Мимо этого красивого особняка на набережной Фонтанки хаживала я не раз, и знала, конечно, что принадлежал он некогда Гавриилу Романовичу Державину.
12
Любовалась сквозь изящную решетку полукруглым фасадом и симпатичным цветником, но желания посетить усадьбу не возникало. Ибо Державин для меня со школьных времен — лишь довольно тяжеловесные оды, и пушкинское «…в гроб сходя, благословил». Почему-то казалось, что музей этот должен быть невозможно скучным, с книгами и страницами рукописей тех самых од в витринах под стеклом.
Спасибо туристеровским рассказам, убедившим, что все далеко не так. Оказалось, что в доме воссоздан быт дворянской усадьбы времен ее знаменитого хозяина, и мало того, при доме имеется совсем немаленький сад.
А на сайте музея прочитала, что в Восточном флигеле усадьбы можно посмотреть постоянно действующую выставку «Петербургская коллекция», где представлена тьма всяческих интересностей, поступивших в фонды в 2019 году из частного собрания (в том числе веджвудский фарфор), в Западном же флигеле предлагается посетить экспозицию «В белом глянце фарфора», основу которой составляет часть «музейного собрания фарфора Всероссийского музея А. С. Пушкина, которая редко фигурировала в различных музейных выставочных проектах и была доступна только исследователям». То, что «редко фигурировала» разумеется заинтриговало! А т. к. на слово «фарфор» я реагирую примерно так же, как известный мультяшный персонаж на «сыыыыр», в эти самые флигели я чуть было не поскакала прежде всего)) И очень хорошо, что все же удержалась и решила соблюсти приличия: к Державину же пришла, значит сначала в дом!
Забегая вперед — флигели почти не впечатлили… Особенно Западный, где, как оказалось, запрещено фотать. Даже на телефон! Разрешалось только снять зал целиком. Вот кому он нужен, кто бы сказал, целиком-то?! Кроме того, лишний раз убедилась, что мне не слишком нравятся частные коллекции… В них обычно много всего и сразу, и те, что видела, были какими-то беспорядочными что ли… В общем, пока мне с ними подружиться не удалось.
3
Итак, дом! Гаврила Романович и его первая супруга Екатерина Яковлевна приобрели недостроенный двухэтажный каменный особняк на Фонтанке в 1791 году. Превратить его в «дом мечты» Державин поручил своему другу, известному архитектору Николаю Александровичу Львову. Чтобы понять, насколько известному, достаточно упомянуть, что автором проекта Приоратского дворца в Гатчине был этот самый Львов.
Поэту на тот момент было уже 48 лет. Немало, но возможно ли было, пусть и известному поэту, произведения которого издавались, скопить в те времена достаточно денег для приобретения и устройства не дома даже, а целой усадьбы в столице? Сомнительно! Солидного наследства Державин также не имел, ибо происходил из мелкопоместного дворянского рода.
В первой комнате парадной анфилады — Парадной гостиной — как раз рассказывается о жизненном пути Гаврилы Романовича. Интерьер ее мне не запомнился, но интересным показался портрет хозяина дома, написанный в 1801 году художником С.Тончи. Портрет ужас как бликовал, с горем пополам удалось запечатлеть его лишь под углом.
11
Изображен на нем убеленный сединами барин в роскошной шубе, который, конечно же, был не только поэтом, но государственным деятелем, сенатором (2 сентября 1793), действительным тайным советником (14 июля 1800), первым министром юстиции Российской империи (1802–1803).
А начиналось все не просто, т. к. отец семейства рано погиб, и матери будущего поэта трудно было дать сыновьям хорошее образование. Однако, когда в 1759 году в Казани (откуда Державин родом) открылась гимназия, 16-летний Гавриил поступает туда и учится три года. Именно здесь он познакомился с поэзией Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Василия Тредиаковского и сам попробовал сочинять стихи.
С 1762 года Гавриил Державин служил рядовым гвардейцем в Преображенском полку. Это время он вспоминал как самый безрадостный период своей жизни. В редкие свободные от тяжелой службы минуты Державин писал стихи. Плохие, по свидетельству знакомых с ними.
Не имея достаточной протекции, он долгое время не повышался в звании, и лишь в 1767 году при покровительстве полкового секретаря Неклюдова произведён был в сержанты, а с 1772 года служил уже в полку в офицерской должности, в чине подпоручика. В историю русской литературы Державин вошел как «певец века Екатерины». Вероятнее всего императрица впервые услышала о нем, причем вовсе не как о поэте, в годы Крестьянской войны (1773–1775), когда Гаврила Романович служил на Волге и работал в комиссии по расследованию дел сообщников Емельяна Пугачева. Он написал «увещание к калмыкам», в котором призывал их раскаяться и не поддерживать крестьянские волнения. Главнокомандующий войсками Александр Бибиков отправил это послание вместе с рапортом Екатерине II. А вскоре Державин, в связи с тяжелым материальным положением, лично написал императрице письмо с перечислением своих заслуг. После чего его назначили коллежским советником и пожаловали 300 душ крепостных.
Стихосложение Гаврилу Романовича, ставшего чиновником, влекло по-прежнему, и в 1776 году выходит из печати его первый стихотворный сборник «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалгае».
2
Однако настоящей известности в литературных кругах он не имел до тех пор, пока в 1783 году не написал оду «Фелица» с посвящением Екатерине II. Под Фелицей подразумевалась, конечно, сама императрица, воспеваемая как мать народов и идеал просвещенной правительницы. За оду Державин был награжден усыпанной бриллиантами золотой табакеркой, в которой лежало 500 червонцев. А затем одна за другой последовали и высокие государственные должности.
В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Тамбовская губерния была тогда одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию. К службе Державин относился со всей душой: «Чуть только коснется до его слуха какая несправедливость и оказанное кому притеснение или, напротив, какой-нибудь подвиг человеколюбия и доброе дело — тотчас колпак набекрень, оживится, глаза засверкают, и поэт превращается в оратора, поборника правды».
Спустя шесть лет (аккурат в 1791, год покупки дома на Фонтанке) Гаврила Романович перешел на службу лично к императрице, стал ее кабинет-секретарем. Но и тут себе не изменил: докладывал всё, как есть, а неприятного в повседневности всегда больше, чем наоборот. Вследствие чего Екатерина старалась обращаться к своему помощнику как можно реже, и вскоре его перевели на службу в Сенат, дабы «матушку» поменьше беспокоил.
Так что дом этот приобрел скорее государственный чиновник высокого ранга, чем поэт. За Парадной гостиной следует Голубая, экспозиция которой посвящена первой супруге Гаврилы Романовича Екатерине Яковлевне.
6
На 16-летней дочери бывшего камердинера Петра III, португальца по фамилии Бастидон, и кормилицы великого князя Павла Петровича Державин женился в 1778 году. Невеста «с пригожеством лица соединяла образованный ум и прекрасные свойства души».
Поэт адресовал ей такие строки:
«Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю.
Как роза, ты нежна, как ангел, хороша;
Приятна, как любовь; любезна, как душа;
Ты лучше всех похвал — тебя я обожаю!»
Жену свою Гаврила Романович звал Пленирой, от слова «пленять» и посвящал ей множество стихотворений. Именно в годы этого брака он обрел свой собственный литературный стиль.
Екатерина Яковлевна занималась живописью, увлекалась искусством силуэта и шитьем. Не иначе потому у одной из дверей гостиной мы и видим теперь силуэт пары явно из XVIII века. А в витрине выше правый силуэт выполнен лично первой супругой Державина.
Одной из самых необычных в доме являлась — и является — Соломенная гостиная, стены которой были отделаны «златовидными» соломенными обоями, украшенными пейзажной вышивкой.
12
Причем вышивка была выполнена Екатериной Яковлевной и ее подругой Марией Алексеевной Львовой. Работа эта была даже описана поэтом в стихотворении «Н. А. Львову»:
«…На пяльцы посмотреть велит,
Где по соломе разной шерстью
Луга, цветы, пруды и рощи
Градской своей подруге шьет»
Когда о чем-то подобном узнаю, всегда удивляюсь — насколько неспешно люди жили! Вышить обои для целой комнаты! Это же сколько времени нужно?!
8
Подлинных обоев, конечно, не сохранилось. Сегодня здесь стены отделаны в технике набойки по тростниковой основе и частично украшены вышивкой в стиле тканей XVIII века.
Напротив окон можно увидеть портрет императрицы Екатерины II — в образе законодательницы в храме богини правосудия (копия с оригинала Д. Г. Левицкого).
1 из 2
10
Интерьер дополняют бронзовые часы английской и французской работы и белоснежные печи с изящным узором изразцов.
1 из 3
9
Анфиладу гостиных комнат прежде открывал Аванзал. Стены его украшают барельефы работы скульптора Жака-Доменика Рашетта.
5
В центре, как и во времена Державина, камин. На нем — часы в виде лиры и канделябры с амурами.
1 из 2
6
И очень хороши эти кресла!
7
Двуглавые орлы на их спинках подходящий повод рассказать о взаимоотношениях Державина с императорами Павлом I и Александром I.
В эпоху Павла Гаврила Романович ожидаемо впал в немилость, но в последний год правления сына Екатерины II получил ряд высоких должностей, в том числе стал президентом Коммерц-коллегии и государственным казначеем. Александр I, придя к власти, отменил все эти назначения. Однако 8 октября 1802 года, когда «состоялся высочайший манифест о министерствах», Державин был сделан первым министром юстиции в истории России. На этой должности он подготовил ряд важных указов, в том числе указ «о взятчиках». Но… всего лишь через год император отправил Гаврилу Романовича в отставку, объяснив это весьма оригинально: «Ты слишком ревностно служишь».
Так завершилась сорокалетняя деятельность Державина на военном и гражданском поприще, где он всегда был «горяч и в правде чёрт». После отставки Гаврила Романович полностью посвятил себя литературе.
В начале 19-го века к Аванзалу был пристроен «Танцевальный зал» или «Большая зала», как его первоначально называли. Двухсветный этот зал украшен колоннами ионического ордера, облицованными искусственным мрамором стукко. Который, как известно, в те времена ценился больше натурального. А на хорах был установлен орган.
6
Однако, зал этот служил не только для развлечений. С 1811 по 1816 год здесь заседало знаменитое литературное общество «Беседа любителей русского слова». Его участников объединяли патриотические настроения и увлеченность взглядами Александра Семеновича Шишкова, призывавшего к борьбе за чистоту русского языка и изучению с этой целью церковнославянской книжности.
На заседания общества съезжалось до трехсот слушателей. Посредине зала ставился огромный продолговатый стол, покрытый зеленым сукном. Вокруг стола сидели члены «Беседы» во главе с Державиным. Для слушателей же «вокруг залы возвышались уступами ряды хорошо придуманных седалищ».
Являться на собрания было принято при полном параде. Вельможи и генералы приезжали при лентах и звездах, дамы — да-да, дамы тоже участвовали! — в бальных нарядах. Проходили чтения раз в месяц в осеннее и зимнее время. Зала в такие вечера сияла роскошным освещением. Здесь звучали оды Державина, Гнедич читал свой перевод «Илиады», а Крылов — новые басни.
Из Танцевального зала можно попасть в уютный Домашний театр.
6
С виду совсем небольшой он тем не менее был оснащен всем необходимым для постановки пьес, где требовались смена декораций и различные эффекты.
Появление театра в доме поэта объяснялось не только модой, но прежде всего обращением хозяина в начале XIX века к драматургии. Гаврила Романович переводит «Федру» Расина и пишет несколько своих трагедий, небольшие комедии и даже оперы. Некоторые из них были поставлены на сцене домашнего театра, главными актерами которого, конечно, были молодые домочадцы и их друзья.
Кстати, своих детей у Державина не было ни в первом, ни во втором браках. Первая жена, Екатерина Яковлевна скоропостижно скончалась в 1794 году, почти не успев пожить в новом доме.
Однако на попечении Гаврилы Романовича были четверо детей умершего в 1800 году Петра Гавриловича Лазарева (сенатора, друга поэта). Троих мальчиков указом Павла I зачислили затем в Петербургский морской кадетский корпус (один из них, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя), а девочку — в Смольный пансион благородных девиц.
Непосредственно в доме жили и воспитывались осиротевшие племянницы второй супруги поэта Дарьи Александровны — дети её сестры Марии и архитектора Николая Львова — Елизавета, Вера и Прасковья. Так что молодежи в доме хватало.
И появлению бильярда в России мы, оказывается, обязаны Петру I, который «привез» эту игру из Голландии. Державин бильярд очень любил. Еще в бытность свою тамбовским губернатором, он обустроил в своем доме бильярдную. А в имении Званка Новгородской губернии у Гаврилы Романовича было сразу две бильярдных. Турниры можно было устраивать!
Название игры произошло по одной версии от древнесаксонских слов bal (мяч) и yerds (палка), по другой — от французского bille (шар). А пишу я об этом лишь потому, что упомянутый выше А. С. Шишков, поборник «старого слога», предлагал называть бильярд шарокатом (ну, это еще туда-сюда)), а кий — шаропихом (!!!).
Очень хороша в бильярдной печь, но появилась она здесь в гораздо более поздние времена, когда дом перешел во владение Римско-католической духовной коллегии. Решетка — мечта почитателей ар-нуво!
1 из 3
8
Изысканно выглядит Музыкальная гостиная. Я залюбовалась оформлением окон. Они здесь необычные и придумать для таких шторы не так-то просто.
10
В эркере стоит старинное фортепиано 1792 года. На таком инструменте играла первая супруга поэта Екатерина Яковлевна.
5
Вторая — Дарья Алексеевна — хорошо владела арфой. Молоденькие племянницы Державина предпочитали гитару, сам Гаврила Романович — скрипку. В доме был оркестр из восьми крепостных музыкантов, которые каждое утро в течение двух-трех часов репетировали, а после обеда играли для гостей и хозяев дома.
Державин создавал не только оды, но и песни, кантаты, тексты хоров и оперные либретто. Ни одно из придворных и государственных торжеств в годы правления Екатерины II не обходилось без стихов Гаврилы Романовича, положенных на музыку самыми известными композиторами того времени: Д. С. Бортнянским, О. А. Козловским, Е. И. Фоминым. Неофициальным гимном России с 1791 по 1816 год стало стихотворение Державина «Гром победы раздавайся!», написанное в честь взятия Измаила и впервые исполненное на знаменитом празднике, устроенном в Таврическом дворце Григорием Потемкиным для императрицы Екатерины II в. 1791 году.
Мебель в гостиной в египетском стиле, модном в начале XIX века.
1 из 2
9
А дальше попадаешь в одну из самых необычных комнат, которые мне когда-либо встречались — гостиную Диванчик.
6
Хотя, оказывается, такие были в моде в России во второй половине XVIII века, а возникла эта мода на волне интереса к Востоку в результате русско-турецких войн. Друг Державина известный поэт Иван Иванович Дмитриев так на этот счет высказался: «И эта выдумка диванов по чести месть нам от султанов». По мне так очень даже симпатичная месть)))
В своем Диванчике Гаврила Романович очень любил отдыхать сам и принимать гостей. Одному из них, Петру Лукичу Вельяминову он написал:
«Сядь, милый гость! Здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни…»
Восстановлен Диванчик по описанию М. Ф. Ростовской, внучки автора этого интерьера Н. А. Львова: «В самой комнате о двух окнах к противоположной от них стене был приделан род четырехугольного храмика, весь из белой кисеи, драпированной на розовой подкладке. Драпировка поднималась к потолку сводом, в центре которого над самыми головами было вставлено небольшое зеркало.
5
Храмик… был похож на красивую розовую ложу, вокруг которой был по стенам сплошной розовый же диван, замкнутый со концов деревянными точеными балясинами».
6
Ни за что бы не подумала, что это мужская комната, а вот поди ж ты!
За Диванчиком следует Домашняя столовая с круглым столом- сороконожкой по центру. Стены и потолок ее украшены гирляндами цветов и плодов.
1 из 2
9
На столе — кофейный сервиз начала XIX века.
5
Но к большим трапезам он, конечно, накрывался совсем иначе. Застолья тут бывали ого какие!
Вот, например, отрывок из оды Державина «Приглашение к обеду», адресованной И. И. Шувалову, А. А. Безбородко и П. А. Зубову:
«Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят.
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами манят.
С курильниц благовонья льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая;
Хозяйка статная, младая,
Готова руку протянуть.»
В последних строках речь идет о второй супруге Державина Дарье Алексеевне, на которой он женился в 1795 году. Ее портрет кисти В. Л. Боровиковского (копия, оригинал в Третьяковке) можно увидеть на стене столовой.
6
К Столовой примыкает девичья светелка.
7
Здесь жила младшая племянница Державиных Прасковья Николаевна Львова.
Опеку над тремя дочерьми Львова Державин принял в 1803 году.
Вера Николаевна, (1792 — 1873), средняя сестра, стала супругой героя войны 1812 года генерала А. В. Воейкова. А внук ее никто иной как художник Василий Поленов!
Старшая из сестер — Елизавета Николаевна (1788 — 1864) вышла замуж за двоюродного брата своего отца Федора Петровича Львова, старше нее на 22 года. Федор Петрович был вдовцом с десятью детьми (!) Елизавета Николаевна заменила им мать, и сама родила еще шестнадцать (!!!!!) детей! Семья, однако, была очень дружной. Федор Петрович являлся директором придворной Певческой капеллы, а старший его сын — Алексей Федорович Львов — стал автором музыки гимна «Боже, Царя храни».
Рядом — комната горничных. Вполне симпатичная. Разве что проходная.
5
Совсем не «дамским», без всяких очаровательных «штучек», выглядит кабинет хозяйки дома Дарьи Алексеевны.
1 из 2
5
А все дело в том, что молодая супруга (разница в возрасте составляла 24 года) взяла на себя не только все хлопоты по ведению хозяйства петербургского дома, но и по управлению имениями.
«Своим рачительным смотрением за домом» и имениями Дарья Алексеевна сумела удвоить благосостояние мужа. Достоинства и второй своей супруги Гаврила Романович воспевал в стихах, даровав ей поэтическое имя Милена.
Главным экспонатом Опочивальни является портрет Державина кисти А.Васильевского.
4
Поэт изображен на нем в белом колпаке, малиновом бархатном халате, опушенном и подбитом мехом, палевой фуфайке и белом платке на шее. Это был его обычный и в то же время модный домашний костюм. В халате или шлафроке во второй половине XVIII века вельможа мог принимать гостей и посетителей. Правилам этикета это не противоречило.
Портрет этот был известен юному Пушкину, который увидав потом Гаврилу Романовича на лицейском экзамене, позднее писал: «… портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».
Здесь также находится акварельный портрет Дарьи Алексеевны, созданный художником Житинкиным в 1842 году.
4
Интересны в этой комнате несколько предметов мебели наборного дерева.
6
Далее вообще-то попадаешь в кабинет хозяина дома, но, служительница велела мне, не останавливаясь, идти… в шкаф!!! А сюда, мол, потом вернетесь))) Нет, я, конечно, знаю, что иногда секции шкафов являются дверьми, но воспользовалась таковой впервые)).
6
Оказалось, таким образом попадаешь в итоге в кухню и прочие подсобные помещения, куда мне поначалу идти не очень-то и хотелось. А напрасно! Там очень интересно!
И первым делом на пути оказался Ледник. (Ударение на Е, не путать с ледникОм))).
4
Лёд здесь пересыпался зернистым жестким снегом, немятой соломой или прослаивался соломенными матами. И таким образом сохранялся до следующей зимы!
В хлебосольном державинском доме продукты заготавливались в изобилии. Из оренбургского имения Смоленское везли мёд, масло коровье и чухонское, осетров, белуг, икру в бочонках, балыки. Из новгородской Званки — дичь, мясо, овощи, соленые грибы и огурцы, квашеную капусту, моченые яблоки и прочие припасы.
Далее — Приспешная (поварня, пирожная, блинная). Так в старину называли помещение с русской печью, где пекли хлеб, пироги, блины, варили кашу и супы.
4
Из оды Державина «Евгению. Жизнь Званская»:
«Я озреваю стол — и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором.
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая — прекрасна!»
На столах здесь пирожки и блины выглядят до того натурально, что сразу хочется хоть что-нибудь съесть…
4
4
4
А котик на печи! Я всерьез поначалу решила, что живой)))
5
5
А вот несколько рецептов из старинных поваренных книг.
3
Способ определения готовности хлеба в печи меня прямо-таки потряс! Неужто и в самом деле?! И как это объяснить с научной точки зрения, кто бы сказал?
7
В доме Гаврилы Романовича многие блюда готовились на пару.
6
Диковинную печь для этого построили здесь по инициативе автора проекта дома Н. А. Львова. Причем, Львов разгадал ее устройство по рисунку в рекламном объявлении автора изобретения англичанина Кларка.
Поднявшись по лестнице и теперь уже ВЫЙДЯ из шкафа, я вернулась в кабинет Державина.
6
Вся мебель в нем была создана «по изобретению» поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем» (правая часть столешницы поднималась, и стол превращался в конторку), диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство».
9
На столе представлена копия рукописи стихотворения Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», сочиненного к лицейскому экзамену, вскоре после которого Державин сказал Аксакову: «Мое время прошло. Теперь миру явился новый Державин. Это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех поэтов».
5
Ну, а теперь — в сад! Для усадьбы в центре города весьма просторный! При том, что во времена Гаврилы Романовича он был еще больше.
10
Автором оформления сада также был архитектор Н. А. Львов. «Сей сад, расположен будучи в середине города большого, — писал он, — должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому».
Гуляя сейчас по дорожкам сада даже не верится, что совсем недавно пребывал он в полнейшем запустении… Воссоздан был в 2011-м году. При этом реставраторы постарались «поселить» здесь те же самые деревья и кустарники, что были популярны в садах державинских времен: липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы, шиповник, жимолость, калину, акацию, а также жасмин и сирень, которые вошли в моду в самом конце XVIIIвека. Из цветочных культур в ту пору выращивали гиацинты, тюльпаны, нарциссы, лилии, розы. Небольшой розарий есть в парке и сейчас.
7
План усадьбы включал также строительство оранжерей (ананасной, персиковой и других) и теплиц для выращивания ранних, теплолюбивых и экзотических плодов и растений. На приусадебном огороде выращивали картофель, капусту, морковь, горох, репу, брюкву, огурцы, редис, сахарный горошек, спаржу и шампиньоны. Сегодня оранжерея здесь тоже есть, но размещается в ней кафе.
6
Замечательно, что в саду устроен ручей с тремя небольшими прудами. Так живописно смотрятся мостики над ручьем!
6
Усадьба на Фонтанке сохраняла свой первоначальный облик до тех пор, пока не ушли из жизни ее владельцы. В 1816-м скончался Державин, а в 1842 году умерла его вторая жена Дарья Алексеевна. После смерти хозяйки дом и усадьба несколько лет пустовали, а в 1846 году они были приобретены Римско-католической духовной коллегией и немедленно стали перестраиваться и приспосабливаться под многочисленные канцелярии, архивы и квартиры служащих.
Самые тяжелые времена для усадьбы Гаврилы Романовича настали после 1917-го. Несколько лет новые власти гадали, что же делать со ставшим бесхозным домом. И ничего лучше не придумали, как превратить его в жилой, со множеством клетушек-коммуналок. Конечно же, это привело к почти полной утрате художественной отделки парадных комнат.
И лишь в 1998 году распоряжением правительства Российской Федерации дом был передан Всероссийскому музею А. С. Пушкина. В 2003 году в восстановленном особняке поэта (Центральный корпус) был открыт Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени. В 2006- 2007 годах центральноездание особняка соединили полуциркульными крытыми галереями с Кухонным (Восточный) и Конюшенным (Западный) флигелями. В 2005 году был воссоздан Домашний театр, в 2009 году — здание центральной оранжереи.
Побывать в особняке на Фонтанке совершенно точно стоит! И пусть державинские оды по-прежнему кажутся мне архаичными, об их авторе я узнала немало интересного. Да и просто отрешиться от суеты огромного города, оказавшись в тишине старинной барской усадьбы, всегда приятно.
9
Кстати, погулять в саду можно и не посещая музей, купив отдельный билет. Для посетителей кафе-оранжереи вход в сад свободный.