Санкт-Петербург — город мостов, их насчитывается 342 в городской черте, 13 из них являются разводными.
Литейный мост — разводной мост в Санкт-Петербурге, является вторым постоянным, после Благовещенского, мостом, сооруженным через реку Неву. Створы Литейного моста соединяют Центральную (Литейный проспект) и Выборгскую (улица Академика Лебедева) части города. Длина моста около 400 м, ширина моста — 34 м, 28 м из них занимает проезжая часть, тротуары — еще 6 м. Литейный мост построен через самое глубоководное место Невы — более 24 м. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года.
Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек. Так как река Нева — судоходная и по ней через центр Петербурга обеспечен проход кораблей из Финского залива Балтийского моря в Ладожское озеро, все мосты в этой части города являются разводными. Полюбоваться величественными мостами днем, конечно же, обязан каждый, посещающий город, но развод мостов ночью — по сути насущная необходимость жизни портового города — является удивительным зрелищем, которое непременно стоит увидеть, будучи в Петербурге.
Мосты города разводят поочередно, с интервалом примерно в несколько минут, подстраиваясь под движение судов. Развод Литейного моста осуществляется ежедневно в период навигации в 01.40 ночи и длится до 04:45 утра. Время разведения Литейного моста — одно из самых продолжительных в Санкт-Петербурге.
Стоит отметить, что разводным является только один пролет Литейного моста, что, возможно, выглядит менее живописно, чем, например, развод двух пролетов Дворцового моста, но учитывая ширину и торжественную мощь Литейного, зрелище это действительно завораживающее и захватывающее.
Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.
Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского). После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.
После срыва действующей наплавной переправы бурный ледоходом весной 1865 года необходимость ее замены на более прочную постоянную конструкцию стала очевидна. 22 апреля 1871 года Городской Думой был объявлен открытый конкурс на проект сооружения Литейного моста. Было представлено 17 проектов. В декабре 1872 года экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста английскому проекту «Вестминстер». Однако, позже было принято решение отказаться от его воплощения. Была создана новая комиссия, решением которой сооружение моста было доверено инженеру-полковнику А. Е. Струве и инженеру-капитану А. А. Вейсу.
Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов. Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью. Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.
Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент. Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов. Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.
Работа земелекопов была не только тяжела, но и опасна. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли 5 рабочих. Через год, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, погибли 9 человек. Строительные работы были возобновлены на этом месте только через год.
Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу. Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.
Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.
Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.
В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.
В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.
В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.
Первоначальное название моста, которое присвоили ему в 1879 году — мост императора Александра II, совершенно не прижилось. Горожане всегда называли мост Литейным, по названию одноименного проспекта. После революции 1917 года мост официально стал называться Литейным.
С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от Литейного моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.
Литейный мост находится в исторической части Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы города. Планируя пешеходную прогулку по центру Петербурга, например, по Невскому проспекту, следует свернуть на Литейный проспект и пройти по нему до моста, никуда не сворачивая, путь составит порядка 2 км. Прогулка по Литейному проспекту сама по себе также будет очень интересна и насыщена интересными местами. По пути следования вы увидите и, возможно, захотите посетить, сквер Дружбы — уголок Китая в Петербурге, памятник и музей А. А. Ахматовой, памятник и музей-квартиру Н. А. Некрасова, музей-квартиру Иосифа Бродского, Спасо-Преображенский собор, помещение Нового Арсенала, знаковое здание Большого Дома на углу Литейного проспекта и Захарьевской улицы.
На общественном транспорте добраться до Литейного моста очень легко: ближайшая станция метро — Площадь Ленина расположена в пешей доступности от достопримечательности, на расстоянии 800 метров.
Через Литейный мост следуют троллейбусы маршрутов № 3 и № 8, маршрутные такси (очень распространенный вид транспорта в Санкт-Петербурге) № № 90, 107, 177, 212, 258.
Также возможно доехать из любого района города на такси, используя сервисы Uber, Gett, Яндекс такси, Киви такси, такси Максим.
Литейный мост на панораме Google maps
Развод Литейного моста на видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.