В Палехе, кроме Государственного музея палехского искусства (ГМПИ), есть несколько музеев-мастерских и домов-музеев палехских художников. Конечно, хотелось посмотреть всё, но, как обычно, на всё не хватает времени, и приходится выбирать. Нам повезло, что в индивидуальную экскурсию по ГМПИ входило посещение дома-музея основателя Артели палехской миниатюры Ивана Ивановича Голикова — простой, даже немного тесной для большой семьи избы, где при свете керосиновой лампы, свет которой усиливала висящая над рабочим местом колба с водой, создавались тончайшие палехские миниатюры.
6
Рабочее место И.И. Голикова
Но ещё очень хотелось посетить родовое гнездо художника, воспитанного на традициях палехской иконописи и шагнувшего за рамки жанра, ставшего академиком Академии художеств, народным художником СССР, — Павла Корина. Для тех, кто не помнит фамилии художника, напомню одно из самых известных его произведений, которое у всех хоть раз, но промелькнуло перед глазами, — триптих «Александр Невский».
5
Почему именно это? Ведь Кориным создано немало портретов известных людей, мозаики на станциях Московского метрополитена «Смоленская» и «Павелецкая», мозаичные плафоны на «Комсомольской» (кольцевой), панно и цветные витражи, выполненные по эскизам Павла Корина, на «Новослободской». Да просто в этой картине, как нигде в светской живописи Корина, сильны традиции палехской школы. Настолько сильны, что мои молодые коллеги (извините, жертвы ЕГЭ), которым было поручено написать комментарий к выставке, ошарашили меня заявлением, что Корин, оказывается, так «выразил протест против принципов соцреализма», используя религиозные темы и образы святых. Прохохотавшись до слёз, объяснила, что это произведение было написано в 1942–1943 годах по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР, после того, как указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года был учреждён орден Александра Невского для награждения командного состава Красной армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. Это их приучили думать, что всё хорошее — это протест, в то время как наоборот: всё хорошее — возвращение к истокам.
И вот мы стоим перед старым крестьянским домом с тремя окнами на улицу в самой что ни есть глубинке — посёлке Палех Ивановской области. Ковшовая слободка, теперь улица Демьяна Бедного. Здесь в 1892 году родился и провёл своё детство Павел Дмитриевич Корин. Деды и прадеды художника, десять поколений палехских иконописцев, жили в Палехе с давних времён. Согласно семейному преданию, Фёдор Фёдорович Корин писал иконы ещё в 17 веке.
9
1
Должен был стать иконописцем и Павел Корин. В 1907 году он окончил в Палехе иконописную школу-мастерскую, открытую Комитетом попечительства о русской иконописи.
1
К шестнадцати годам Павел Дмитриевич освоил мастерство иконописца и уехал искать счастья в Москву, поступив в иконописную палату Донского монастыря. Знакомство с Михаилом Васильевичем Нестеровым, который пригласил молодого Павла Корина расписывать церкви, в частности, в Марфо—Мариинской обители в Москве, изменило его творческую судьбу.
1
1. Фотография молодого Павла Корина в экспозиции музея. 2. Учебная работа Павла Корина. 1906 год.
В семье Кориных чтили традиции, помнили предков, бережно относились к вещам, которыми пользовались старшие поколения. Павел Дмитриевич старался не нарушать его прежнего облика и мечтал со временем превратить этот дом в музей как памятник быта и искусства иконописцев старого Палеха. Выполняя волю художника, его вдова Прасковья Тихоновна и брат Александр Дмитриевич Корин передали этот дом государству, и вот уже 56 лет, как здесь находится музей. В настоящее время Дом-музей П. Д. Корина считается самой старой деревянной постройкой в Палехе. Он построен в конце 1860-х начале 1870-х годов бабушкой художника по материнской линии Анной Тимофеевной Талановой на средства её отца — купца 3-й гильдии Тимофея Дмитриевича Гунина. Вскоре здесь поселилась молодая семья его внучки Надежды Ивановны и Дмитрия Николаевича Корина, у которых к тому времени было двое детей: Сергей и Евлампия. Потом в этом доме появились на свет ещё три сына — Михаил, Павел и Александр.
4
Сени в доме Кориных украшены деревянной резьбой
Внутренне убранство комнат сохраняет атмосферу времён постройки дома. В каждой из комнат осталась подлинная обстановка: предметы быта, вещи, которыми пользовались прадед, бабушка, родители, сестра и братья художника. Правда, дом уже нуждается в косметическом ремонте, но к экспозиции вопросов нет — всё подлинное. Древнейшую основу этого дома образует крестьянская изба. Она состоит из кухни и горницы. Обстановка кухни передаёт уклад крестьянской жизни конца 19 — начала 20 века. Кухня разделена перегородкой на две половины, между русской печью и стеной настланы полати.
3
6
За перегородкой царство хозяйки дома: русская печь с шестком, к стенам прикреплено много полок и лавок. Все здесь традиционно находится на своем месте.
6
Именно в этой комнате, впрочем, как в других комнатах, всё подлинное и расположено на своих местах, и это (в другом ракурсе) изображено в акварельной картине Корина 1928 года «Наш дом. Кухня».
3
Горница служила одновременно и мастерской, где отец художника Дмитрий Николаевич Корин писал иконы. В музейной экспозиции представлен именной мольберт Дмитрия Николаевича и предметы, необходимые для создания иконы: иконные доски, левкас для их грунтовки, краски, разведённые в деревянных ложках, кисти.
3
Над рабочим столом Дмитрия Николаевича в горнице тоже висит колба, которую наполняли водой, и она усиливала свет керосиновой лампы — ведь электричества в ту пору не было, а работа не ждала, надо было кормить большую семью.
3
Стены бывшей горницы украшают несколько живописных работ Павла Корина.
5
Когда дом стал явно маловат для большой семьи, его значительно расширили. Длинный коридор соединил старую часть дома и новые комнаты, обустроенные на купеческий манер. Каждая комната в доме Кориных имела своё название. Стены «красной» комнаты всегда были оклеены обоями с оттенками красного цвета. Здесь находится небольшая коллекция палехских икон, отреставрированных Павлом Дмитриевичем Кориным и его женой Прасковьей Тихоновной. «Я собираю иконы не ради удовольствия. Глядя на них, я творчески расту…" Корин собирал иконы у наследников-коллекционеров: архитектора Алексея Викторовича Щусева, у Виктора Михайловича Васнецова, у доктора Величко, у старушек-старообрядок. Собирал для того, чтобы эти шедевры древнерусского искусства не уходили за границу, а оставались на родине.
7
Самая просторная комната в доме Кориных — гостиная. В деревянном киоте, установленном в красном углу, находятся традиционные для домашних иконостасов иконы «Воскресение с праздниками» и «Неопалимая Купина», оберегавшая дом от пожаров.
5
Музейная экспозиция и работа П. Корина «Наш дом в Палехе».
Восьмигранный стол и диван красного дерева, ковры, часы, ломберные столики принадлежали прадеду Тимофею Дмитриевичу Гунину и были привезены сюда из их когда-то богатого городского дома в Иваново-Вознесенске. На стенах гостиной семейные портреты и фотографии.
8
5
Родовой дом в Палехе был для семьи Павла Корина не только местом летнего отдыха. Решение художника создать в нём музей и подарить его Палеху — это желание выразить безграничную любовь к своей малой родине.
4
Фотография Павла Корина в экспозиции музея.
В Третьяковской галерее хранится несколько пейзажей Павла Корина, посвящённых его родному дому и селу, часть из них уже размещена выше.
8
Корин П. Дом Кориных
Когда будете возвращаться из музея, в начале улицы Демьяна Бедного вашим глазам откроется картина, запечатлённая Павлом Кориным на акварели «Моя родина».
8
Адрес музея: Ивановская обл., пос. Палех., ул. Демьяна Бедного, д. 19.