Немного про сам музей-юбиляр я рассказала в первой части. И там же — арт-объект во дворе МИСПа, который и начинал раскрывать тему «Стихи-я-Петербург». Теперь предлагаю перейти в залы музея.
Кратко напомню, что идем мы в это здание по адресу: наб. канала Грибоедова, 103
1 из 2
на эту выставку:
В одном комментарии к первой части меня похвалили за неспешность. Похвалы надо оправдывать, поэтому продолжаю не спешить: здесь будет 1-й этаж из четырех.
Небольшое отступление. Как я писала в первой части, на выставке показаны картины с городскими пейзажами Санкт-Петербурга. Так получилось, что с конца 2019 года на разных выставках я посмотрела много таких пейзажей заявленного в МИСПе периода (20-й и 21-й века).
Были замечательные мирискусники на выставке из частных коллекций «Исторические прогулки» в Ленинград Центре у Таврического сада. Понятно, что без прогулок по Петербургу там не обошлось:
1 из 10
Исаак Бродский был не только на упомянутой выше выставке, но и на посвященных его юбилею в Академии художеств и в своем музее-квартире на пл. Искусств:
1 из 2
В музее квартире Исаака Бродского на разных выставках были и вид центральнейшей площади Петрограда от Б. Кустодиева:
и ксилографии Анны Остроумовой-Лебедевой:
1 из 3
В Русском музее (а в 2021-м и музее-квартире А. Ахматовой) на знаменитом Портрете Натана Альтмана вид Петроградской стороны представлен небольшим, но узнаваемым фрагментом:
А на юбилейной выставке в KGallery Натана Альтмана Портрет отсутствовал, но на не менее замечательном рисунке были и Биржевой мост, и Стрелка:
1 из 2
Немного отвлекусь. Пейзажи, встречающиеся на выставках, у меня лично порой определяют маршрут прогулки, чтобы сделать фотографию с таким же ракурсом. На этом рисунке Альтмана, вроде бы, все очевидно: с Петроградской стороны мы видим Биржевой мост и Стрелку Васильевского острова. Но на месте подобное фото никак не получилось. Через какое-то время на выставке Остроумовой-Лебедевой была ксилография с видом с Биржевого моста на Стрелку и за ней Дворцовый мост и Адмиралтейство. И опять на фотографии не получался правильный вид, но там была прорисована решётка моста, которая отличалась от нынешней и навела меня на мысль, что надо читать сайт «Мостотреста» :):
«… в 1960 году по проекту Льва Носкова и Петра Арешева был сооружен новый мост Строителей. Ось моста переместили на 70 метров вниз по течению Малой Невы.
При реконструкции в 1960 году длина моста сократилась, а ширина, наоборот, увеличилась. Параметры нового Биржевого моста максимально приближены к параметрам Дворцового. Теперь оба имеют по 5 пролетов и почти одинаковую ширину речных быков. Таким образом, Стрелка Васильевского острова получила свое симметричное завершение.
При реконструкции Биржевого моста была обновлена планировка всех прилегающих территорий, как со стороны Петроградской стороны, так и со стороны Васильевского острова. Изменился облик набережной Макарова — причальная стена, которая существовала еще со времен Торгового порта, была перестроена. С Петроградской стороны при въезде на мост был засыпан небольшой мелководный залив, создана предмостная площадь, которая с 2006 года носит имя академика Д. С. Лихачева.»
Вот так просто все оказалось, а я и по мосту/набережной туда-сюда ходила, и про лесенки при рисовании думала. В общем, пейзажи очень полезны для изучения города:).
Возвращаюсь к городским пейзажам.
На упомянутой выставке Натана Альтмана в KGallery был и замечательный Лесной проспект моего южного севера СПб (вид из окна дома, где жил художник):
1 из 3
Графику на петербургскую тему в той же KGallery я немного показывала тут.
В Мраморном дворце Русского музея тема петербургских/ленинградских видов была в обеих частях выставки «Пейзаж в скульптуре. Скульптура в пейзаже»:
1 из 18
В KGallery (опять же на юбилейной выставке) были изумительнейшие акварели Николая Лапшина из собственной коллекции галереи:
1 из 9
Акварели этого художника будут и в МИСПе, но на 2-м этаже, а, значит, не в этой части.
В библиотеке на Невском, 20 (отзыв про здание есть у меня в профиле) к годовщине дарения ей голландцами нового органа проводили параллель между Голландией и Петербургом. И наш город, на мой взгляд, был неплох в современной керамике:
1 из 7
Наверняка, я что-то забыла, но пора закругляться с отступлениеми.
И мой вывод такой: на фоне всего этого посещение юбилейной выставки в МИСПе «Стихи-я-Петербург» было совсем не лишним. Надеюсь, посмотрев картины, со мной согласитесь и вы.
Чтобы зайти в музей, после арки на набережной канала Грибоедова надо повернуть налево:
Входная зона решена в одном цвете, который многие считают наиболее свойственным городу:
Зайдя же на выставку, посетители узнают, что у художников Петербург весьма многоцветен.
Я специально выбирала время посещения музея, чтобы попасть и на экскурсию, но, к сожалению, ее отменили из-за болезни куратора. Сотрудники музея любезно пояснили мне, что в каком зале. В принципе, смотреть можно было в любом порядке залов и в любом направлении внутри зала.
На информационном стенде в зале 1-го этажа кураторы, на мой взгляд, четко и доступно изложили мысль, что виды Петербурга — это не просто городские пейзажи. Лучше я не скажу, поэтому предлагаю почитать:
Как я поняла, в зале на первом этаже были представлены картины, наиболее близкие к городскому пейзажу, как изображению городских видов. На втором этаже — примерно тоже так, но там были собраны произведения 30-40-х годов.
Практически первой от информационного стенда была картина с видом обычного петербургского двора, но она замечательно создавала общее настроение зала. Мотя старается смотреть на Савельича, с которым мы еще встретимся по ходу рассказа — А. Заславский «Мотя, посмотри на Савельича!», 2000 г.:
1 из 2
Картина, видимо, настраивает на то, что без лишнего пафоса будет показан живой город с его жителями.
Стихи тоже присутствуют и задают настроение:
1 из 3
Цитаты из стихов на выставке представлены вне временного и исторического контекста, даже если стихотворение относится к определенному событию в истории города.
Но на дворе январь, содержащий две памятные даты:18 — День прорыва блокады Ленинграда и 27 — День снятия блокады, поэтому это стихотворение я приведу целиком.
Ленинград
Этот город бессонный, похожий на сон,
Где сияющий шпиль до звезды вознесён,
Город башен и арок и улиц простых,
Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих,
Снова он возникает из мглы предо мной,
До безумия — прежний, до горя — иной.
Перерублен садовых решёток узор,
Под ногами валяется бронзовый сор,
Вечный мрамор Атлантов в подъезде дворца
Перемолот, дымится под ветром пыльца;
И на жгучую, смертную рану похож
Жаркий бархат оглохших Михайловских лож.
Что мне делать теперь? Как войти мне теперь
В этот раненый дом, в незакрытую дверь?
Здесь глаза мне повыколют жилы антенн,
Паутиной обвисшие с треснувших стен,
Онемят фотографии мёртвых родных
И задушит зола недочитанных книг.
Ничего, я стерплю. Ничего, я снесу
Огневую — от бешеной боли — слезу.
На крестах площадей, на могилах друзей,
Всей безжалостной силой и верою всей,
Молча, зубы до хруста сжимая, клянусь:
— Ленинград, я к тебе по-иному вернусь!
По степям и болотам не кончен поход,
Над землёю проносится огненный год,
На обломках Берлина ему затухать,
На развалинах Пруссии нам отдыхать,
И да будет, ржавея на наших штыках,
Кровь врага оправданием нашим в веках.
Там, в проулках чужих городов-тайников,
В час расплаты отыщут своих двойников
Каждый дом, каждый листик с чугунных оград,
Каждый камень твоих мостовых, Ленинград!
Кто посмеет упрёком нас остановить,
Нас, из братских могил восстающих, чтоб мстить?
Слишком мало обратных дорог у солдат,
Но возникнешь пред тем, кто вернётся назад,
Воплощением наших надежд и страстей,
Ты — внезапный и вечный в своей красоте,
Как бессмертная сказка на снежной земле,
Как мгновенный узор на морозном стекле.
Я смотрела зал первого этажа против часовой стрелки. Получился сначала 21-й век, потом разные периоды 20-го, потом снова вернулась в 21-й, стихи тоже разных лет. В общем, как и на корабле во дворе (см. 1 часть), город немного вне времени. Конечно, фотографии будут не всех картин из зала. Если картина не подписана, значит, табличка читаема при увеличении.
Чуть выше была «Белая ночь. Львиный мост» от профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Игоря Вадимовича Петрова, а теперь Летний сад:
1 из 2
Очень рекомендую почитать в блоге МИСПА беседу директора МИСПа Марины Борисовны Джигарханян с Игорем Вадимовичем Петровым «о пейзаже, Петербурге, мистрале и многои другом» (цитата из заголовка интервью).
Я очень жалею, что поздно посмотрела расписание экскурсий по выставке, так как были там и от Игоря Вадимовича, и от других представленных авторов.
На табличках некоторым картинам присутствуют QR-коды, по которым можно перейти на аудиогид по выставке на IZI.TRAVEL. В одном из своих НГ-отзывов я уже рассуждала на тему, что программа для считывания QR очень полезна в настоящее время при посещении музеев и выставок. Таблички с кодами буду далее включать в слайдшоу, но у меня не все, всего в аудиогиде представлены 38 картин с разных этажей выставки.
Ким Славин «Солнечная Мойка», 1987 г.:
Слева два здания хороши снаружи, внутри и с исторической точки зрения:
1 из 15
А из одного из залов Комитета по физической культуре и спорту правительства Санкт-Петербурга можно выйти на балкон, вид с которого на Мойку вполне неплох, на мой вкус:
1 из 3
А фасад этого двухэтажного здания на набережной реки Мойки можно в большей части рассмотреть на Невском проспекте:), прямо напротив Гостиного двора:
1 из 3
Такие вот у нас чудеса случаются. И никто ничего втихаря не повторял, просто князь С. С. Абамелек-Лазарев очень любил родительский дом (подробности можно почитать тут).
А такой вид с тремя доминантами, полагаю, найдется среди фотографий большинства туристов, побывавших в Петербурге. Только у Ефима Падвы — 1985 год, который отличается от нынешнего не только автобусами и автомобилями:
1 из 3
Читая стихи, переходим в следующую часть зала:
А эта «Весна у Михайловского замка» (Кирилл Гущин, 1993—1994 гг.)
1 из 2
напомнила мне, как в начале октября 2021 шла я мимо этого памятника Петру I в. замок на выставку итальянского футуризма и русского кубофутуризма. Было тоже красиво, только на флейте мне никто не играл:
1 из 13
Валентина Рахина «Таврический сад», 1983 г.:
1 из 2
Таврический сад за последнее время несколько раз встречался в отзывах на Туристере. Мне он тоже очень нравится, и я, конечно же, не обошлась без его видов в одном из опубликованных здесь осенних альбомов 2020 года:
1 из 5
3
Таврический сад в последнее воскресенье сентября 2020.
И опять «Белая ночь. Львиный мостик» (Виктор Тетерин, 1966 г.):
1 из 2
Понятно, что музей находится в этом месте, но явно создается ощущение, что петербургские художники рекомендуют в белые ночи уделять внимание не только разводке мостов на Неве:).
В этой же части выставки очень жизнерадостные, узнаваемые и ностальгические картины Завена Аршакуни — «Летний сад. 1987» и «ЦПКиО. 1986, а между ними — «Фонтанка.1990», где над точным опознаванием места приходится немного подумать:
1 из 2
Сергей Бакин «Питер-Пауль-кирхе. Марево», 2014 г.:
1 из 3
Думаю, что на картине выше все, побывавшие в Петербурге, узнали Петрикирхе:
Тут у меня вопрос к названию картины. В используемом кратком названии «Петрикирхе» «Пауля» нет, наверху церкви тоже только про Петра написано. В общем, есть, что спросить, если соберусь зайти туда.
А что касается исчезновения объектов в тумане, то это в Петербурге бывает. На фото — конец февраля 2021:
1 из 3
2
В последний рабочий день февраля и, соответственно, зимы у меня получилось завершить дела на работе пораньше, около 4-х часов дня, и я решила сходить на выставку в Эрмитаж. На Мойке было стандартно серенько для зимней оттепели в Петербурге, а вот когда я вышла на Дворцовую площадь, то обнаружила, что со стандартного вида со стороны Певческого моста исчезли Исаакиевский собор и шпиль Адмиралтейства. Более того, прямо ощущалось стремительное движение тумана в мою сторону. Ветер был неприятным, но люди останавливалить, доставали смарфоны и фотографировали этот затуманенный пейзаж. Шла я в манеж Малого Эрмитажа, но, зайдя в Шуваловский проезд, по виду за воротами на другом его конце поняла, что сначала стоит посмотреть на Неву и ее берега.
Читаем Николая Агнивцева и переходим в следующую часть зала:
Но сначала пусть будет ещё одно его стихотворение.
ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ
Ужель в скитаниях по миpy Вас не пронзит ни разу, вдруг, Молниеносною рапирой Стальное слово «Петербург»? Ужели Пушкин, Достоевский, Дворцов застывший плац-парад, Нева, Мильонная и Невский Вам ничего не говорят? А трон Российской Клеопатры В своем саду, и супротив Александринскаго театра Непоколебленный массив? Ужель неведомы вам даже Фасад Казанских колоннад? Кариатиды Эрмитажа? Взлетевший Петр, и Летний Сад? Ужели вы не проезжали В немного странной вышине На старомодном «империале» По Петербургской стороне? Ужель, из рюмок томно-узких Цедя зеленый пипермент, К ногам красавиц петербургских Вы не бросали комплимент? А непреклонно-раздраженный Заводов выборгских гудок? А белый ужин у «Донона?» А «Доминикский» пирожок? А разноцветные цыгане На Черной речке, за мостом, Когда в предутреннем тумане Все кувыркается вверх дном; Когда моторов вереница Летит, дрожа, на Острова, Когда так сладостно кружится От редерера голова!.. Ужели вас рукою страстной Не молодил на сотню лет, На первомайской сходке красный Бурлящий Университет? Ужель мечтательная Шура Не оставляла у окна Вам краткий адрес для амура: «В. О. 7 л. д. 20-а?» Ужели вы не любовались На сфинксов фивскую чету? Ужели вы не целовались На Поцелуевом мосту? Ужели белой ночью в мае Вы не бродили у Невы? Я ничего не понимаю! Мой Боже, как несчастны вы!.. (Вдали от тебя, Петербург — Агнивцев Николай Яковлевич (liricon.ru))
Не исключаю, что про «Исаакиевская площадь» от Георгия Татарникова (1958 г.) среди заглянувших в мой отзыв будет мнение типа:«Вот он — самый правильно-дождливый серый Петербург»:
Но сама я настаиваю на том, что город очень многоцветный и разнопогодный:).
На следующих двух картинах Арсений Семенов показывает виды (1957 и 1969 годов) на Троицкий собор с проспекта Москвиной (фигурное катание тут ни при чем), который сейчас тоже Троицкий:
1
Полагаю, что главный вопрос после просмотра: «Где звезды?»
1 из 4
А вот по ходу реставрации, начавшейся в 2004 году, у многих горожан был другой вопрос: «Откуда звёзды?», так как большую часть 20-го века храм простоял просто с голубыми куполами.
Нина Чичерина «Канал Грибоедова», 1975 г. Мост предлагаю читателям угадать самим. Думаю, двухэтажное здание справа — неплохой ключик к разгадке:
Для себя на 1-ом этаже выставки я выделила «Дождик» Андрея Блиока, 1994 г. Тут для меня сошлось все: колорит, дома и их крыши, силуэт дамы с зонтом и ее отражение:
1 из 2
Читаем Николая Гумилёва и переходим в следующую часть зала:
То, что берега могут исчезать примерно так, как на картине Петра Татарникова «Нева зимой», 2014—2016 гг., я уже показывала на фото в этом отзыве:
Вспоминаем картину, с которой я начала рассказ про экспозицию 1-го этажа, и знакомимся с «Савельичем» на «Автопортрете на фоне моста Петра Великого» Анатолия Савельевича Заславского, 2013 г.:
1 из 2
С названием моста в табличке к картине произошла небольшая популярная путаница. «В 1993–97 годах проходила масштабная реконструкция разводного пролета и механизмов. При этом внешний вид, архитектура и габариты Большеохтинского моста полностью сохранились. Тогда же на мосту восстановили надпись «Мост императора Петра Великого» (из статьи на сайте Мостотреста). То есть просто восстановлена историческая надпись, а сам мост так и остался Большеохтинским.
А. Заславский «Закат на Малой Охте», 1994:
В блоге МИСПА (ссылка будет в конце отзыва) есть интересное интервью с А. С. Заславским.
Борис Зинкевич «Фонтанка», 1994 г. Место читателям предлагаю узнать самим:
В конце моего маршрута по залу 1-го этажа было стихотворение:
На этом про первый этаж всё. Остались 2-й, двухуровневый 3-й и небольшой зал на 4-м.
И тут мне на помощь пришёл МИСП:), разместив на своём сайте 3D тур по выставке: https://3dmytour.ru/3d/mmuseum/museum.html . Смотреть довольно удобно, под каждой картиной кнопочка «i» с информацией. Единственно, у меня изображение слишком резко и быстро крутилось, если использовать мышку. Я мышкой становилась на следующий круг в зале, а потом вращала с помощью стрелок лево/право на клавиатуре.
Единственно, чуть позже проверю, доступна ли в туре лестница со стихами. Если нет, разберу фото и размещу здесь.
К выставке издан неплохой каталог с интересными обзорными статьями, стихами и высказываниями известных петербургжцев и ленинградцев:
1 из 6
Печть, возможно, немного темновата, или на выставке просто было хорошее направленное освещение, но в целом католог хорош, и, на мой взгляд жаде может быть неплохим сувениром из Петербурга. МИСП является филиалом ЦВЗ "Манеж", поэтому его издания могут быть в наличии и в магазине Манежа.
Что касается начавшегося 2022-го года, то МИСП продолжает праздновать свои 30 лет и до 27 февраля 2022 ждет всех на второй юбилейной выставке — «Комплексное зрелище», где представляет зрителям новые поступления, пополнившие собрание музея за последние 10 лет. На IZI.TRAVEL уже есть аудиогид, в официальной группе ВКонтакте с конца ноября размещено много доп. материалов. Для детей есть маршрутный лист с заданиями (спросить у кассира), а студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения сняли мультик про музей.
Спасибо всем за внимание! Приношу извинения за столь длинный материал, но короче не получилось:).