Дидинский тоннель в Свердловской области — инженерное сооружение 1918-го года. Заброшенный железнодорожный путь привлекает сотни людей, интересующихся урбантуризмом и спелеологией.
Сооружению уже больше 100 лет, на протяжении 77 лет оно использовалось по назначению. Эксплуатация прекратилась лишь в декабре 1995-го, после того как рядом была проложена другая железнодорожная линия. К тому времени тоннель уже пришел в упадок, рельсы и другую инфраструктуру сразу же демонтировали.
Вход в Дидинский тоннель на панораме:
На первый взгляд Дидинский тоннель достаточно хорошо сохранился, поэтому поток желающих осмотреть достопримечательность не иссякает. Однако, объект признан аварийным неспроста, с каждым годом его состояние ухудшается: иногда с потолка падают тяжелые каменные блоки, не исключены и более серьезные обвалы. Кроме того, внутри тоннеля и снаружи у входа имеются колодцы. В них легко провалиться, поскольку на улице колодцы скрыты зарослями и густой травой, а в тоннеле их маскирует лед, которой не сходит даже в середине лета. Поэтому опытные туристы рекомендуют быть предельно внимательными, обязательно взять с собой фонарики и резиновые сапоги (летом), а также не заходить в Дидинский тоннель в одиночку.
Длина Дидинского тоннеля в Свердловской области составляет 1123,7 метров, ширина — 4,65, а высота — 6,1. Конструкция имеет два входа: Западный (ближе к ж/д станции 1590 км) и Восточный (ближе к поселку Дидино).
Помимо основного хода, тоннель имеет еще два вспомогательных: нижний — для отведения воды и верхний — для вентиляции. В дренажный тоннель можно войти в нескольких местах, но пройти его полностью не получится, он часто бывает затоплен.
Решение о возведении Дидинского тоннеля было принято в ходе проектирования железной дороги от Екатеринбурга до Казани в конце 1880-х. Работы откладывались до 1914-го года, а потом стройка началась сразу на нескольких участках. К строительству привлекали жителей из местных деревень, а в годы Первой мировой войны и военнопленных.
Учитывая, что большинство работ выполнялось вручную, без применения тяжелой техники, масштаб и величественность Дидинского тоннеля поражают. Его архитектурный облик напоминает крепость, входы выполнены в виде башен с бойницами, кое-где сохранились пулеметные доты, колючая проволока и другие укрепления. Все это наталкивает на мысли о стратегическом статусе Дидинского тоннеля. Особое значение объекта подтверждает и тот факт, что несколько лет рядом с ним располагалась военная часть, занимавшаяся охраной сооружения. Интересно, что такой чести не удостоился ни один другой тоннель в Свердловской области. Но, к сожалению, эта часть его истории покрыта тайной.
Вода в Дидинском тоннеле всегда была головной болью для обслуживающего персонала. Для отведения грунтовых вод была создана сложная дренажная система. И если летом она помогала справляться с лужами и затоплением, то в зимнее время работникам приходилось постоянно очищать рельсы от наледи. Постоянная сырость неизбежно разрушала тоннель, что и стало причиной появления новой железнодорожной ветки.
Проблема водоотведения в Дидинском тоннеле сегодня ощущается особенно остро, система водоотведения сильно разрушена, поэтому летом внутри скапливается много воды. Зимой она превращается в огромную глыбу льда, которая не тает даже в жаркие месяцы.
Чем же знаменит Дидинский тоннель в Свердловской области? С историей уральской достопримечательности связано несколько легенд. Известно, что в годы гражданской войны через него отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака. С этим фактом связан миф о сокровищах, зарытых в Дидинском тоннеле солдатами белой армии. Несмотря, на отсутствие каких-либо фактов, подтверждающих эту теорию, искатели кладов до сих пор верят в ее правдивость.
Другая легенда связана со строительством. Прокладка тоннеля производилась сразу с двух сторон и примерно в середине должна была произойти стыковка. Главный инженер ошибся в расчетах из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно легенде, это так расстроило конструктора, что он покончил с собой. Особо впечатлительные считают, что в Дидинском тоннеле до сих пор бродит его призрак.
Дидинский тоннель находится на Среднем Урале, в 60 километрах от Екатеринбурга, на территории поселка Дидино, между Дружинино и Ревдой. Полузаброшенный поселок Дидино входит в городской округ Первоуральска.
Доехать до места можно на машине или на электричке, организованные экскурсии туда не возят.
Чтобы добраться до Дидинского тоннеля на машине нужно выехать из Екатеринбурга на Ново-Московский тракт, а затем на трассу Р-242 (Пермь — Екатеринбург). Между Ревдой и Дружинино (на 303-м километре) будет поворот налево. От него до Западного входа в тоннель еще 5,5 километров. На весь маршрут в одну сторону уйдет до 1,5 часов. Ориентироваться помогут GPS координаты: 56.818635, 59.696948.
Маршрут из Екатеринбурга на Яндекс. Картах:
Доехать на электричке до Дидинского тоннеля получится за 1 час 45 минут. Столько времени идет поезд от ж/д вокзала Екатеринбурга до станции 1590 км. Ежедневно курсирует 4 рейса.
Расписание электричек от Яндекс. Расписания:
Расстояние от станции 1590 км до тоннеля не превышает 500 метров.
Как пройти от станции — маршрут на Яндекс. Картах:
Дорогу к Дидинскому тоннелю зимой не чистят. Чтобы не застрять большинство туристов оставляют свои автомобили на повороте у 303-го километра трассы Р-242 и оставшийся путь преодолевают пешком.
Дидинский тоннель: видео
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.