Большеохтинский мост петербуржцы называют одним из самых величественных и грандиозных инженерных сооружений Санкт-Петербурга, хотя после его строительства горожане считали, что более громоздкого и уродливого строения даже представить невозможно. Многие сравнивают петербургский мост с Эйфелевой башней — тот же металл, заклепки, «инородное тело» на фоне исторических зданий, полное отрицание местными жителями и лишь спустя годы — восхищение.
Сегодня транспортно-пешеходный мост максимально востребован. Он связывает исторический район Охта с центром города, Малоохтинскую набережную с Синопской, Красногвардейскую площадь с Тульской улицей, Центральный район с Красногвардейским. С путепровода открываются великолепные виды на Неву, а с его северной стороны — на величественный Смольный собор. Посмотреть на «ажурный» Большеохтинский мост приходят в разное время суток. Со стороны он особенно красив при ночном освещении и в моменты, когда разводится средний пролет.
Объект находится на техническом содержании петербургского «Мостотреста», учрежденного при участии Комитетов имущественных отношений и развития транспортной инфраструктуры города. Компания осуществляет обслуживание и ремонт (при условии сохранения исторического облика моста), обеспечивает соблюдение графика разводки и поддерживает безопасность движения автотранспорта, пешеходов и судов. Сотрудникам компании нередко приходится устранять последствия действий вандалов — удалять граффити, снимать несанкционированную рекламу, менять испорченные осветительные приборы.
Вопрос о необходимости строительства неподвижной переправы через Неву вблизи устья впадающей в нее реки Охты поднимался не раз. При составлении в первой половине XIX ст. проекта развития города, Николай I включил в план возведение моста. В то время его осуществить так и не удалось, возможно — по причине финансовых трудностей.
К перспективе установки инженерного сооружения вернулись в 1860 г., но тогда участники обсуждения не сошлись во мнении по поводу выбора конкретного места расположения переправы. В этот раз реализацию плана решили оставить до лучших времен. Основные проблемы состояли в том, что каждый промышленник хотел, чтобы мост находился как можно ближе к его предприятию, а паромщики не желали лишаться своего заработка.
Через семь лет Городская дума определилась с точками соединения берегов (Смольный монастырь — верфь Крейтона), но до окончательного решения прошло еще тринадцать лет. Наконец, в 1901 г. был объявлен конкурс на создание проекта, в котором приняли участие не только русские инженеры, но и немцы, американцы, французы, австрийцы и голландцы. Из представленных 16 работ не была выбрана ни одна. Одобрили внеконкурсный проект Г. Кривошеина и В. Апышкова с условием его доработки. Они предложили подвесить полотно к нижней части пролетных ферм, а разводную часть сделать в средней секции.
Форсировать подготовку к строительству инженерного сооружения пришлось после трагического события, произошедшего в апреле 1907 г. Тогда при переправе через Неву на пароходе «Архангельск» погибло около 40 человек. Осенью проект был утвержден в спешном порядке.
После официального открытия в 1911 г., несущественный объем строительных работ производился еще полтора-два года. Основным подрядчиком и поставщиком выбрали польскую компанию «Рудзский и Ко». Уникальный разводной механизм собирался на Петербургском заводе металлоконструкций.
С 1990 г. Большеохтинский мост находится под охраной государства как объект культурного наследия России. Он имеет статус регионального значения.
Трехпролетное инженерное сооружение предоставляет наилучшие условия для судоходства. Под боковыми пролетами курсируют катера. Разводная часть представляет собой конструкцию с двумя крыльями, занимающими при разведении почти вертикальное положение (угол раскрытия — 73 градуса). Это позволяет открывать более широкое пространство для прохода крупных судов.
С обеих сторон боковых пролетов возвышаются двухшарнирные арочные фермы. Между собой они соединены посредством металлических связей, образующих своеобразный ажур, и мощных порталов, установленных с торцов. Сборка конструктивных элементов — клепочная. Полотно моста поддерживают подвески, прикрепленные к нижнему поясу ферм.
Высота среднего пролета находится на уровне дорожного полотна. С южной стороны разводную часть украшают две идентичные башни-маяки, дающие великолепную ночную ориентацию. Их высота от среднего многолетнего уровня воды составляет 36 метров. Внутри находятся разводные механизмы. К башням пристроены полубашенки, увенчанные остроконечными полушатрами.
В честь столетнего юбилея Большеохтинского моста желающим впервые предоставили возможность посещения левобережной башни. Доступ был открыт в октябре—ноябре на протяжении двух с половиной недель.
С двух сторон путепровода расположены пешеходные тротуары. От автомобильной дороги их отделяет высокий поребрик, перфорированный квадратными отверстиями, предназначенными для стока дождевой воды. По краю моста установлено металлическое защитно-декоративное ограждение с художественным оформлением. Здесь часто останавливаются прохожие, чтобы полюбоваться видами Невы. У границы с разводной частью, с северной стороны моста, находится смотровая площадка. На левом берегу есть спуски к воде. Ступени у правобережной опоры ликвидировали в 1983 г. при строительстве автомобильной трассы.
Капитальные ремонты Большеохтинского моста выполнялись несколько раз:
Двадцать первый век мост встретил в облачении современной художественной подсветки из 1300 светильников. В 2005-м по нему перестали ходить трамваи, но рельсы сняли лишь спустя пять лет. Уменьшить пробки помогла организация реверсивного движения по Большеохтинскому мосту. В 2017 г. к четырем автотранспортным полосам официально добавилась пятая. За полтора года до этого проводился эксперимент по изменению схемы движения, который признали удачным.
Путаницу с названиями вызвали восстановленные в позолоте четыре надписи «Мостъ Императора Петра Великаго», с вензелями, коронами и датами строительства уникального инженерного сооружения. Событие произошло в процессе масштабного ремонта путепровода во второй половине 1990-х гг. и сразу же стало предметом обсуждений среди петербуржцев. Многие надеялись, что объекту вернули историческое название, но обновлены были лишь надписи.
После Октябрьской революции мост переименовали в Большеохтенский. С учетом корректировки правил орфографии, в 1956 г. букву «е» заменили на «и». С тех пор «Большеохтинский» прописывается во всех официальных документах, справочниках и энциклопедиях.
С восточной стороны инженерного сооружения расположена остановка «Новочеркасский проспект», с западной — «ул. Красного Текстильщика».
До них можно доехать:
Заказывать такси в Санкт-Петербурге удобно с помощью мобильных приложений Uber, Яндекс.Такси, Gett, Maxim.
Большеохтинский мост: видео
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.