Вокально-инструментальные ансамбли Советского Союза любили железнодорожную тематику:
«Колёса диктуют вагонные,
Где срочно увидеться нам.
Мои номера телефонные
Разбросаны по городам."
Песни звали в дорогу:
«Старый мотив железных дорог,
Вечная молодость рельсовых строк…
Кажется, будто вся жизнь впереди.
Не ошибись, выбирая пути! «
Но развалилась великая страна и железные дороги стали хиреть, стали приходить в упадок целые населённые пункты, связанные с обслуживанием железной дороги, пошли многочисленные оптимизации и укрупнения, безработная молодёжь начала устремляться на работу в близлежащие большие города в поисках работы и лучшей доли. Стало сокращаться число поездов дальнего следования и пригородных электричек. Коснулось это и Саратовской области. Мимо Ртищева проезжал много раз, здесь поезда останавливаются на долгое время, чтобы поменять электровоз.
В это время люди выходят подышать воздухом, а кто-то и испортить его и заодно свои лёгкие курением.
И попадают в объятья местных дам, продающих различную снедь и напитки.
Решение съездить в Ртищево появилось после прочтения информации об интересном овраге на окраине города Незрелый родственник Гранд-каньона. Благо между приходом электрички из Саратова и возвращением в Саратов было несколько часов, то решил этим воспользоваться и одним днём обернуться в Саратов.
История России буквально усыпана белыми пятнами, часто события известны только в виде легенд или преданий. В случаях, когда невозможно установить точную дату возникновения поселения или здания, используется для датировки первое упоминание в письменных источниках, но не всегда с подобной трактовкой люди согласны. Ртищево не является исключением.
Считается, что названо оно в честь одного из рода Ртищевых. Но когда доходит до персоналий — начинается разброс мнений. Дело в том, что впервые о селе упоминается в 1666 году, но ряд исследователей считает, что речь идёт совсем о другом населенном пункте.
Согласно одному преданию земли, на которых возникло село Ольшанка, ставшее затем Покровским по наименованию построенного храма, было подарено в 1721 году Петром Первым в награду за участие в Северной войне.
Согласно другому предания земли эти принадлежали Ртищевым задолго до этого Поэтому основателем села долгое время считался друг и фаворит царя Алексея Михайловича Фёдор Михайлович Ртищев (1626- 1673), сейчас же склоняются к тому, что это был его племянник Василий Михайлович Ртищев (ок. 1683 — после 1743). После его смерти владельцем села вместе с крепостными крестьянами был его сын Фёдор Васильевич Ртищев.
Очередная легенда гласит, что перед своей смертью он завещал своей дочери дать вольную крепостным крестьянам, но та поступила по своему и продала их в 1794 году. За прошедшие с той поры годы и до отмены крепостного права владельцы менялись не один раз. Но название с тех пор не менялось, хотя попытки сделать это предпринимались в советское время. Самая известная была в 1938 году, когда Ртищево хотели переименовать в город Ежов в честь Народного комиссара внутренних дел СССР Николая Ивановича Ежова (1895- 1940). Дело шло к переименованию, но в ноябре 1938 года Ежова перевели на должность Народного комиссара водного транспорта СССР, а эта должность видимо по своему статусу была не достойна для переименования городов. Процесс переименования благополучно завершился.
А вот Ртищевых в Ртищево чтут до сих пор, когда 1 августа 2001 года был утверждён новый герб Ртищевского района,
то для него использовали часть герба Ртищевых.
Железнодорожная станция Ртищево была построена на Тамбово-Саратовской железной дороге в 1871 году и с тех пор жизнь многих обитателей Ртищева связана с железной дорогой.
Заканчивая тему гербов, отмечу, что первый герб Ртищево включал элементы железной дороги.
Во время Гражданской войны вокзал в Ртищево был важным стратегическим объектом, вокруг которого происходили активные боевые действия.
В 1918 году здесь несколько дней находились чехословаки, в 1920–1921 годах станцию несколько раз захватывали отряды одного из руководителей Тамбовского восстания Александра Степановича Антонова (1889–1922). Ныне об этом ничего не напоминает, а вот в честь норвежца Фритьофа Ведель-Ярлсберга Нансена (Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen, 1861 — 1930), помогавшего голодающим Поволжья и прожившего на вокзале трое суток, начиная с 29 ноября 1921 года, установлена мемориальная доска.
В городе за счет «Фонда Нансена» были созданы две столовые, которые бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам.
Железнодорожные будни отразились на облике города. Первым встречает пассажиров, прибывших в город, помимо вокзала — памятник паровозу с памятной доской в честь ртищевских железнодорожников.
Одна из главных улиц, идущая параллельно железнодорожным путям, называется Железнодорожная.
Оживляют окружающий пейзаж вагоны, которые то поодиночке,
то целыми группами разбросаны по городу.
В середине прошлого века, когда многоэтажных зданий в Советском Союзе было мало, рядом с домами хозяйственные люди сооружали сараи. Потом стали появляться гаражи, которые частично взяли на себя функцию сараев. В Саратове до сих пор даже возле некоторых многоэтажных домов имеются сараи с погребами. В Ртищево же пошли по пути использования в качестве хозяйственных построек вполне товарного вида вагонов.
Сразу видно, что здесь живут железнодорожники не только по вагонам.
В городском парке горки выполнены в виде паровозика,
на стенах домов граффити на железнодорожную тему.
Впрочем картинки на домах не жестко привязаны к железнодорожной теме, есть и другие сюжеты
Железная дорога делит город на две части, в одной преобладает частный сектор,
в другом больше больших домов,
причём как старой постройки,
В том числе новый разноцветный торговый центр.
Хотя одноэтажных домов здесь тоже хватает.
Между собой две части соединяются перекидными мостами, но не во всех местах люди ими пользуются и шагают напрямую через пути.
Может просто совпало, но живность
мне встречалась лишь в залинейной части города.
А вот памятники и мемориальные доски находятся на стороне, где расположен вокзал. Некоторые дополняют друг друга. Например, памятник афганцам
находится наискосок от школы на другой стороне дороги,
на которой имеется мемориальная доска в честь погибших в Афганистане.
Практически рядом с железнодорожным вокзалом находится самый старый храм Ртищево, сохранившийся до наших дней.
До большого нового храма в новых микрорайонах я не добрался из-за дефицита времени, а вот на храм в залинейной части взглянул. Правда, если не знать, где он находится — отыскать его будет трудно.
Храм занимает часть бывшего кинотеатра, а вход в него располагается сбоку здания.
Я попал в Ртищево за сутки до празднования дня города и поэтому смог посмотреть на репетицию.
А пока одни юные артисты репетировали, другие смотрели и морально готовились,
а третьи просто катались на велосипеде на фоне доски почёта.
Дорожники же завершали ремонт дорожного покрытия к празднику.
Не каждое отделение железной дороги удостаивается персональных стихов, а вот Ртищеское отделение Юго-Восточной железной дороги эти похвастать может:
«Неблизкий путь покажется недолгим,
Коль скорость километров разменял.
От Ртищева рукой подать до Волги,
А там уже и батюшка — Урал.
И нету у дороги перекрестков,
С землей неразделима рельсов сталь:
И как сказал своей строкой Твардовский,
За далью — даль… И вновь за далью — даль.
Саратовской гармонии напевы,
Скороговорка дальних поездов…
И вот она, Россия, справа, слева,
Она — твой дом, и кровь твоя, и кров."
Вот такой он — город железнодорожников.
Хотя, если верить рекламе, квас здесь тоже хорош.
Но когда я покупал в магазине вкусный хлеб, мне продавцы объяснили, что здешний квас замечательно подходит для окрошки, а вот для питья лучше купить другой.
Теги:
Самостоятельные путешествия