Предлагаю продолжить разговор про Большой морской порт Санкт-Петербург. Чтобы легче было ориентироваться, повторю схему и карту из первой части:
Предлагаю продолжить разговор про Большой морской порт Санкт-Петербург. Чтобы легче было ориентироваться, повторю схему и карту из первой части:
Про цифры 1–4 и зеленый кружок мы уже поговорили в части 1: https://www.tourister.ru/responses/id_32641 , остались 5, 6 и то, что видно с них.
Когда автобус/маршрутка выезжает из тоннеля, то сразу попадает на кольцо, которое и является конечной остановкой части маршрутов общественного транспорта. В окно виден Финский залив и трасса «Западный скоростной диаметр» со стороны, привычной по другим местам города, когда за спиной — город, а за трассой — залив (например, ст.м. «Зенит», Севкабель и т. д.):
Но я про ЗСД напишу позже, да и виды будут другие.
Немного про сам Канонерский остров. На схеме выше это большой горизонтально вытянутый остров немного странной формы с узкой полосой с (на карте видно точнее) южной (юго-восточной?) стороны, отделенный от показанного в первой части Гутуевского острова Морским каналом, по дну которого мы и проезжали на автобусе (почему «по дну», было рассказано в 1-й части). Про канал предлагаю поговорить позже, стоя на его берегу, что без какого-либо специального допуска возможно только на Канонерском острове.
Канонерский остров всегда был островом: при строительстве канала углубляли существующую протоку. Финское название — Kissasaari. И тут любой туристер может легко проявить «знание» финского языка:). Все правильно — Кошачий остров. А дальше название острова зависело от его использования: Батарейный, когда стояла батарея с пороховым погребом, а ближе к концу 18 века Канонерский (Канонирский, от канонир/канонер), что соответствовало долгое время находившемуся здесь полигону. Морской канал и порт на Гутуевском острове закрыли полигон в 1870-х гг. Канонерский остров стал припортовой и портовой территорией.
Итак, автобус/машина выезжает из тоннеля:
Справа по ходу движения (слева — на фото) — обращает на себя внимание забор. На схеме в части острова за этим забором видны причалы порта. Здесь находится Канонерский судоремонтный завод. С кольца, на который приехал автобус, можно только чуть-чуть взглянуть на ближние причалы на территории завода, а вот на его официальном сайте нам показали вид сверху. На переднем плане завод, кольцо — дальше, где справа виден мостик на соседний остров, а за кольцом видна жилая застройка и парк, также виден Морской канал слева от острова (кое-чего не хватает, что есть, например, на фото в шапке рассказа, поэтому понятно, что фото не совсем новое):
Также на сайте завода http://www.ksz.spb.ru/history.htm кратко, но емко рассказали его историю. Немного цитат:
»Для обслуживания и ремонта дноуглубительного флота, работавшего на строительстве Морского канала, в 1879 году появилась частная слесарная мастерская.
В 1883 году уже Казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота на Канонерском острове были преобразованы в Канонерские судоремонтные мастерские — будущий завод. (Прим.: с 1883 года завод и отсчитывает свой возрвст)
К 1928 году в корпусном, механическом, кузнечном и деревообрабатывающем цехах насчитывалось уже более 180 единиц технологического оборудования. С этого времени начал производиться и капитальный ремонт морских судов, а мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.
В 1924 году начался ремонт ледокола «Красин», который в 1926 году от стенки завода ушёл на спасение экспедиции Умберто Нобиле.
В период Великой Отечественной войны коллектив завода освоил выпуск фугасных и авиационных бомб, снарядов, газогенераторов. Были построены баржи для Ладожской флотилии. Производился срочный, аварийный ремонт военных катеров и кораблей. За годы войны 390 работников завода погибли на фронте, умерли от голода, бомбёжек и артобстрелов.
В мае 1942 года Канонерский судоремонтный завод был включён в число важнейших предприятий города, и ему было поручено осуществлять ремонт флота, так как он являлся единственным судоремонтным предприятием на Балтике, имевшим возможность доковать суда для ремонта подводной части.
В 1943 году завод целиком перешёл на выпуск боеприпасов, а также освоил изготовление сопел для знаменитых «Катюш». В условиях войны были применены новые приёмы и технология ремонта судов, разработанные главным инженером Г. Г. Башкировым, именем которого было названо самое крупное транспортное судно Балтийского морского пароходства.
В 1967 году заключён Договор о шефстве над легендарным крейсером «Аврора». Завод принимает активное участие в ремонте корабля.
С 1999 года завод выполнил большой объем работ по ремонту и модернизации ледокольного флота Морской администрации порта Санкт-Петербург (в настоящий момент Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт»). Это ледоколы «Капитан Сорокин», «Семен Дежнев», «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и др.
Если раньше плановый ремонт мощных ледоколов МАП проводился в Германии, то в 1999 г. впервые такой ремонт был проведен на Канонерском заводе.
Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 т, 8500 т и 35600 т.
Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.»
Известных имен судов в статье на сайте много больше.
Прежде, чем прогуляться по доступной всем части Канонерки, коротко про еще один остров рядом: Белый мост соединяет кольцевую площадь на выезде из тоннеля с Белым же островом, который в 1960-х гг был намыт на месте Белой отмели для постройки там Центральной станции аэрации. Из Википедии про не самое простое производство:
«I-я очередь станции была запущена в 1978 г. Она была рассчитана на мощность 750 тысяч м3 сточных вод в сутки.
II-я очередь ЦСА была построена в 1985 г., мощность станции удвоилась.
В 1997 г. на ЦСА начал работать первый в России завод по сжиганию илового осадка, образующегося в процессе биологической очистки сточных вод. Завод, работающий на основе технологии PYROFLUID, был приобретён у французской компании OTV.
В 2007 г. проведена реконструкция станции — была внедрена технология глубокого удаления биогенов (азота и фосфора) из сточных вод в соответствии с нормативами Хельсинкской Комиссии (ХЕЛКОМ). Превышение концентрации биогенов вело к зарастанию Финского залива синезелёными водорослями.
Станция оборудована 6-ю парами первичных и вторичных отстойников для механической очистки, 12-ю аэротанками с длиной коридоров по 200 м для биологической очистки. Сточные воды, поступающие в приёмную камеру, поднимаются насосами главной насосной станции ЦСА на высоту 16 м и затем проходят несколько стадий очистки: механическую очистку, полную биологическую очистку, теперь и химическую очистку.»
От себя могу сказать, что или технологии более-менее нормальные, или с розой ветров угадали, но в 2000-х годах по рабочим делам я на Канонерском бывала очень часто, а «запашок» был замечен только несколько раз.
«Плюсик» про Белый остров в части полноты охвата территории поставлен, гуляем дальше по Канонерке.
Понятно, что Морской канал, порт и завод определили и остальную застройку острова: здания портовых служб и таможни, заводской жилгородок разного времени постройки, гаражи, неплохое здание бывшего ПТУ 1980-х годов.
Я покажу не все, а свой маршрут начала октября 2020 (первой части писала, что был лимит времени). На остров от Гутуевского моста я приехала на маршрутке, на кольце у тоннеля выходить не стала, а прогулку с одного берега на другой начала от конечной остановки на берегу Морского канала. Тут я и предлагаю немного поговорить про его историю:
Думаю, многим знакомы, например, гравюры, где изображены суда, прибывшие в Петербург и разгружающиеся прямо на Неве (Заячьий остров, около Троицкой площали). На Стрелке Васильевского острова не просто так стоят Ростральные колонны, здание бывшей Таможни (виды с его крыши я показвала тут), здание Биржи. Но дело в том, что Невская губа допускает осадку судов где-то до 2,5. Времена шли, суда становились больше. На больших судах товары перевозить выгоднее, но это возможно было только до Кронштадта, где их перегружали на малые суда, что, конечно, как сейчас бы, наверное, выразились, усложняло логистику и добавляло транспортные и перевалочные расходы в цену товаров, а также увеличивало сроки их доставки.
В общем, во второй половине 19-го века вопрос стал актуальнейшим.
Интересная статья с картинками тут: Морской канал Санкт-Петербурга — история и интересные факты — Вечерний Питер .
Я же, чтобы рассказ уложился хоть в какие-то приличные лимиты, процитирую ее местами.
»Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С. В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.
В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.»
Тут я напоминаю, что в первом рассказе про порт, я просила запомнить упомянутое на памятной доске екатерингофского моста «Общество путиловских заводов». Ибо далее было так:
«Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.»
«13 июня 1874 года Александр II утвердил положение „О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала“.
Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан „Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала“. Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов „с товарищами“. В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ.»
Для того, чтобы имя Николая Ивановича Путилова вошло в историю, достаточно было бы научных работ, основания Обуховского и Путиловского заводов, вклада в развитие железных дорог. Но был в его жизни и порт, ставший, к сожалению, последним проектом этого необыкновенно одаренного человека, в который он вложил и значительные собственные средства.
Чтобы понимать грандиозность замысла и работ, надо уточнить, что речь идет не о расширении/углублении протоки между Гутуевским и Канонерским островами, а о строительстве фарватера, соединяющего Неву и Кронштадский корабельный фарватер, который заканчивается практически сразу за островом Котлин. На фото — Канонерский остров в нижнем правом углу, «место встречи» с Кронштадским фарватером около Котлина примерно показано зеленым кружочком слева, пунктиром обозначен канал:
Карта этих мест до строительства канала — 1840 г. В левом нижнем углу видно, как выглядел Канонерский остров до строительства дамб, а также острова на месте нынешнего Гутуевского, который тогда был другого размера:
Карта взята здесь: Окрестности Петербурга — Карты местности: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Петербургская губерния, Ленинград, Петроград (aroundspb.ru) . Буквенные и цифровые обозначения мест на ней тоже можно посмотреть по ссылке.
Николай Иванович Путилов умер в 1880 году. Строительство завершали его компаньоны.
Морской канал был торжественно открыт в 1885 году. На открытке к этой дате были строители: С. Максимович, М. Фуфаевский, П. Борейша, но не было портрета Н. Путилова.
По завещанию Н. И. Путилов был похоронен на берегу Екатерингофки. С выбранного места были видны: порт, канал, завод. До 1908 года на картах Петербурга обозначалось место захоронения, что было чуть ли не уникальным случаем для того времени. Пример 1888 года:
(Могила_Н.И._Путилова_на_плане_СПб_1888_года (wikimedia.org))
Потом прах Николая Ивановича с женой был торжественно перезахоронен в новой церкви Путиловского завода. В советское время при работах по переделке храма могила была случайно обнаружена и уничтожена. Что было в голове у этих людей, понять невозможно.
Набережная вдоль Морского канала, которая видна на фото канала чуть выше по тексту и в начале рассказа, в 2009 году получила название «Путиловская». И я считаю, что это очень правильный выбор для увековечивания памяти этого великого человека.
Что интересно, других улиц на острове нет. Адреса выглядят так: Канонерский остров и номер дома.
Морской канал, конечно, расширялся и углублялся с течением времени. Сейчас данные примерно такие: длина 29,6 км, ширина 100 м, глубина 14 м.
Много технических деталей по строительству и эксплуатации, иллюстраций, красивых фото — в статье «Вечерки"по ссылке выше и в материале про канал в Википедии.
Морской канал является элементом С540-035a компонента С540-035 "Фарватеры" серийного объекта номер С540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» Списка всемирного наследия Юнеско.
С официального сайта КГИОП:
"Серийными называются объекты всемирного наследия, в состав которых входит две или более составных частей – компонентов (а в случае с Санкт-Петербургом эти компоненты делятся на более мелкие составляющие – элементы), имеющих четко определенные связи – культурные, социальные или функциональные. Каждая из составных частей должна вносить свой вклад в формирование выдающейся универсальной ценности объекта."
В брошюре КГИОП СПб, посвященной 30-летию включения в Список объектов всемирного наследия Юнеско объекта С540, страница с Морским каналом выглядит так:
Правда, в пунктирах и номерах к ним, мне кажется, авторы немного ошиблись.
Полностью брошюру "Культурные маршруты" можно скачать для просмотра тут: https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/kulturnye-marshruty-sankt-peterburga/ . Название может ввести в заблуждение: это - не путеводитель, а рассказ про то как сформирован и описан для целей Юнеско объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».
На сайте же КГИОП в общем вводном описании объекта есть ссылка на заключение экспертов ИКОМОС, в котором мне очень нравится начало обоснования:
"Включение Ленинграда в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним..."
Про канал кратко поговорили. На фотографии над Морским каналом виден один из мостов Западного скоростного диаметра (далее ЗСД). Но разговор про эту платную трассу логичнее начать на другом берегу острова, а завершить потом этим мостом.
Прогулка моя будет проходит поперек острова и на карте выглядит так:
Гуляем мы муниципальному округу «Морские ворота» Кировского района Санкт-Петербурга:
Симпатичные и доброжелательные лошадки сообщают нам, что на острове есть и конно-спортивная секция:
Дорожка к берегу Финского залива:
Вдоль залива можно гулять по бетонной дорожке, а можно спуститься на песчаный берег ближе к воде:
Тут могут возникнуть вопросы про «Канонерский пляж». Для меня эти места — только для прогулок по бережку. С моей точки зрения, не может быть речи ни о каком купании, хотя в сети фото людей с другим видением на это вы, при желании, найдете.
И в целом, при прогулке по острову надо понимать, что прибрежная территория и дорожка за парком убираются усилиями волонтеров, а их возможностей, увы, недостаточно.
Вдалеке виден конец современной территории Канонерки и острова продолжения дамбы:
Бетонная дорожка переходит в каменную (по верху дамбы), поэтому прогулку на самый конец острова планировать надо на сухую погоду, в удобной обуви и в светлое время суток. Там очень красивый вид заката, но надо время запланировать так, чтобы прийти к его началу и успеть неровную обратную дорожку по камням пройти пока не совсем стемнело.
Ковидной весной 2020, когда в Петербурге долго были закрыты парки, популярность для прогулок этих мест очень возросла, особенно у жителей города с машинами. Также этот берег Канонерки становится популярным местом для созерцания закатов и все чаще встречается в различных обзорах типа «Где в СПб посмотреть закат».
На следующей фотографии — вид «наружной стороны» ЗСД. Здесь он (диаметр) или она (трасса) по морю приходит с Васильевского острова к Канонерскому. Видно, как две части, ранее находящиеся на одном уровне (как, например, у ст.м «Зенит»), набирают высоту и перестраиваются в двухэтажное сооружение:
В эту часть Канонерки можно было берегом прийти от транспортного кольца после выезда из Канонерского тоннеля:
Есть даже качели, столь популярные в петербургских прогулочных зонах:
Немного про Западный скоростной диаметр и Канонерку. Появление трассы, конечно же, внесло ряд отрицательных моментов в жизнь островчан. В статье про канал по ссылке выше есть фотографии, очень наглядно показывающие, что трасса прошла прямо над частью домов. Дома непосредственно под ЗСД расселены, но защита от шума и пыли — не самая сильная сторона проекта этой загруженной трассы, поэтому было возмущение и жителей домов, не подлежащих расселению. Под самой трассой оставили детский сад. Выглядит он ярко и привлекательно, но я лично не могу принять такое его расположение. Недавно прочитала, что расселенные старые дома московские инвесторы выкупили для переделки под аппартаменты. Мне сложно судить, есть ли будущее у подобного проекта, но время покажет.
Про технические особенности ЗСД будет еще немного по возвращении на берег канала, куда я, ввиду ограничения по времени, и направилась, пройдя немного по берегу со стороны залива. Обратный путь проходил мимо приятных осенних клумб, добавила их к виду на ЗСД:
Пока погода позволяет, у местных школьников физкультура на свежем морском воздухе:
Более современная, чем на вьезде на остров, жилая застройка:
Дом 8 (средний) известен трехэтажными однокомнатными квартирами (борьба с гиподинамией?):
Если кому интересно, то план квартиры можно посмотреть здесь: Общежитие, Современный, Канонерский остров, 8 (citywalls.ru)
И я снова оказалась на Путиловской набережной, но немного дальше от моста ЗСД:
У другого берега канала в ожидании зимы отдыхает ледокол:
Петербургский порт — круглогодичный. Поэтому работа у ледоколов бывает. Но зато на просторах интернета я встречала интересные фотографии с нагромождениями колотого льда. Сама я зимой бывала только недалеко от здания школы у тоннеля, почему-то, мыслей глянуть на канал не возникало. И при путешествиях на пароме в зимнее время на верхнюю палубу тоже не поднималась, так как рано темнеет.
Да, раньше легко было прогулку по каналу приурочить к проходу по нему паромов на Хельсинки/Стокгольм, чтобы еще и «большой кораблик» посмотреть. Да и вообще на канале в доковидные, а особенно в досанкционные времена жизнь была активнее, чем на моих фото октября 2020. Виды с паромов «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» были в этих местах тоже интересные, своих не могу найти, но в интернете они точно присутствуют, возможно, и на Туристере.
К остановке маршруток возвращаюсь берегом канала. Впереди мост, являющийся частью ЗСД:
Удобно поговорить о размерах и некоторых его особенностях. На фотографиях снизу, например, правильное соотношение высоты окружающих зданий и моста показать, к сожалению невозможно.
Всего мостов в составе ЗСД три. Но только этот построен двухэтажным. Так что, если кто-то из вас проезжал по этой скоростной трассе и видел «крышу над головой», то можно сказать, что в какой-то мере в портовых местах вы уже бывали. Возможно, кто-то ехал по верху и ловил себя на мысли, что в отличие от других частей трассы не очень понятно, где люди едут в обратную сторону.
На оф. сайте ЗСД в разделе «Мосты», кроме красивых видов сверху, есть и интересные цифры, позволяющие провести сравнение мостов:
Мост через морской канал: длина — 759 метров, самый крупный пролёт — центральный (168 м), всего пролетов 7, высота над водой 52 м. Это является самой высокой точкой ЗСД. Отметка о высоте видна на втором фото в слайд-шоу при увеличении.
Вантовый мост через корабельный Фарватер в Невской губе: длина — 620 метров, центральный пролет — 320, высота над водой 35 м. высота пилонов — 124 метра над уровнем воды, первый и единственный во всем мире мост который может похвастаться наклонными пилонами, которые имитируют разводных собратьев из Петербурга.
Вантовый мост через Петровский фарватер: длина — 600 метров, центральный сегмент — 240 м, высота под мостом 25 м, пилоны находятся на 125 м над уровнем воды, они построены «под» разделительной полосой, а ванты расходятся у разных плоскостей, что является отличным дизайнерским решением.
Мосты на ЗСД не разводятся, их появление ограничило высоту судов, в том числе паромов и яхт, которые могли бы пройти в Неву. И уже есть история, как по каналу под мост высотой над водой 52 м пропихивали ледокол «Арктика» высотой те же самые 52 м (почитать и посмотреть видео можно тут , на фото и видео в этой статье также хорошо видно, как высоко проходит трасса над островом и каналом, да и просто красиво снят канал). Всё прошло хорошо: ни ледокол, ни мост даже не поцарапали:).
Если кому интересны подробности строительства на высоте 52 м и других участках ЗСД, то фоторепортаж, например, тут: https://paperpaper.ru/photos/zsd/.
В ограждении, отделяющем проезжую часть Путиловской набережной, «дырочки» напротив остановки маршруток не оказалось, пришлось пройти мимо в сторону моста:
А потом вернуться по тропинке вдоль другой стороны дороги, заодно еще раз посмотрев на Морской канал в сторону моря. Кольцо маршруток видно посередине правого края этого снимка:
По тем местам Гутуевского и Канонерского островов, которые я не показала, да и по тому, что показала:), рекомендую посмотреть видео-экскурсию от краеведа Андрея Дамирова, снятую в начале июня 2020: https://www.youtube.com/watch?v=1QtroSEeMdw (его канал Youtube и страница ВК вообще интересны для любителей Петербурга).
Рассказ про Канонерку как-то подзатянулся и выбрал разумные лимиты по объему текста, поэтому самая левая часть со схемы порта в его начале (район метро Автово), если и появится, то отдельно.
Здесь же осталось только уделить внимание практической информации.
В частях 1 и 2 я обозначила часть основных точек осмотра на островах и рядом. Но понятно, что по построению маршрута есть варианты.
Как доехать на Гутуевский и Канонерский острова:
С Невского проспекта до Двинской улицы на Гутуевском острове идет автобус 22. Маршрут и в других частях города — замечательный. Даже частично кратко изложен на одной из остановок проекта «Поэзия улиц» (мой альбом тут):
Маршрут автобуса 22 входит в проект «Культурный маршрут». Аудиогид можно скачать заранее дома или по QR-коду на плакате в автобусе.
Если начинать прогулку от памятника подводным лодкам и Екатерингофского моста (как в части 1 моего рассказа), то выйти из 22 авт. надо на остановке «Ул. Степана Разина» Памятник прямо на остановке, а мост — немного впереди по ходу автобуса. Если ехать сразу на Канонерский остров, то на 22 авт. надо доехать до конечной остановки на Двинской улице, а потом на этой же остановке сесть на автобус или маршрутку, чтобы проехать Канонерский тоннель.
От ст. метро «Балтийская» по наб. Обводного канала на Гапсальский и Канонерский острова идут автобусы 66, 67 и маршрутки к66, к67. Но раньше на этом участке были очень большие пробки. Как сейчас, не знаю, но, теоретически, транспорта должно быть меньше, по крайней мере грузового.
К Сенной площади прямо с Путиловской набережной Канонерского острова идет маршрутка к115:
В общем алгоритм такой: выбираете на Яндекс. Картах остановку на Канонерке или Гутуевском (зависит от ваших планов). При нажатии на нее появляется список маршрутов. Нажимаете на номер маршрута, он появляется на карте, а там выбираете, где и на какой лично вам удобнее сесть. При запросе маршрута от, А до В Яндекс предлагает, естественно, не все возможные, поэтому удобный именно вам может отсутствовать.
Спасибо за внимание всем, заглянувшим в мой рассказ! Надеюсь было хоть немного интересно.