В июне 2022 года из Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых Главного штаба Государственного Эрмитажа выехало очень много картин: одни — в Москву, другие — недалеко, через Дворцовую площадь (мой отзыв тут). О текущей экспозиции на 4-м этаже Главного штаба (далее ГШ) музей написал так: «На 4 этаже Главного штаба, в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, в данный момент представлена экспериментальнаяэкспозиция европейскогомодернизма». В интернете видела разную реакцию на слово "модернизм". Но мне после такого анонса туда срочно было НАДО. И поэтому я немного могу проиллюстрировать на Туристере текущую ситуацию в этом филиале Эрмитажа.
Начну даже не с ГШ. В музей 5 июля я собиралась к 11 часам, а сначала надо было зайти в офис поработать. Куда надо кто-то сообщил, и около 9 утра на Зелёном мосту Санкт-Петербург остановил меня: «Вам impression? Без проблем». И предложил мне следующие виды:
1 из 3
3
(на всякий случай, уточню, что из «фотошопить» только немного обрезать кадры и подровнять горизонт умею).
Кстати, на первой фотографии в слайдшоу пробившееся сквозь облака солнце выделило именно здание Главного штаба.
В общем подтверждаю, что если в прогнозе штиль и небольшая облачность, то надо не лениться, и с утра пораньше идти гулять по петербургским мостам и набережным. Но мне надо было на работу.
В музей я пришла к 11 часам. Табличка у касс продолжает предупреждать:
1
Про другие этажи Главного штаба я немного рассказывала тут (ссылка на рассказ также есть в оглавлении цикла в конце отзыва). В это посещение по плану только 4-й, но атриум ГШ в солнечную погоду невероятно графичен. Пришлось остановиться:
2
А уж если, как, например, 18 мая, в День музеев, добавят яркое пятно красного рояля, то и совсем хорошо:
1 из 2
1
Поднимаюсь по лестнице (справа — вид снизу, из гардероба):
1
Что означает стеклянная линия, было в отзыве про ГШ по ссылке чуть ранее.
Для полноты информации перечень того, что представлено в Главном штабе (на стене коридора, а также из бесплатной брошюры-схемы по ГШ):
1 из 2
1
Поднимаюсь на лифте на 4-й этаж. На его плане залы Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых (далее Галерея) выделены голубым цветом вдоль Большой Морской улицы, Дворцовой площади, Певческого проезда и реки Мойки:
1
Выйдя из лифта, поворачиваю налево. Ограничений по направлениям движения уже почти нет, но в хронологическом порядке планирую начать осмотр новой версии экспозиции с залов, где в обычное время представлены картины импрессионистов.
По пути поворачиваю голову налево. И да, ковид отступил! И наконец-то открыт для посетителей Кабинет книги художника (далее Кабинет):
1
А это значит, что мне туда НАДО!
Описание (для удобства в слайдшоу добавлен увеличенный текст):
1 из 3
1
Общий вид Кабинета:
1
И прежде, чем немного рассказать, что из книг показывают сейчас, я должна завершить начатое в рассказе про ГШ и выставку в Арке Главного штаба. Там были фотографии световых фонарей Карла Росси, как они выходят на чердак:
1 из 2
2
А вот в действии я их могу показать только сейчас, когда открылся Кабинет. Фонарь освещает витрину с фотографиями художников:
1 из 4
1
и мешает читать и снимать первую иллюстрированную книгу издательства Амбруаза Воллара — Поль Верлен «Параллельно», илл. Пьера Боннара:
1 из 3
1
Рекомендую прочитать хотя бы часть включённых в слайдшоу этикеток: по ним становится понятней, какие данные учитываются про коллекционировании книг, других интересностей тоже хватает.
Имена художников рекомендую запомнить, возможны встречи с их работами в Галерее. Некоторые — узнаваемы, некоторые очень отличаются в книгах и в картинах.
Экспозицию в Кабинете обновляют довольно часто. Книги, как и другую графику, даже при специальном освещении нельзя выставлять долго: их «листают» или заменяют на новые. В тексте про Кабинет на фото выше написано, про подарки Лидии Делекторской. Один из них — «Джаз» от Матисса, если интересно, можно посмотреть в моём альбоме (ссылка есть о главлении в конце отзыва).
Справа от входа в этот раз — великолепнейший «Дон Кихот Ламанчский» от Сальвадора Дали и, естественно, Мигеля де Сервантеса:
1 из 5
1
(кстати, эта книга ещё и отвечает на вопрос, есть ли в Эрмитаже Дали).
По книгам Дали была большая отдельная выставка. Был там и «Дон Кихот»:
1 из 6
1
и много других иллюстраций и интересных текстов (ссылка на мой альбом есть в оглавлении цикла в конце отзыва).
«Мадонна» из этого «Дон Кихота» принимала участие и в супервыставке Эрмитажа «Линия Рафаэля. 1520–2020», представляя в «линии» влияния Рафаэля 20-й век:
1 из 3
1
К Книгам в Кабинете прилагаются интересные тексты от художников и про них. Те, что получились на фото читаемыми, я включила в скриншоты (снимать сложно из-за специального освещения для сохранности графики).
Упоминаемый выше «Джаз» от Матисса изначально был «Цирком», а сейчас в Кабинете выставлена сюита листов «Цирк» Фернана Леже:
1 из 3
1
Можно сравнить два «Пантагрюэля»:Франсуа Рабле:
от Антони Клаве:
1 из 5
1
и от более известного Андре Дерена:
1 из 2
Мне очень понравились иллюстрации к древнегреческим сюжетам от скульптора Анри Лоранса. Возможно, за их лаконичность в линиях:
1 из 2
Мориса Дени по отношению к следующей книге можно было бы и не упоминать, так как автор иллюстраций к «Новой жизни» точно узнаваем:
1 из 6
Мориса де Вламинка в Галерее точно увидим, пусть будет и книга, тем более, что название просто обязывает не пропустить её на Туристере — Фриц Вандерпиль «Путешествия»:
1 из 3
Те, кто прочитал в слайдшоу этикетки, наверняка запомнили фамилию и имя мецената, чьи дары дополнили имеющиеся у Эрмитажа книги, и получилась такая вот прекрасная коллекция — Марк Иванович Башмаков.
Не исключаю, что кто-то этикетки не читал, но фамилия кажется знакомой. Варианты:
— советский и российский математик, педагог (организация и становление знаменитой школы-интерната № 45 при ЛГУ, разные конкурсы, олимпиады, профобразование, журнал «Квант»), автор многочисленных учебников и пособий для школьников (комплект учебников «Математика для всех» и премия правительства за неё, а также другие учебники), доктор физико-математических наук, профессор (ЛГУ/СПбГУ, ЛЭТИ), академик Российской академии образования;
— если математика не подходит, то могу предложить альпинизм: восхождения на все семитысячники СССР, награждён знаком «Снежный барс». В течение 15 лет был капитаном сборной ленинградского отделения спортивного общества «Буревестник» по альпинизму, руководил первым восхождением В. Балыбердина на пик Коммунизма, участвовал в подготовке спортсменов Ленинграда к первому советскому восхождению на Эверест.
А теперь вы знаете, что и коллекционер, и меценат. Светлая память и огромное спасибо Марку Ивановичу за такой замечательный зал в Главном штабе.
В Кабинете представлены для просмотра книги, в том числе и написанные на данную тему Марком Ивановичем:
1
А выставки в разных городах по графике Парижской школы продолжает проводить племянник Марка Ивановича — Павел Башмаков, и рассказы про них были на Туристере.
На схеме в начале отзыва таким же цветом, как Кабинет (зал 401) , выделены ещё несколько небольших залов cейчас они закрыты, но здесь проходили выставки, как посвящённые книгам одного художника, так и сборные. К сожалению, я поздно узнала про эти выставки, но кое-что успела увидеть. Выделю, пожалуй «Макбета» от абсолютно неизвестного мне на тот момент Марселя Громера:
1 из 5
1
Что касается видео от Эрмитажа, то рекомендую посмотреть экскурсию в Кабинет книги художника от «Смотрителя»: «Смотритель» в Эрмитаже: Кабинет книги художника — YouTube . Лето 2021 в Эрмитаже (Двенадцатиколонный зал Нового Эрмитажа) проходила большая выставка «Печать сюрреализма», по ссылке можно посмотреть экскурсию после церемонии открытия (оба видео есть на оф. ВКонтакте Эрмитажа, если кому-то там смотреть удобнее).
Доп. от 09.08.2022: В самом кабинете представлено 20 книг, подаренных Марком Ивановичем Эрмитажу в 2017 году. А в зале напротив коридорчика, где вход в Кабинет, открылась выставка, посвящённая памяти коллекционера: 20 книг, которые Марк Иванович подарил музею в 2019 году. Выставку, посвящённую этому дару Эрмитаж проводил перед ковидом (оттуда "Макбет" на фото выше). Сейчас экспозиция представлена в обновленном виде. Очень интересная и познавательная экскурсия от куратора Михаила Витальевича Балана: Книга художника: от Пьера Боннара до Энди Уорхола. Дар Марка Башмакова - YouTube .
Выйдя из Кабинета, я повернула налево и продолжила путь к Галерее. Но ковид же сдал свои позиции, и оказалось, что до первого зала Галереи открылся Зал французских пастелей 19–20 веков. И мне опять туда НАДО.
Во-первых:), там второй работающий фонарь:
2
Во-вторых — знакомые имена импрессионистов и постимпрессионистов и замечательные работы:
1
Огюст Ренуар «Женский портрет»:
1 из 2
1
Эдуард Мане " Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка»:
1 из 2
1
Винсент ван Гог «Лодки в Сент-Мари»:
1 из 2
1
Эдуард Мане «Портрет Мадам Жюль Гийме»:
1 из 2
1
Авторство Эдгара Дега у работ на стене напротив входа, думаю, все угадали бы и без меня:
1 из 3
1
Из них «Танцовщицы» показывают посетителям, что не все работы из коллекции Ивана Морозова уехали на выставку в Москву:
1 из 2
1
А на следующей стене «Композиция с разрезанной грушей» Пабло Пикассо показывает нам, что не все работы из коллекции Сергея Щукина переехали в Манеж Малого Эрмитажа:
1 из 2
1
От Пикассо есть в этом зале ещё «Абсент»:
1 из 2
1
Выхожу из Зала пастелей, иду налево. Следующий зал уже относится к Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Но вступление затянулось, и логичнее тему изменившейся экспозиции (а также модернизма) продолжить (а точнее, начать) в следующей части/частях отзыва. Хотя немного модернизма в ГШ (но не в Галерее) здесь уже было.
Подробности посещения Главного штаба:
Главный штаб входит в состав Государственного Эрмитажа, билеты продаются на общем билетном сайте музея. Посещение по сеансам. Ажиотажа нет, поэтому и в кассах билеты обычно без очереди. за исключением периодов типа Нового года, майских праздников. Да и то, сейчас уже количество билетов большое, поэтому опыт НГ-2021 и НГ-2022 не актуален.
Билет — 500 руб. Есть льготные категории. Пенсионеры РФ, школьники, студены — бесплатно в любой день, но билет надо оформить на сайте в разделе «Спец. предложения» или взять в кассе.
До конца августа 2022, как и выставка, посвященная С. И. Щукину, Главный штаб работает и по понедельникам (официальный выходной Эрмитажа). Билеты — на указанном выше сайте или в кассе.
Экспозиция масштабна, не ограничивается 4-м этажом. Сидения для отдыха и разглядывания произведений есть во многих залах. Туалетов в здании много (на разных этажах, в разных концах (см. схему). А вот буфет — на входе до зоны контроля билетов, поэтому, перекусить, при необходимости, надо перед тем, как пройти турникеты. По билету проход в музей однократный. Можно взять с собой перекус. Я не призываю жевать перед картинами: можно после осмотра одного этажа спуститься в зону гардероба, отдохнуть там на скамейке. В зоне гардероба есть автомат с питьевой водой. В отличие от главных зданий сумки просвечивают до зоны контроля билетов, а гардероб — после контроля билетов. Разрешают ли проносить воду — не знаю.
Немного офф-топа. Поскольку не знаю, когда доберусь до отзыва про постимпрессионистов, решила здесь, всё-таки, написать про «мостик» из Главного штаба в Особняк Румянцева (вдруг, кому пригодится). Там до 28 августа продлили замечательную выставку «Непарадный Ленинград».
Особняк Румянцева (филиал Музея истории города, куда входит и Петропавловская крепость) расположен примерно в 2,5 км от Эрмитажа по адресу: Английская набережная, д. 44.
Сам хорош (фасад до осени на ремонте, отзыв на Туристере точно видела, а здесь пусть будет фото с зумом из видового ресторана на Васильевском острове):
2
Виды с набережной хороши, и мост рядом красивый:
1 из 7
1
Места с разнообразной историей. Например:
1
(на фото справа по набережной прямо и есть чуть более 2,5 км до Зимнего Дворца).
Интерьеры красивые и с историей:
1 из 15
1
экспозиция масштабна и разнообразна сейчас, а исторически важна не только для Петербурга:
1 из 2
1
Но про мостик я заговорила не для того, чтобы особняк показать, а чтобы поагитировать за посещение этой выставки:
1
Вход в залы выставки «Непарадный Ленинград» находится на верхней площадке вполне интерьерной лестницы:
1 из 5
1
1 из 2
1
На выставке представлены работы художников ленинградской пейзажной школы 1930–1940-х годов, работы которых сложно отнести к соцреализму, но как же замечательно отражают они своё время.
«Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.
… Нередкими являются повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.
Представленные на выставке работы дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, таких как Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны, Старая деревня или новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток.»
А теперь «мостик» (или при чём тут ГШ).
А вот вдохновлялись художники, представленные на выставке, явно картинами мастеров французской живописи. До 1917 года — это публичные показы Сергеем Ивановичем Щукиным своей коллекции, потом Государственный музей нового западного искусства в Москве и Государственный Эрмитаж в Ленинграде.
Но больше всего — это Альбер Марке, представленный сейчас в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в Главном Штабе:
1 из 8
1
Набережная Лувра, лето. (1906 г.; холст, масло).
Я смотрела, в основном, графику, так как её перед продлением должны были убрать с экспозиции, в залы с живописью только немного заглянула:
1 из 15
1
А.С. Ведерников. Нева с баржами.(1930 г., холст, масло).
Чудесные, немного туманные, картины Владимира Гринберга были и в тех залах, куда я заглянула:
1 из 5
1
В.А. Гринберг. Пляж у Петропавловской крепости (1935 г.; холст, масло)
(В зале, где была графика, тоже после 3 июля разместили картины Гринберга).
Без ленинградских крыш на выставке не обошлось:
1 из 3
1
И.Л. Лизак. Васильевский остров 2 линия (1956 г., холст, масло).
Нашёлся и один их моих любимых ракурсов на Исаакиевский собор, да ещё такой радостно солнечный:
1 из 3
1
И.Л. Лизак. Вид на Исаакиевский собор с Большой Подъяческой улицы (1946 г.; холст, масло)
В общем, я точно пойду ещё досматривать картины, и всем выставку рекомендую.
У Особняка очень хорошая группа в ВКонтакте: Особняк Румянцева | ВКонтакте (vk.com) . Много материалов по его постоянной экспозиции, временным выставкам (и по «Непарадному Ленинграду» тоже), по истории Петербурга-Ленинграда (как в целом, так и к памятным датам).
Про сам Особняк Румянцева согласна с плакатом на его Дубовой лестнице, фотографией которого заканчивается, полагаю большинство отзывов. И я не буду оригинальничать:
1
Кстати, про Главный штаб Эрмитажа тоже этот плакат процитировать можно.