Музей парфюмерии в Санкт-Петербурге — это крупнейшая в России частная коллекция духов, флаконов и вещей, связанных с их производством. Несмотря на юный по меркам Северной столицы возраст, музейная площадка хорошо зарекомендовала себя, как среди простых ценителей изысканных запахов, так и в среде профессионалов. Некоторые экспонаты, без ложной скромности, заслужили себе мировую славу и признание, и не имеют аналогов ни в одной стране.
На 2024 год стоимость экскурсий следующая:
В указанную цену входит подробная лекция, демонстрация особо интересных экспонатов и дегустация нескольких десятков ароматов. Оплата принимается только безналичным переводом — квитанции, в том числе в электронном виде, необходимо сохранять до прихода в музей.
По некоторым праздничным дням и анонсированным датам проводятся бесплатные лекции. Попасть на них может любой желающий в формате «живой очереди», но с одним условием — одновременно в экспозиционном зале может находиться не более 8 человек.
Отдельно руководство прописало правила, которые обязаны соблюдать все посетители, независимо от возраста и формата проводимой экскурсии:
При возникновении любой спорной или конфликтной ситуации, связанной с риском для целостности экспонатов, владелец оставляет за собой право прекратить мероприятие и потребовать немедленно покинуть помещение.
Основателем и бессменным владельцем музея является Элина Арсеньева — коллекционер и профессиональный парфюмер. Истоки увлечения — родом из глубокого детства, когда начали собираться пустые флаконы из-под советских духов. Со временем хобби переросло в нечто большее, и подаренные, купленные и привезённые из-за границы ароматы стали занимать слишком много места в квартире и «запросились» в отдельное помещение.
Перед тем как въехать в свой постоянный дом на Васильевском острове, музей существовал в нескольких форматах. Один из них — выездные лекции по истории парфюмерии, но этого оказалось мало. Небольшой чемоданчик, хоть и вмещал в себя достаточно флаконов, но даже его не хватало, чтобы раскрыть желаемую тему в полной мере, и пришлось разрабатывать свой уникальный формат — интерактивные экскурсии с возможностью узнать бесценные запахи.
Одновременно с этим развивалось и другое просветительское направление. В 2007-м году вышел первый выпуск газеты «Парфюмания», где собирались новости о всемирно известных марках, рассказывались истории о великих домах моды и публиковались необычные исследования. Со временем формат трансформировался в газету «Частный парфюмер», которая начала выходить каждые два месяца, объединив в себе репортажи и тематические очерки.
В 2012-м году музей открылся по своему основному адресу на 1-й линии Васильевского острова. Совсем небольшое помещение вместило в себя несколько тысяч единиц хранения, и коллекция не перестаёт пополняться в режиме реального времени — любой гость может принести флаконы, оставшиеся от бабушек и дедушек, которые иногда оказываются настоящим сокровищем. Каждая экскурсионная лекция тоже уникальна — двух одинаковых дегустаций не бывает.
Немногим позже на базе музея начала работу первая школа парфюмерии в России. По сути — это полноценная образовательная программа, рассчитанная на 9 месяцев теории и практики. За заявленное время ученики получают информацию, как готовить самые разные ароматы, сочетать масла и другие ингредиенты, а также работать с заказчиками. На выходе все получают сертификат и доступ к ведущим площадкам продаж, ярмаркам и аукционам духов.
Сегодня музей парфюмерии — это не имеющая аналогов в стране и остальном мире площадка. Аналогичные по уровню экспозиции есть только в Европе, но открыты они лишь узкому кругу профессионалов, здесь же может оказаться любой желающий, всего лишь оплатив экскурсию. Дальнейшая цель — возрождение российского парфюмерного дела для будущих поколений знатоков многообразия загадочных и притягательных запахов.
Привычных музейных витрин посетители не увидят — вся коллекция бережно хранится в аккуратных стеллажах, чтобы не пострадать от излишков солнечного света и кислорода. В зависимости от заявленной темы и индивидуальных пожеланий выстраивается конкретный план — кто-то хочет познакомиться с легендарными российскими и советскими марками, а кому-то больше интересны французские ароматы, актуальные в любую эпоху.
Например, здесь есть уникальные образцы флаконов Chanel № 5, но не те самые гранёные упаковки, а «режиссёрский» вариант дизайна с округлыми формами — в мире осталось не так много экземпляров в хорошем состоянии, и один такой набор хранится в Петербурге. Другой раритет — Bandit 1944-го года — скандальный парфюм эпохи эмансипации, который полюбился многим известным дамам, включая прима-балерину Майю Плисецкую.
К сожалению, не все запахи коллекции можно ощутить — со временем даже самый дорогой состав распадается, и в памяти остаются только яркие флаконы и необычная упаковка. Не менее ценными экспонатами считаются и рецептурные книги — по ним мастера пытаются воссоздать архивные ароматы. Иногда это получается — именно так в 1999-м году на прилавки мировых магазинов вернулся и возрождённый «Бандит», неожиданно снятый с производства.
Есть среди экспонатов и признанные мировые шедевры. Например, мало кому пришло бы в голову, что советский одеколон «Северный» выпускался во флаконах, дизайн которых придумал легендарный супрематист Казимир Малевич. Десятилетиями позднее вклад «Чёрного квадрата» в российское искусство был увековечен в линейке ароматов «Авангарденс», созданных в качестве сувенирной продукции для посетителей одноимённого фестиваля.
Хозяйка коллекции Элина Арсеньева является автором множества композиций, наделавших шума в профессиональной среде. Хорошим примером успеха является «Одеколон Ёжиков», вдохновлённый сказкой «Ёжик в тумане». Можжевеловыми веточками он не пахнет, зато подарит атмосферу утреннего леса и свежей листвы. Режиссёр мультфильма Юрий Норштейн нашёл парфюм забавным и, несмотря на кажущуюся странность аромата, одеколон неплохо продаётся, как в российских магазинах, так и за пределами страны.
В 2015-м году на базе музея на Васильевском острове провели уникальную акцию — «Фонтан Духов». Для этого был создан единственный в своём роде аромат «Остров Музеев», 5 литров которого вылили в замкнутую водонапорную систему. Похожая инсталляция проходила спустя три года в Летнем саду, только здесь уже использовался сухой концентрат из натуральных компонентов, массой 30 килограммов и с символическим названием — «Счастье».
Мало кто знает, что знаменитая на весь СССР марка «Только Ты» разрабатывалась к столетию Владимира Ильича Ленина. Разумеется, романтичные нотки не стали посвящать вождю пролетариата напрямую, но первые упаковки по столь громкому поводу официально заказывали в Чехословакии. Позже духи появились в «кремлёвской» версии флаконов из рубинового стекла, купить которые мог далеко не каждый советский гражданин.
Необычной и самой обсуждаемой частью коллекции считается «Музей подделок». Ему даже дали яркое и обидное имя — «Скунскамера». Речь о так называемых «репликах» популярных брендов, которые с 1990-х годов заполонили мировые рынки. Бороться с ними на законном уровне бессмысленно, куда больший результат даёт демонстрация и сравнение с оригинальными ароматами — разницу почувствует даже не вовлечённый в производство человек.
До 2010-го года на официальном сайте музея работало «Парфюмерное радио», которое стало своеобразным звуковым дополнением к газете. Эфиры проходили в интерактивном режиме — зарегистрированные пользователи оставляли комментарии и пожелания к содержанию. Все записи бережно сохранены в архивах и доступны для бесплатного прослушивания в любой момент — среди них есть интервью с ведущими российскими производителями.
Периодически музей принимает участие в просветительских фестивалях, самым ярким из которых является «Придворный Парфюмер» — необычная выставка и цикл лекций, посвящённых дореволюционному периоду парфюмерного дела в России. С каждым годом подобных мероприятий в Северной столице всё больше, теперь они охватывают Царское Село и другие, знаковые для отечественной истории места и достопримечательности.
Музей расположен в шаговой доступности от станции метро «Василеостровская», на выходе из зала нужно повернуть направо по Среднему проспекту и пройти до перекрёстка с 9-й Линией. Дальше — направо до дома № 48.
До трамвайной остановки «Метро Василеостровская» вы доедете на маршрутах № 6 и 40, а далее прямо по Среднему проспекту до перекрестка с 9-ой линией. Сворачиваете налево и следуете до 48 дома. Если едете на автобусе, то выходить нужно на остановке «Средний проспект», куда и следую автобусы № 42, 47, 100, 128, 151.
Что касается такси, то правила общие для Петербурга. Заказать машину можно через приложение Uber или популярными сервисами Яндекса и Maxim, но делать это желательно хотя бы за 12 часов до поездки, чтобы не ждать водителя на фоне пробок. С уличными таксистами лучше не связываться даже в крайних ситуациях — обсчёт туристов у них — обычное дело, не говоря уже о неадекватно завышенных тарифах в выходные или праздничные дни.
Любителям путешествовать на своём или арендованном транспорте советуют сразу вводить координаты навигатора — 59.943891, 30.273852, в запутанных переулках Васильевского острова легко потеряться, а залететь под «кирпич» — ещё проще. С парковками в этом районе ситуация печальная — оставлять машину можно только на участках обочины Среднего проспекта.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.