В 1569 году в 120 километрах к юго-востоку от Пскова на Синичьей горе по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Ивановичем Токмаковым был основан Святогорский православный мужской монастырь.
В 1569 году в 120 километрах к юго-востоку от Пскова на Синичьей горе по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Ивановичем Токмаковым был основан Святогорский православный мужской монастырь.
Целью постройки каменной обители было укрепление подступов к одному из важных опорных пунктов на западной границе псковской земли — городу Вороничу, о котором я вам уже рассказывала.
В древних писаниях основание монастыря связывается с легендой о явлении чудотворной иконы Богородицы Одигидрия местному блаженному пастуху Тимофею Терентьеву: в 1566-м году на одном из холмов в окрестностях города Воронич им была найдена эта икона по сей день являющаяся главнейшей святыней монастыря.
Работы по возведению монастыря велись спешно и в том же, 1569-м году на вершине Синичьей горы был возведен крестово-купольный трехапсидный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, укрепленный повышенными подпружными арками.
Собор был построен псковскими мастерами и представляет собою типичный памятник псковской архитектуры 15–16 веков.
В благодарность за скорые работы по постройке обители царь Иван Грозный одарил её дорогими книгами, а звонницу колоколом.
По примеру Иоанна Грозного богатые вельможи и многие последующие цари, правящие на Руси: Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I одаривали монастырь подарками.
В ризнице монастыря хранилось Евангелие, напечатанное в 1628 года — дар царя Михаила Фёдоровича.
Но в основном правящие монархи дарили монастырю колокола и он даже прославился собранной коллекцией, состоящей из 14 колоколов. Особенным был 15-пудовый — один из редчайших на Руси колоколов по содержанию в нём серебра и самый большой из отлитых в Москве на заводе Д. Тюленева.
Мощные стены, возведенные вокруг Святогорского монастыря, успешно защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны, пригодились они и во времена смуты в Московском царстве.
Вскоре вокруг процветающего монастыря, возведенного на средства казны, разрослась слобода Тоболонец, одноименное название носит и расположенное у его стен озеро.
К началу 18 века слобода разрослась в село Святые Горы, названное так по названию Святогорского монастыря.
Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю. В 17–18 веках монастырь относился к богатейшим на Руси, к концу 17 века в списке тридцати «старших» обителей Руси он находился на 27-м месте.
В монастырские владения входили многие окрестные пустоши и деревни, под властью находился перевоз через реку Сороть и право рыбной ловли в ней и в окрестных озерах Воронич и Белогули.
В 1770 году в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы на средства князя Львова был пристроен правый придел Одигитриевский, в 1776 году на средства новоржевского помещика Максима Ивановича Карамышева левый придел- Покровский.
А вообще Максим Иванович был главным благотворителем Святогорского монастыря. Его стараниями Покровский придельный храм получил внутреннее убранство и богослужебную утварь: серебряные с золочением крест, церковные сосуды и кадило; резной двухъярусный иконостас.
В 1792 году Максим Иванович подарил монастырю две ценные иконы: «весьма древний, византийского письма» образ Христа Спасителя и образ Тихвинской Божией Матери с ризой, шитой золотом и украшенной жемчугом. Большинство предметов, составивших вклад Карамышева в монастырь, сохранялись вплоть до двадцатых годов прошлого столетия. Кроме конкретных предметов Карамышев жертвовал на содержание монастыря и существенные денежные суммы.
Под Покровским приделом был сооружён склеп, предназначенный стать фамильной усыпальницей Карамышевых, где в конце 17 века и были похоронены Максим Иванович Карамышев вместе с первой женой Анной.
При приближении к монастырю я была удивлена небольшими размерами Синичьей горы и поразилась каким же удивительным образом на ее вершине был сооружен Успенский храм.
Прежде чем войти на территорию монастыря, я медленно прошла по Пушкинской улице, словно обнимающей гору с двух сторон. Старинная каменная ограда, крутые склоны горы делали храм неприступным, а чтобы разглядеть сверкающие на утреннем солнце кресты, пришлось высоко поднимать голову.
Внутрь монастыря ведут двое ворот: главные — Анастасьевские, название им дано по названию не сохранившейся Анастасьевской часовни
и Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся рядом с утраченной Пятницкой церковью.
Через Святые ворота можно попасть на монастырское кладбище «Старый погост».
Рядом со Святыми воротами находится Дом наместника, построенный в 1911 году.
В 18 веке граница России отодвинулась к берегам Балтики и монастырь утратил свойства защитника рубежей. В 1764-м году, после указа Екатерины II, монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну.
Тем не менее он, как и прежде был почитаем своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
Тропинка увлекала меня дальше, но переселив желание, я твердо повернула назад, решив все же сначала обследовать внутреннюю территорию монастыря, а затем уже прогуляться по прилегающим к нему окрестностям.
К Анастасьевским воротам
примыкает старинная каменная светелка для привратника,
тут же справа находится и Монастырская лавка.
Вдали виднелся одноэтажный Братский корпус.
Часть территории была огорожена полосатой строительной лентой, что сразу же сделало ее недоступной для меня даже зрительно. Отвернувшись, я сосредоточила все внимание на храм Успения Пресвятой Богородицы и две крутые лестницы, ведущие на верх Синичьей горы.
У ближней лестницы находится Памятная плита о сапёрах, погибших при разминировании территории Пушкинского Заповедника c 1944 по 1949 годы. Нашла подробную статью об этом и ниже использовала некоторые выдержки из нее.
В течение трёх лет, начиная с 12 июля 1941 г.оды территория Пушкиногорского района и Пушкинского заповедника была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. После освобождения было обнаружено, что большая часть всех территорий заминирована.
В одном только Святогорском монастыре и в близлежащей местности обнаружено и извлечено советскими саперами до трёх тысяч мин. Но проходящие сапёрные части не успели разминировать всех мест и на немецких минах ежедневно подрывались местные жители.
Комиссией, занимавшейся описью состояния Заповедника, было выявлено, что фашисты готовили взрыв Святогорского монастыря и Синичьей горы, на которой находится могила Пушкина.
В музейных фондах Пушкинского Заповедника хранится деревянная дощечка с предупреждающей надписью: «Могила А. С. Пушкина ЗАМИНИРОВАНА. Входить нельзя. Ст. лейтенант Старчеус».
Сапёрами всех частей было обезврежено около 15 тысяч мин и конечно же не обошлось без подрывов и гибели солдат.
Медленно поднимаясь по каменной лестнице к Успенскому собору, я постоянно останавливалась и оглядывала невероятно окрестности.
Осень во всей своей ярко выраженной красоте без сомнения украшала и без того живописную местность.
Ступив на верхнюю площадку, я не спешила заходить внутрь храма, а повернула направо
и направилась к фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных, на котором похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал (1806 год), бабушка Мария Алексеевна (1818 год), мать Надежда Осиповна (1836 год) и отец Сергей Львович (1848 год).
Александр Сергеевич, бывая и подолгу живя в Михайловском, часто приходил в монастырь в моменты творческих исканий и особенно на поклон могилам своих предков, памятью которых он свято дорожил.
Работая над драмой «Борис Годунов», Пушкин пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса монастыря.
В апреле 1836 года из Петербурга в Святогорский монастырь поэт привез тело матери для погребения и сразу же купил здесь место для себя.
Он словно чувствовал, что совсем скоро упокоится рядом со своими родными.
В ночь перед погребением, с 5 на 6 февраля 1837 года, гроб с телом русского поэта стоял в Одигитриевском приделе Успенского храма. 6 февраля его тело было предано земле у алтарной стены, рядом с родовым кладбищем Ганнибалов-Пушкиных.
Весною того же года гроб с телом Пушкина перехоронили заново, в более глубокую могилу и поставили на ней деревянный крест с надписью «Пушкин». В 1841 году, по настоянию вдовы поэта, на могиле был поставлен мраморный памятник, выполненный петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым.
На сером гранитном цоколе обелиска золотыми буквами высечено:
«Александръ Сергеевичъ Пушкинъ
Родился в Москве, 26 мая 1799 г.
Скончался в С. Петербурге, 29 января 1837 г.»
Пока я несколько раз обходила храм, любуясь живописными панорамами, деталями, окрестностями,
и конечно же лестницами, по моему мнению являющимися украшением монастыря.
звонили колокола и конечно же, не могла не записать этот удивительный колокольный звон.
В 1924 году Святогорский православный мужской монастырь был закрыт.
25 мая 1925 года село Святые Горы были переименованы в Пушкинские. Во время Великой Отечественной войны многие монастырские строения были существенно повреждены, другие полностью разрушены.
Успенский собор был восстановлен в 1949 годуу и в нем была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.
В 1992 г.оду Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в пользование Русской Православной церкви, а в Успенском соборе возобновлены службы.
При Святогорском монастыре более 25 лет существует воскресная школа для детей и взрослых.
Спустившись вниз, обратила внимание на разрушенный колокол.
Пустынная территория монастыря настраивала на желание дальнейшего нахождения там, но хотелось еще пройти к Монастырскому пруду и поснимать монастырь с той стороны.
На стене Дома наместника поближе рассмотрела мозаичное изображение Пушкина.
Пруд хоть и не большой, но очень живописный. Многочисленные уточки плавающие, в нем, мгновенно сориентировались и направились ко мне.
У стен монастыря монах подметал сухие листья.
Спокойная, благостная аура еще на какое-то время задержала меня у пруда.