Где-то в конце лета Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), являющийся филиалом Центрального выставочного зала «Манеж», заявил об одной выставке:
Где-то в конце лета Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП), являющийся филиалом Центрального выставочного зала «Манеж», заявил об одной выставке:
(на фото — афиша на одной из остановок общественного транспорта на Невском проспекте).
И в моих планах появилась пометка «НАДО!» (именно так - большими жирными буквами).
Оказывается, в этом году у музея довольно круглая дата, обозначенная мною в названии отзыва. Но так получилось, что я о нем долго не слышала. Потом (возможно, с обновлением самого Манежа) стала чаще попадаться информация про обещающие быть интересными выставки, но каждый раз что-то мешало планам на посещение.
Находится МИСП на одном из самых красивых изгибов канала Грибоедова (наб. канала Грибоедова, 103). Главный ориентир я указала прямо в заголовке отзыва:). По пути на выставку засветло сфотографировать общий вид места забыла, пусть будет фото открытки с картиной с выставки.
Д. А. Бекарян «Осень» (1996):
Само здание музея я тоже не сфотографировала, поэтому скрин из Яндекс.Карт:
На картине выше музей немного «выглядывает» из-за дерева у правого края картины.
Немного о здании. Съезжий дом 2-й Адмиралтейской части, 1842—1843 гг., арх. З. Ф. Краснопевков. Изначально - административное здание, объединявшее в себе функции местного полицейского управления и пожарной части.
В начале ХХ века оно было перестроено и расширено сначала по проекту инженера-архитектора А. Д. Фиалковского, а позже — архитектора А. П. Максимова. В революцию было сожжено, в 1920-е восстановлено. В советское время тут были разные организации, в том числе, и архивы, и типография.
Информаация о появлении здесь музея с оф. сайта МИСПа (http://www.mispxx-xxi.ru/o-muzee/istoriya-zdaniya/):
»С 2007 года на столь обремененную тяжелыми и мрачными событиями территорию вторглось искусство. Здесь был открыт Малый зал Центрального выставочного зала «Манеж». Современное искусство внесло энергетику игровой фестивальной легкости в архитектурное пространство. Соседство оказалось неудобным для обеих институций. Архив начал долгий процесс своего переезда, который завершился в декабре 2015 года. В результате Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков (МИСП) начал свой путь освоения всей территории, наполнив ее содержанием динамической современной культуры.»
Внимательный читатель тут задаст логичный вопрос: «А откуда же 30 лет, которым посвящена выставка?»
Ответ музей дает в другой статье на своем сайте, и я очень согласна с ними, что музей — это прежде всего коллекция, а уж потом здания, в которых она располагается:
»Музей учрежден в январе 2016 года как филиал Центрального выставочного зала «Манеж», хотя свою художественную деятельность он ведет с момента основания коллекции. История ее начинается в 1990 году, когда постановлением Коллегии Главного управления культуры исполкома Ленсовета Центральному выставочному залу «Манеж» было поручено начать формирование фонда произведений ленинградских художников с целью создания в Санкт-Петербурге Музея современного искусства. В структуре ЦВЗ «Манеж» был образован отдел современного искусства, который с первого дня приступил к осуществлению серьезного комплекса задач по комплектованию, учету, хранению и презентации предметов искусства." (http://www.mispxx-xxi.ru/o-muzee/).
Перед аркой входа во двор музея на окнах знакомая афиша и режим работы музея:
Небольшой двор сам является выставочным пространством, есть симпатичное кафе и сувенирный магазин, летом, думаю, приятно отдохнуть во время прогулки по каналу Грибоедова с чашечкой кофе за столиком на свежем воздухе:
Когда я направлялась в музей, моросил противный дождик, но, выйдя из автобуса у Мариинского театра, я увидела, что он прекратился. И это оказалось очень кстати, так как шла я на выставку в помещении, а неожиданным бонусом оказался арт-объект во дворе. Его и предлагаю посмотреть сначала, поскольку он больше про первое слово в названии выставки:
Одна лента протянулась по стене дворового флигеля:
Далее предлагаю читать по частям. Стихи и виды скомпанованы неким случайным образом, а не по датам или соседству на местности, что, как я поняла, должно дать некий обобщенный образ города. Перед кажной картинкой приведу автора, название и год, что позволит легко найти в интернете полный текст особо приглянувшихся произведений.
Виктор Соснора «Летний сад» (1962):
Илья Эренбург «Ленинград» (1945 г.):
Это, без сомнения, все знают:
Булат Окуджава "Плывут дома, как корабли, из дальних стран…":
И это не только стихотворение, а и песня (муз.: Владлена Чистякова) из фильма 1964 года „Возвращенная музыка“. Фрагмент фильма с песней в исполнении Георга Отса можно посмотреть здесь: Георг Отс. Плывут дома, как корабли / Возвращённая музыка, 1964 — YouTube . Показана замечательная, ностальгически правильная белая ночь: без суеты толпы и искусственных подсветок. А на 3:17 непривычные кадры — кораблик подплывает к разведенному Троицкому мосту, а он не поднят, а распахнут. Именно так — горизонтально — разводился этот мост до 1965 года.
Семён Ботвинник „Петропавловка“:
Для меня лично стихотворение оказалось незнакомым, но понравилось, поэтому пусть будет и полный текст (https://stih.pro/petropavlovka/ot/botvinnik):
Вторая часть инсталляции — сложной формы: можно увидеть корабль, а можно и разведенные мосты:
Предлагаю еще немного почитать, обойдя ее по кругу.
Валерий Брюсов „К Петрограду“ (1916 г.):
(https://www.culture.ru/poems/14997/k-petrogradu)
Николай Агнивцев „Странный город“ (1923 г.):
Георгий Адамович „Всю ночь слова перебираю…" (1927 г.):
Текст не очень четко виден, пусть будет и в печатном варианте:
“Всю ночь слова перебираю,
Найти ни слова не могу,
В изнеможеньи засыпаю
И вижу реку всю в снегу,
Весь город наш, навек единый,
Край неба бледно — райски — синий,
И на деревьях райский иней…
Друзья! Слабеет в сердце свет,
А к Петербургу рифмы нет.»
Аминад Шполянский «Петроград» (1914 г.):
Осип Мандельштам «Ленинград» (1930 г.):
Светлана Магницкая «Петербург — небесная симфония» (2010-е):
Следующий отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Лучший город» (1932 г.) мне видится замечательным кратким изложением отзывов о Петербурге и комментариев к ним на различных подобных Туристеру ресурсах:) :
Было и такое стихотворение Николая Гумилева:
Но тут у меня лично вопросы. Отсылка к словосочетанию «Северная Венеция»? Информации в интернете не нашла, но я лично в стихотворении вижу Венецию, а не Петербург.
Николай Агнивцев из сборника «Блистательный Санкт-Петербург»:
Николай Агнивцев «Белой ночью» (1923 г.):
В стихотворении Самуила Маршака «Проходя морским каналом…" (середина 1950-х) упоминается Морской канал, о котором я писала в своём рассказе про Большой морской порт Санкт-Петербурга:
С выставки в самом музее я выходила, когда было уже темно. Объект во дворе выглядел так (телефон немного подзеленил):
Тут еще и профиль у стены флигеля получился интересно (анфас был в начале отзыва):
Выйдя из музея, я пошла по набережной канала Грибоедова к Сенной площади.
Виды в сторону музея от Львиного моста.
Без фотографий самих львов и моста уйти с этого места практически невозможно:
Чтобы львам не было обидно, пусть будет и стих про них:
Львы Петербурга
В молочной сырости тумана,
Где тонут мысли и слова,
Вдруг выплыли четыре льва,
Четыре белых истукана
И, опершись на парапет,
Держали берега канала.
Вдруг солнце из-за облаков
Взошло и вылилось на крыши.
И дворник, подметая мост,
Метлой случайно тронул хвост,
И огрызнулся лев неслышно.
(В. Лелина)
(https://bugaga.ru/pozdravlenya/stihi/1146755772-stihi-o-sankt-peterburge-dlya-detey.html#ixzz7CQ8nr33m)
Стихи (о городе, и не только) в Петербурге прямо сейчас можно читать не только на выставках, но и на улицах города. Мой альбом про проект «Поэзия улиц» можно посмотреть тут: https://sv-e.tourister.ru/photoalbum/46280 .
Что касается самой выставки «Стихи-я-Петербург», то залы музея выглядели так:
Посмотреть (и почитать), несомненно, было что. Но фотографии еще не разобраны.
Спасибо за внимание всем, заглянувшим в мой отзыв!