причем Альгамбры, какой она была, еще не утратив красок.
1 из 2
14
Прелесть невозможная висящая над камином (каррарский мрамор с золоченым узором) картина «Девушка с обезьяной» кисти придворного художника В.Измайловича. Изображена на ней дочь Владимира Александрович великая княжна Елена в восточном костюме. Князь портрет этот очень любил и называл его «Обезьянка с обезьянкой».
1 из 2
11
В нише располагаются уютные диванчики со множеством подушек, раньше над ними висели фотографии членов семьи. Фарфоровые табуреты появились в Европе в 18-м веке вместе с модой на «китайщину», и поначалу привозились с «исторической родины», но вскоре были освоены и мастерами Императорского фарфорового завода.
10
Потайная дверь из Мавританского будуара ведёт на все этажи дворца.
На этом заканчивается анфилада парадных залов, и мы переходим в Зелёную гостиную, которая раньше была опочивальней княгини. В бывшем алькове — картина Т. А. Неффа «Купальщица». Считается, что именно за этой картиной находился тайник с драгоценностями хозяйки.
1 из 2
10
После того, как Николай II отрекся от престола, Мария Павловна покинула Санкт-Петербург, решив переждать смутные времена в Кисловодске. Думая, что уезжает на время, самые ценные вещи с собой не взяла, посчитав, что в дворцовом будут сохраннее. Среди прочего в тайнике осталась и роскошная тиара — свадебный подарок великого князя.
Украшение представляло собой 15 пересекающихся бриллиантовых колец с каплевидными жемчужными подвесками.
1 из 2
15
Владимирская тиара. Фото из Сети
Когда стало ясно, что возвращение в любимый дворец невозможно, и более того, придется покинуть Россию, княгиня обратилась за помощью к британскому дипломату и разведчику Альберту «Берти» Стопфорду. Он был довольно близок к императорской семье и даже доставлял личные письма Николаю II от короля Георга V. Кроме того, Стопфорд неплохо разбирался в ювелирном искусстве и мог определить, что из коллекции Марии Павловны имеет наибольшую ценность.
По одной версии Стопфорд в одиночесвте проник во дворец в женском платье. Но мне более вероятной кажется другая: вызволять драгоценности отправились двое — Альберт Стопфорд и старший сын Марии Павловны Борис в облике рабочих. Конечно же, Борис прекрасно знал, и где находится тайник, и как его открыть. В итоге из тайника были извлечены драгоценности, занявшие два саквояжа. Пользуясь дипломатической неприкосновенностью, Стопфорд вывез их в Англию, где и передал владелице.
По завещанию (великой княгини не стало в 1920-м, похоронена она на кладбище русской православной церкви во французском городке Контрексевиль, построенной на ее средства) драгоценности достались детям, а Владимирская тиара — единственной дочери Елене. Увы, княжна владела тиарой не долго. Понадобились деньги, и Елена Владимировна продает фамильную реликвию за 28 тысяч фунтов Марии Текской (бабушке королевы Елизаветы II). С тех пор Владимирская тиара пребывает в сокровищнице Британского королевского дома.
Королева Мария несколько модифицировала ее, сделав жемчужные подвески съемными, и добавив в комплект к ним изумрудные. Можно носить тиару и вовсе без камней. Вот все три варианта на королеве Елизавете II:
6
Фото из Сети
Владимирская тиара была одной из ее любимых.
Очень хороши в этой гостиной амурчики над камином. Причем «Вакханалия амуров» это не лепка, а гризайль.
6
Из Зеленой гостиной переходим в настоящее царство зелени и цветов — Зимний сад. Сады эти, где царствовали тропически растения, в суровом климате Петербурга были особой гордостью хозяев дворцов. Зимний сад во Владимирском дворце появился в начале 20-го века стараниями Марии Павловны. Прежде на его месте находились помпейская гостиная и терраса.
В глубине сада — фонтанная чаша из яшмы и беломраморная скульптура «Гигея».
14
Есть здесь и еще один фонтан, и чудище-умывальник (право слово, мне бы такой не хотелось в доме иметь))).
7
Заказаны они были великой княгиней в Италии в 1913-м году. Над умывальником — портрет-горельеф великой княжны Елены, тоже итальянской работы.
У входа в зимний сад — подарок шведского короля Густава V: резной мебельный гарнитур, который ой как хотелось рассмотреть и запечатлеть во всех деталях, но — задерживаться нельзя… Пышность и затейливость немецкого барокко!
1 из 4
8
Из зимнего сада, минуя парадную лестницу, проходим в Белый зал. Это самое большое помещение во дворце. Выполнен от в стиле Людовика XV. Изысканная роскошь!
14
Лепной кессонный потолок украшают живописные плафоны. Люстры и бра золоченой бронзы — глаз не отвести!
1 из 2
13
А какой игривый взгляд у Пана!
1 из 2
11
Особенно пышными столичные балы стали в годы правления Александра III, быть может, и потому, что очень уж любила танцевать его супруга, Мария Федоровна.
Балы, устраиваемые во Владимирском дворце, особенно славились. А некоторые даже вошли в историю. Так, 25 января 1883 года, здесь был дан костюмированный бал в стиле русской старины. Гости должны были явиться в исторических одеждах (лишь император требованием пренебрёг и явился в современном, генеральском, конно-артиллерийском мундире). И даже встречающая участников бала прислуга была одета «в живописные костюмы разных эпох, имеющих связь с русской историей: то были скифы, варяги, бермяты, стрельцы новгородские и московские и т. п." Приглашенных было 250 человек и резонанс сие событие имело немалый.
Считается, что именно этот бал 1883-го года вдохновил последнюю российскую императрицу Александру Фёдоровну на проведение знаменитого костюмированного бала в Зимнем дворце в 1903 году.
Ну, и кстати, Мария Павловна ой как не любила Александру Федоровну, а Николая II считала слабым правителем. С императрицей великая княгиня «соревновалась» по части стоимости и количества украшений, и, угадайте, кто одерживал верх?)))
Сейчас в Белом зале проводятся устраиваемые Домом Учёных конференции, встречи с деятелями науки, а также проходят концерты классической музыки. Это, между прочим, еще один способ побывать во дворце, однако, увидеть в этом случае можно только лишь сам зал и парадную лестницу.
Непременной частью бала являлся в прежние времена роскошный ужин, потому из бального зала мы и попали в Дубовый зал, в прежние времена являвшийся Большой столовой. Интерьер, прямо скажем, неожиданный: после Людовика XV вдруг былинная Русь! Будто терем боярский…
14
Искусная резьба по всем стенам и потолку. А деревом-то не пахнет… Совсем! Оказалось и здесь, как и в вестибюле, вместо дерева гипс, столь искусно имитирующий дуб, что даже мельчайшие детали древесного полотна росписью переданы.
Атмосфере древней Руси способствуют и пять живописных полотен В. П. Верещагина: «Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча», «Илья Муромец на пиру у князя Владимира», «Алёша Попович сражается с Тугариным Змеем», «Овсень», «Дева-Заря», «Солнечное божество». Причем, картины написаны на грубом холсте масляными красками, совсем не имеют блеска и напоминают старинные шпалеры.
12
В дальнем торце зала — эффектная печь из полихромных образцов.
13
Люстры и бра в этом зале кажутся совершенно невесомыми, будто сделанными из бересты, однако на самом деле это красная медь и вес их весьма солидный.
1 из 2
11
К этому времени уже казалось, что голова впечатлениями переполнена, однако ждало нас еще одно «испытание» — Золотая лестница! Честно говоря, я уже и не припомню, как мы там оказались))) По идее соединяет она Малую столовую с Нижним банкетным залом, но они в маршрут экскурсии точно не входили. Но не суть. Лестница — восторг! (Оказывается, силы на восторги еще остались))) Здесь уже Людовик XIV, то есть великолепие его эпохи.
12
Создана эта красота архитектором Максимилианом Месмахером: кружево золотой ограды, малиновые бархатные перила, белый мрамор ступеней… Прелестные амурчики держат медальоны с великокняжескими вензелями.
11
Роскошные бра,
13
и многократное повторение окружающей пышности в огромных зеркалах.
9
10
11
Прежде чем выпустить совершенно выпавших из реальности экскурсантов «в мир», предлагается посидеть на стульчиках в малом лекционном зале Дома Ученых (довольно лаконичной дубовой готической комнате). Здесь нам немного рассказали о судьбах хозяев дворца.
7
Фото из Сети
Собственно «Владимировичам», как и их дворцу, повезло — всем великим князьям после революции удалось уехать за границу и довольно безбедно жить там. Кирилл Владимирович в иммиграции объявил себя императором в изгнании. Андрей Владимирович в конце-концов женился на своей давней возлюбленной Матильде Кшесинской. Елена Владимировна в 20 лет вышла замуж за греческого принца Николая и в России бывала редко. По мнению современников, их брак был счастливым. Ну, и прощальный взгляд на нимфу с секретом
11
(настроение, полагаю, у каждого, кому удалось с нею встретиться, самое радужное) и великолепную лестницу Владимирского дворца…