Зимой, когда на улице холодно, ветер и снег, может появиться желание уехать в жаркие страны. Но у меня в это время просыпается другое желание — покорить Арктику или Антарктику. Однако, реализовать подобные грандиозные путешествия мне пока не представляется возможным. По-этому, ищу утешения в музеях, посвященных Арктике или Антарктике.
1 из 3
2
Ледокол «Красин» — символ истории изучения и освоения Арктики. Ледокол ошвартован на набережной Лейтенанта Шмидта.
Перед входом на трап судна установлен памятник легендарному норвежскому полярнику Руалу Амундсену.
1 из 2
1
Становление ледокольного флота России началось во многом благодаря Ивану Константиновичу Григоровичу — морскому министру Российской Империи. По его инициативе 22 декабря 1915 года была утверждена государственная программа по развитию ледокольного флота.
Будущий ледокол «Красин», а тогда еще «Святогор», заложили 3 февраля 1916 года в Ньюкасле на верфи «W. G. Armstrong Whitworth & Co, Ltd». Ледокол «Святогор» строился как улучшенный аналог ледокола «Ермак», спущенный на воду в 1898 году и построенный на той же верфи.
1 из 2
Спуск на воду ледокола «Святогор» произошел 16 августа 1916 года на реке Тайн, а 21 декабря — состоялся первый выход в море. Официальным днем рождения ледокола «Святогор» считается 31 марта 1917 года, когда на судне был поднят Андреевский флаг. 26 июня 1917 года ледокол прибыл в Архангельск.
Ледокол «Святогор» имел следующие характеристики: водоизмещение — 10620 тонн, наибольшая длина — 98,53 метра, ширина — 21,64 метра, мощность машин — 10000 лошадиных сил, скорость хода — 15 узлов.
1 из 3
После Октябрьской революции на северные порты России (Мурманск, Архангельск) напали англо-французские войска. Иностранная военная интервенция была направлена на поддержку белого движения. При наступлении англо-французской эскадры на Архангельск ледокол «Святогор» был затоплен на мелководье в фарватере Северной Двины для преграждения пути кораблям интервентов. Капитан корабля («Святогор» тогда имел вооружение) Николай Александрович Дрейер был расстрелян англичанами (по другим данным — двоюродным братом).
В августе 1918 года ледокол подняли со дна, в 1919 году увели в Великобританию, где он числился до 1921 года как HMS «Sviatogor» — Корабль Его Величества «Святогор».
В 1920 году в Карском море во льдах застрял ледокольный пароход «Соловей Будимирович». Англичане не захотели помогать Советской России. Была осуществлена следующая операция. Англичане дали ледокол «Святогор» для экспедиции Норвегии, а Советская Россия оплатила экспедицию Норвегии. Экспедицией по спасению парохода «Соловей Будимирович» руководил известный норвежский полярный капитан Отто Свердруп.
1
Норвежская шхуна Фрам, на которой Отто Свердруп ходил в арктическую экспедицию
В 1921 году благодаря работе Леонида Борисовича Красина — советского полномочного и торгового представителя в Великобритании, английское адмиралтейство вернуло «Святогор» Советской России за 75000 фунтов стерлингов (это та сумма, которую царская Россия не успела выплатить из контрактной стоимости в 375000 фунтов стерлингов).
В 1922–1926 годы ледокол «Святогор» обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике. За 1925–1926 годы ледокол спас 30 пароходов, затертых льдами Финского залива.
19 ноября 1927 года ледокол «Святогор» был переименован в ледокол «Красин» — в честь Леонида Борисовича Красина, скончавшегося от болезни годом ранее в Лондоне.
Фотографии составляют значительную часть материалов каждой выставки.
1 из 3
В одном из поперечных коридоров представлены работы участников фестиваля подводной фотографии «Дикий подводный мир».
1 из 3
В 1928 году команда ледокола «Красин» получила всемирную известность благодаря проведенной экспедиции по спасению аэронавтов дирижабля «Италия». После успешного достижения Северного полюса дирижабль «Италия» во главе с генералом Умберто Нобиле потерпел крушение. Крушение произошло 25 мая 1928 года при возвращении дирижабля на базу в Кингсбее на Шпицбергене.
Фрагмент оболочки дирижабля Италия
Ледокол «Красин» подготовили к спасательной экспедиции в рекордный срок — за 4 дня. 15 июня судно вышло из Ленинграда и 12 июля прибыло к месту крушения дирижабля. 25 июня генерала Умберто Нобиле спас шведский летчик Эйнар Лундборг. Команда дирижабля состояла из 16 человек. 9 человек оказались на льду и установили «Красную палатку», 6 человек унесло с оболочкой дирижабля при крушении. 1 человек погиб сразу при падении, 1 человек (Финн Мальмгрен — опытный шведский полярник) погиб при попытке пешком добраться к берегам Шпицбергена.
1
Парлато Д. - Легенда арктики ледокол Красин
Найти и спасти 6 членов экипажа, которых унесло с оболочкой дирижабля не удалось. 18 июня на поиски экспедиции Умберто Нобиле на самолете отправился известный норвежский полярник Руал Амундсен, его тело и самолет так и не нашли.
Макет - ледокол Красин спасает экипаж экспедиции Умберто Нобиле
Спасенные члены экипажа «Италии» были переданы на экспедиционное судно «Читта-ди-Милано». Руководили спасательной операцией: начальник экспедиции Рудольф Лазаревич Самойлович (расстрелян в 1939 году), заместитель начальника экспедиции Пауль Юрьевич Орас (арестован в 1937 году), капитан судна Карл Павлович Эгги, начальник летной группы Борис Григорьевич Чухновский.
1 из 2
Книга начальника экспедиции по спасению команды дирижабля Италия Самойловича Р.Л.
На обратном пути ледокол «Красин» предотвратил затопление немецкого лайнера «Монте-Сервантес» с 1500 пассажирами и 318 членами команды на борту. Вернулись «красинцы» в Ленинград 5 октября 1928 года уже героями!
О той экспедиции написано немало книг, снято фильмов и документальных передач. Мне особенно понравился фильм «Красная палатка», снятый в 1968 году.
В 1929 году ледокол «Красин» работал на проводке судов в Северном ледовитом океане, в 1930–1932 годы — на Балтике.
В 1933 году команда участвовала в первой Ленской транспортной морской экспедиции.
В 1934 году ледокол был направлен на спасение экипажа парохода «Челюскин», который был зажат льдами в Беринговом проливе и затонул. Пока ледокол добирался до места трагедии, экипаж уже был эвакуирован при помощи авиации. Результатом экспедиции стало выведение из льдов парохода «Сталинград» и эвакуация из Нома на Аляске самолета Слепнева Маврикия Трофимовича, который спас уцелевших «челюскинцев».
С 1934 года портом прописки ледокола «Красин» стал Владивосток. Начался период полярных экспедиций — арктических переходов, в том числе — поход к острову Врангеля.
В 1935 году команда ледокола практически полностью обновилась. Судно в прямом смысле стало «комсомольским». В 1935–1936 годы команда ледокола работала в Чукотском и Восточно-Сибирском морях. В основном это была научно-исследовательская работа — составлена характеристика гидрологического режима Чукотского моря, открыто наличие вод Атлантического океана в северной части моря, изучен пролив Лонга.
Научные работы экспедиции на ледоколе Красин в 1935 году
В 1937 году в центральной Арктике пропал самолет Леваневского Сигизмунда Александровича с экипажем, совершавших перелет Москва — Северный полюс — США. Ледокол «Красин» был отправлен в спасательную экспедицию, но застрял во льдах у берегов Аляски. Позже судно было направлено на помощь каравану ледокола «Ленин», а затем на помощь каравану ледореза «Ф. Литке» в море Лаптевых. И эта экспедиция была неудачной. Ледокол зазимовал в арктических льдах. В 1939 году ледокол вывел несколько судов в бухту Нагаево.
Начало Великой Отечественной войны ледокол «Красин» провел в Сиэтле (США), где планировались его ремонт и вооружение. Американцы попросили судно в аренду для проведения операции по высадке войск в Гренландии. Президент США выделил деньги на капитальный ремонт судна и вооружение, но специалисты признали его непригодным для военной операции.
Пен С.В. - Красин идет в составе PQ-15
Основной ролью ледокола в период войны стало участие в полярном конвое PQ-15, который был атакован немецкой авиацией, но большей частью дошел до пункта назначения.
Конвой PQ-15
По возвращении в СССР вооруженный ледокол участвовал в проводке судов с военными и стратегическими грузами по трассе Северного морского пути.
1 из 2
Рейсовое донесение капитана Маркова М.Г. за арктическую навигацию 1941-1942 гг.
За период с 4 марта 1941 года по 6 октября 1943 года ледокол «Красин» совершил кругосветное плавание (бухта Провидения — США — Канада — Шотландия — Исландия — Мурманск — Владивосток).
До конца Великой Отечественной войны ледокол нес свою полярную вахту, в октябре 1945 года был разоружен во Владивостоке.
В послевоенный период ледокол «Красин» продолжил работу на трассах Северного морского пути, выполняя как проводку судов, так и полярные исследования.
Из-за крайней изношенности корпуса судну был необходим капитальный ремонт. Было достигнуто соглашение о проведении ремонтных работ и модернизации ледокола в ГДР, которые в дальнейшем проходили на верфи «Матиас-Тезен» в Висмаре (ГДР) в 1958–1959 годы.
В результате кропотливой работы на судне увеличилась надстройка, установлены три паросиловых установок на дизельном топливе (3800 лошадиных сил каждая), новые палубные механизмы, оборудована вертолетная площадка, установлены новые устройства для буксировки.
В 1960 году судно было вновь введено в эксплуатацию. В 1960–1972 годы — ледокол «Красин» совершал проводку судов по Северному морскому пути. 54 года прослужил «Святогор», а затем «Красин» в качестве ледокола.
Папка для чертежей по предварительному проекту модернизации ледокола (Висмар, 1953-1954 гг.)
Многоместные кубрики превратились в комфортабельные каюты. Каюты старшего командного состава и кают-компания стали размещаться в надстройке.
Жилая палуба
На судне устроены 14 одноместных кают командного состава и 28 кают рядового состава. Общее количество членов экипажа — 88 человек (плюс 15 резервных мест).
Каюта старших машинистов
1 из 2
Мемориальная каюта писателя Виктора Конецкого
Виктор Конецкий — писатель-маринист, автор цикла повестей «За доброй надеждой», которые он писал с 1969 по 2000 годы. В 2005 году именем писателя назван танкер судовладельческой компании «Совкомфлот».
В кают-компании проводился прием пищи и совместный досуг руководящего состава судна.
1 из 3
Иван Константинович Григорович - морской министр Российской Империи
В каюте начальника экспедиции отображены истории многих выдающихся полярников, таких как Р. Л. Самойлович, Н. И. Евгенов, В. Ю. Визе, П. П. Ширшов, связанных с ледоколом «Красин».
1 из 3
Начальник экспедиции был важнейшим человеком на судне. На военных кораблях не так — нет никого важнее и могущественнее капитана!
Вторая по значимости каюта — каюта капитана судна. Капитан несет ответственность за судно, за груз, за экипаж. Капитан также занимается кадровыми, юридическими, дипломатическими вопросами. На судне в его распоряжении были рабочий кабинет, салон и спальня.
1 из 3
В штурманской рубке прокладывали и контролировали курс судна.
Здесь установлены гирокомпас, лаг, эхолот, кренометр, барометр, анемометр, радиопеленгатор, секстаны, радиоприемник и аппарат для приема карт погоды.
1 из 2
2
Навигационная карта
Радиопеленгатор Рыбка
В конце каждой вахты штурман выставлял координаты судна в передатчике сигнала бедствия. При необходимости могла нажиматься красная кнопка и в течение шести часов в эфир шел сигнал SOS. С борта ледокола «Красин» сигнал SOS не звучал никогда.
Автоматический передатчик сигнала бедствия Сирена М
Рулевая рубка — самое высокое место на судне, где осуществлялось управление всеми подразделениями. Наверное, это самое интересное место и для туриста. С экскурсией можно дополнительно посетить котельное и машинное отделения.
1 из 2
1
Штурвал
1
Магнитный компас
Электро-механический телеграф
Радиолокационная станция Дон
Вид на Санкт-Петербургский горный университет
1 из 3
2
В 1972 году ледокол был переведен из состава Министерства морского флота в ведение Министерства геологии.
В 1976 году ледокол «Красин» был переименован в научно-исследовательское судно «Леонид Красин», так как в строй вошел новый дизель-электрический ледокол «Красин», построенный в Финляндии.
В 1970–1980-е годы НИС «Леонид Красин» участвовало в исследовательской программе опорно-параметрического бурения на Шпицбергене и Земле Франца-Иосифа, то есть в Арктической газонефтеразведочной экспедиции.
В 1989 году судно выведено из состава флота и передано на баланс Международного фонда истории науки. В 1992 году судно признано памятником истории государственного значения. В 1995 году на судне открылась первая музейная экспозиция. С экскурсией ледокол «Красин» посетили такие известные иностранные персоны как Тур Хейердал, члены британской королевской семьи — принцесса Анна и ее муж вице-адмирал Тимоти Лоренс.
Ледокольный флот Российской Федерации самый мощный в мире. В Арктике работают 5 атомных ледоколов: «Таймыр», «Советский Союз», «Вайгач», «Ямал», «59 лет Победы». Из эксплуатации выведены атомные ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь» и «Россия».
1 из 6
1
1 из 3
В 2022 году ледокол «Красин» отметил свое 105-летие. Это Флагман флотилии исторических кораблей Музея Мирового океана!