Я довольно-таки часто езжу в Москву на поезде, на станции Ртищево обычно пассажирский состав стоит достаточно долго. В одной из своих поездок попался мне на глаза старый паровоз.
Я довольно-таки часто езжу в Москву на поезде, на станции Ртищево обычно пассажирский состав стоит достаточно долго. В одной из своих поездок попался мне на глаза старый паровоз.
Детально рассмотреть его всегда что-то мешало.
Когда я приехал в Ртищево на несколько часов, то смог уделить памятнику-паровозу больше времени и рассмотреть его с разных сторон.
Паровоз серии «Л» № 0026 («Лебедянка»). Паровозы этой серии были одними из лучших и массовых советских паровозов, было построено с 1946 по 1955 год — 4199 локомотивов. Его разработчиками были конструктор Лев Сергеевич Лебедянский (1898–1968) и академик Сергей Петрович Сыромятников (1891–1951), получившие за создание паровоза Сталинскую премию второй степени в 1947 году. До 1947 года паровозы носили литер " П» — «Победа», но постановлением СМ СССР от 14 января 1947 года название серии было заменено с «П» на «Л», в честь Лебедянского. Сам Лев Сергеевич считал присвоение созданному под его руководством паровозу серии «Л» самой большой своей наградой.
Паровоз Л-0026 впервые прибыл на станцию Ртищево-1 из Тамбова своим ходом в 2003 году в составе ретро-поезда. До 2007 года был приписан к депо станции Тамбов Юго-Восточной железной дороги.
Его можно было видеть в различных местах, в том числе и возле знакомой нам железнодорожной станции Раненбург Железнодорожная станция Раненбург как центр культуры и духовности.
В 2003 году был временно подменён паровозом Л-0030 из депо Белгород (тот работал под номером 0026). Видимо в тот момент, когда наш локомотив трудился в составе ретро-поезда. В 2007 году паровоз был передан из депо Тамбов в депо Ртищево.
В июле 2008 года началась работа по очистки паровоза от грязи, смазки и старой краски. Реставрационные работы вела молодёжная бригада под руководством председателя Ртищевского отделения Всероссийского общества любителей железных дорог Дмитрия Юрьевича Селиванова. С Селивановым я познакомился, когда посещал местный краеведческий музей. Очень интересный и креативный человек, с которым приятно общаться и беседовать.
Работа по очистке от ржавчины продолжалась почти четыре месяца. Внутри котла были обнаружены выбитые цифры «21.VI.1946 г.». Было решено, что это дата выпуска паровоза. Считается, что ртищевский паровоз выпущен в 1946 году на Коломенском паровозостроительном заводе имени В. В. Куйбышева. Заводской номер -«П32». На фронтоне паровоза располагалась красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР — В. И. Ленина и И. В. Сталина.
После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент с изображениями советских вождей был демонтирован практически со всех паровозов.
Но когда паровоз реставрировали, то под слоем краски на красной звезде был найден сбитый барельеф Ленина и Сталина.
14 октября 2008 года паровоз поставили на подготовленное место.
Перед установкой на постамент вместо оригинального типа Вандербильт (тип тендера для паровоза с круглой емкостью для воды) прицеплен тендер от Л-4734.
Видимо поэтому на памятнике имеется табличка с указанием даты 1953 и Ворошиловградского паровозостроительного завода.
А вот эта надпись с цифрами осталась для меня загадкой.
Открытие паровоза-памятника Л-0026 состоялось 4 августа 2012 года, о чем и повествует надпись,
размещенная на небольшой мемориальной стене рядом с паровозом.
Надпись «В знак уважения и памяти ртищевским железнодорожникам. С верой в будущее, не забывая о прошлом. Август 2012» — не пустой звук.
Про Ртищево я рассказывал в материале Город железнодорожников. И в некоторых вопросах эта станция была пионером в России.
Первая в России сортировочная горка была построена в 1899 году на станции Ртищево тогда еще Рязано-Уральской железной дороги. Сортировочная горка — вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.
Не все планы, связанные с дальнейшим развитием, были выполнены. Еще когда паровоз стоял, не до конца доведённый, то Селиванов дал 11 декабря 2008 года интервью:
«- Вы как-то грустно — о „постаментном месте“, хотя, знаю, что слова — „труд паровоза велик, труд паровоза славен“ — не просто для вас слова: вы давно готовы увековечить их в памятнике этому прекрасному творению человека. И один из них — Л № 0026 уже, можно сказать, обрел свою вечную стоянку. За чем осталось дело?
— То, что „лебедянка“ (так называли машинисты эту серию паровозов) стоит на необорудованном пока постаменте, это еще не значит, что он — памятник. Впереди очень много работы, чтобы он им стал. Более того, отпыхтевший свое трудяга, по нашим задумкам, не станет повторением своих собратьев, что одиноко стоят в других городах ЮгоВосточной: он будет началом историко-архитектурного ансамбля „Станция II-го класса“.
То есть, от него проляжет маршрут по так называемому малому туристическому кругу, включающему в себя памятники архитектуры и техники, бережно сохраненные в Ртищево. Это — железнодорожный вокзал, паровозное депо 1871 года постройки, водонапорная башня из тех же лет, церковь с престолом во имя святого Благоверного Великого князя Александра Невского (небесного покровителя царя Александра III), построенная на средства железнодорожников, здание кинотеатра, пережившее эпохи и другое. Есть все проекты и схемы, да и работа, по большому счету, уже в полном разгаре.
— На дороге, действительно, таких паровозов-памятников — не единицы, но одни стоят на территории локомотивных депо, к чему „хозяева“ уже как-то altпривыкли, другие — где нашлось свободное место, а ваш — почти на главном перроне станции. И встречать поезда будет, и провожать. Как бы в своей привычной стихии. Да и для пассажиров — экзотика…
— От пассажиров уже отбоя нет. Мы свою „лебедянку“ только чистить начали, а желающих около него сфотографироваться — из каждого вагона. А что будет, когда здесь появятся еще и вагон-музей, что тоже в наших планах, смотровая галерея, декоративные ворота? Я считаю, что мы нашли для этого самое хорошее место. Хотя были предложения, чуть ли не в городском сквере поставить паровоз.
— Но коли уж — о паровозе, то пару слов — и о вагоне, который прицепится к памятнику…
— Скорее всего, это будет ретро-вагон, так называемый „нормальный пассажирский“ выпуска 1938 года. Искали разные варианты: и современный купейный габарита РИЦ, и даже бывший вагон-клуб. Но остановились на старом вагоне. Он сейчас стоит на станции Покровск Приволжской железной дороги на базе запаса исторических вагонов ВОЛЖД. Как только решим вопросы его передачи ртищевской организации — перегоним и начнем ремонтировать. Пусть он внешне старый, зато есть идея „начинить“ его компьютерами, установить видеопроектор и начать „виртуальное путешествие по Прихоперью“ в границах Ртищевского отделения ЮВЖД…»
Как я понимаю, разговор шёл о вагоне, где мы с Вами также побывали Правительственный вагон для Генерального секретаря ЦК КПСС. К сожалению, планы остались лишь мечтами.
Примечание: Интервью Селиванова взято: https://www.gudok.ru/zdr/167/?ID=586079&archive=23530.
Координаты: 52.1540, 43.476