Многие краеведческие музеи России построены по одному лекалу: до революции, революция, Гражданская и Великая Отечественная война, местные особенности плюс комната с чучелами животных.
В октябре 2018 года побывал в ртищевском музее и лично познакомился с рядом сотрудников музея, в том числе с Дмитрием Селивановым, автором проекта Арт-студия «Музейный дворик».
Когда я побывал в музее, то экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне и располагавшаяся в бывшем зале кинотеатра, сворачивалась, зато работала выставка «Мечта о свете», посвященная Павлу Николаевичу Яблочкову.
Выставка «Мечта о свете» располагается в 4 объёмах (залах) — вестибюле и бывшем фойе кинотеатра.
Когда входите в музей, то у Вас перед глазами сразу возникает воздушный шар.
И это не случайно — мы в мирах Жюля Верна.
На не успевший сорваться с губ читателя вопрос: «А при чём тут Жюль Верн» — отвечает часть экспозиции, где портреты Яблочкова и Жюль Верна соседствуют.
Между ними цитата из статьи Жюля Верна в журнале «Электрический свет» от 1879 года:
«Свеча Яблочкова вызвала сперва в Париже, а затем во всех странах подлинное движение в пользу электрического света. Этой свече мы, бесспорно, обязаны тем, что электрический свет удалось ввести в повседневный обиход. История справедливо отведёт ей почётное место, на которое она имеет неоспоримое право. Три года назад площадь Оперы, огромные магазины Лувра, аллея Оперы, концертные залы и ипподром были великолепно освещены свечой Яблочкова. В истории электричества это событие не имеет прецедентов. Примеру Парижа последовал Лондон. В продолжение многих месяцев свеча Яблочкова была у всех на устах. В самом деле, что может быть более простого и удобного на первый взгляд! Отныне нет ни регуляторов, ни часовых механизмов, нужно лишь вставить нечто вроде обыкновенной свечи в подставку — и брызнет яркое сияние света. Это достижение было очевидно для публики, и она встретила рукоплесканиями блестящие опыты, Благодаря свече Яблочкова великому городу принадлежит честь первому демонстрировать освещение электричеством улиц и площадей…»
Русский советский прозаик и эссеист Леонид Ильич Борисов (1897 -1972) в 1955 году написал книгу «Жюль Верн», в ней есть описание, как французский писатель ознакомился с практическими результатами трудов русского учёного.
Разговор был прерван приходом Гедо.
— Я за вами, — возбуждённо начал учёный. — Послезавтра произойдёт невиданное доселе событие: половина Парижа будет освещена электричеством. Да, да, электричеством! Русский инженер Яблочков изобрёл особую свечу: она даёт свет силою тока, бегущего по медным проводам. Просто и гениально! Просто потому, что гениально, гениально потому, что очень просто. Едем в Париж! Свечой Яблочкова осветят все магазины Лувра, площадь Оперы, Гаврский порт. Кто-кто, а Жюль Верн должен видеть эту диковинку!
Жюль Верн взял с собою в Париж сына. К шести вечера шестнадцатого ноября девять десятых жителей города устремились к центру. Конное движение приостановилось. Нарядно одетые парижане шли возбуждёнными толпами. В центре и на окраинах ещё горели газовые рожки, но большая площадь перед зданием оперы, магазины Лувра тонули во мраке. Заливались свистки полицейских. С неба на город глядели звёзды, удивлённо помигивая. В шесть вечера с площади Этуаль пустили ракету, толпа замерла, и вот спустя минуту все увидели друг друга, вся площадь вдруг, в одну сотую секунды, улыбнулась ослепительно и весело. Толпа ахнула, — такого ей ещё не показывали. В воздух полетели шляпы, котелки, трости. Мишель сидел верхом на отце своём, свесив ноги с плеч и обеими руками вцепившись в густую шевелюру. Гедо кричал:
— Да здравствует Яблочков! Привет русскому гению! Площадь сияла, как в майский полдень. Каждому хотелось подойти ближе к зданию оперы, но частая цепь полицейских не пускала никого, обещая свободное движение через сорок минут. Гедо крикнул:
— Граждане! Писатель Жюль Верн хочет ознакомиться с этими волшебными лампочками! Дайте дорогу Жюлю Верну!
В английских, немецких и бельгийских газетах появились статьи о «северном свете». Свечу Яблочкова называли «русским солнцем».
Почему Жюль Верну было интересно увидеть работу электричества? На выставке в первой комнате имеется стилизированная рубка подводной лодки «Наутилус» из романа Жюля Верна «20 000 лье под водой».
3
Вспомним гимн электричеству от командира подводного корабля:
«Помните лишь одно: я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает «Наутилусу» тепло, свет, способность двигаться, словом, жизнь!
— Но не воздух для дыхания?
— О, я мог бы получить и воздух, чистейший кислород! Но это излишне, ибо я могу подняться в любой момент на поверхность океана. Впрочем, если электрическая энергия и не вырабатывает кислород, потребный для дыхания, все же она приводит в движение мощные насосы, нагнетающие воздух в специальные резервуары, что позволяет мне, если потребуется, долгое время находиться в глубинных водах.
— Капитан, я восхищаюсь вами! — сказал я.
— Вы, очевидно, сделали научное открытие, выявив двигательную мощь электрической энергии! Когда-нибудь люди поймут это!
— Не знаю, поймут ли они когда-нибудь, — холодно отвечал капитан Немо.
— Но, как бы то ни было, я дал этой драгоценной силе широкое применение. Она изливает на нас свой равномерный и постоянный свет, чего недостает солнечному свету. Теперь взгляните на эти часы: они электрические и в точности не уступают лучшим хронометрам. Я сконструировал их по итальянской системе, разделив циферблат на двадцать четыре часа, потому что для меня не существует ни дня, ни ночи, ни солнца, ни луны, только лишь этот искусственный свет, который я уношу с собой в морские глубины! Видите, теперь десять часов утра.
— Совершенно верно!
— А вот и другое применение электричества. Циферблат, который вы видите перед собой, служит указателем скорости «Наутилуса». Проводами он соединяется с винтом лага, и стрелка постоянно дает мне знать, на какой скорости идет судно. Смотрите, сейчас мы идем со скоростью не более пятнадцати миль в час. Электричество оказалось удобнее всякого газа. Все готовилось на электричестве. Провода, включенные в аппаратуру в виде платиновых пластинок, раскаляли их добела, поддерживая в плите температуру, нужную для приготовления пищи. На электричестве работал и дистилляционный аппарат, снабжавший судно чистейшей пресной водой. Возле камбуза помещалась ванная комната, комфортабельно оборудованная, с кранами для горячей и холодной воды."
Роман был написан в 1869 году, а первая свеча Яблочкова, дававшая свет, появилась лишь в 1876 году. Кто-то подсчитал, что Жюль Верн был гениальным провидцем — из 108 фантастических идей Жюля Верна неосуществлёнными на сегодня оказались лишь 10 идей.
На противоположной от портретов стене — «История науки и техники XIX века»,
2
среди открытий достойное место занимают открытия Яблочкова.
1
Следующие три объём занимает Париж в жизни Яблочкова. В октябре 1875 году Яблочков уезжает за заграницу и оказывается в Париже.
В первом парижском зале — обстановка комнаты, где жил Яблочков. Обычная кровать,
1
стол
2
и бумаги с изобретением, над которыми трудился изобретатель.
Еще один шкаф
2
и зеркало.
В Париже его пригласил на работу в свои мастерские физических приборов профессор Сорбонны Антуан Бреге (1851–1882), с аппаратами которого Павел Николаевич был знаком ещё по работе в бытность начальником телеграфа в Москве. Однако Яблочкова не покидала мысль о создании дуговой лампы без регулятора.
Занимательную историю о создании свечи Яблочкова я услышал в музее и даже посмотрел вместе с детской экскурсией фильм про это.
Идея пришла Яблочкову в обычном кафе, название которого запамятовали, но вполне возможно, что оно назвалось так.
1
Пока Яблочков рассматривал меню,
ему принесли вилку и ложку и «Эврика!». Осталось лишь пойти домой и подготовить патент на изобретение, который и был получен в Париже 23 марта 1876 года получил на неё французский патент.
Первый опыт в больших размерах был сделан 15 июня 1877 года в Лондоне, во дворе West-India-Docks. Опыты удались блестяще, и вскоре имя Яблочкова облетело всю Европу и далее весь мир.
1
Четвёртый зал — обычный парижский дворик.
С продавщицей фиалок.
Очень гармонично вписаны во французские интерьеры детали обычного музея.
Если стенд с газовыми и прочими свечами и подсвечниками — это предыстория электричества,
1
то выставка кукол мило вписывается в окружающий антураж дворика и нравится девочкам.
1
Также как коллекция корзинок.
А на старинной машинке возле входа в музей какой-то из героев Жюля Верна сшивает время.
1
Адрес: Россия, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Железнодорожная, 10