Проводя выходные в Шуе, задумали мы съездить в Палех (всего полчаса на машине), посмотреть известную палехскую миниатюру. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили большое здание Государственного музея палехского искусства, объединившего в себе и Музей лаковой миниатюры, и Музеи иконы, и большую коллекцию русской и зарубежной живописи! Кроме этого богатства, к музею относятся несколько домов-музеев палехских художников — Ивана Голикова, Николая Зиновьева, Павла Корина и музей-мастерская Николая Дыдыкина. Не зная о такой роскоши, мы, естественно, не планировали увидеть всё. Оказавшись первыми, кто в выходной день приехал к открытию музея, взяли индивидуальную экскурсию. Какое счастье, что нашим экскурсоводом была не просто экскурсовод, выучивший текст, и даже не искусствовед, а настоящий художник — мало того, местный художник из семьи создателей палехской живописи! Благодаря её эмоциональному рассказу мы узнали многое об истории и особенностях настоящей палехской живописи.
Истоки палехской иконы
Самое главное — понять, что Палех — это не школа иконописи, а стиль живописи. Палешане не отходили от канонов, они лишь создали свой стиль изображения канонических образов, выражающийся в приёмах письма и колорите, доведя его до совершенства.
Иконы известных иконописных центров, находящиеся в экспозиции, — результат собирательской деятельности палешан, которая активно велась ещё в 18 веке. Согласно преданию, в местном Крестовоздвиженском храме находилось множество икон, привезённых «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских», где палеховские иконописцы «занимались работами». Значительное количество поволжских и прежде всего костромских икон в Палехе можно объяснить деловыми связями с этими территориями. Уникальное собрание древних икон стало школой мастерства, эталоном художественного вкуса для палехских иконописцев. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера постепенно вырабатывали собственную манеру.
4
Св. Иона, митрополит Московский; Св. Пётр, митрополит Московский; Богоматерь из деисусного чина. Конец 17 в. Русский Север
3
Деисус, Апостол Пётр и Архангел Михаил, Апостол Павел и Архангел Гавриил. Вторая половина 16. В. Белозерье
Самая древняя икона в этой коллекции музея — Николай Чудотворец с житие́м. Она датируется концом 14 века. Стилистически образ соотносится с кругом памятников ростово-суздальского иконописания, вероятно, севера ярославских земель.
5
Св. Николай Чудотворец с житием. Рубеж 14–15 вв. Поволжье (?)
А в этой иконе ничего не удивляет? Икона Господь Вседержитель — один из самых древних и почитаемых в народе типов изображения Спасителя. На ней он предстает перед нами в образе вселенского Властителя и Судии, который воздает каждому из нас по вере и деяниям. Это олицетворение Высшего закона и справедливости — суровое и неподкупное, но милостивое и всепрощающее. Но здесь он не в хитоне — его рубашка из весёленького розового ситчика с цветочками — Он среди нас, Он с нами, Он наш!
6
Господь Вседержитель. Конец 17 – начало 18 в. Поволжье
Возможно, яркие краски вологодских икон произвели впечатление на палешан, и они широко использовали их в своей живописи.
5
Собор Архангела Михаила. Середина 17 в. Вологодские земли
Костромские показали, что цвета в иконе могут быть не только чистые, но и смешанные.
4
Воскресение — Сошествие во ад. Конец 18 в. Кострома
Московские «подсказали» вытянутые формы фигур с аккуратными ручками и ножками.
3
Св. Василий Блаженный. Первая половина 17 в. Москва
Следующие две иконы изготовлены в Холуе — торговом селе, в 38 км от Палеха, где писали иконы «на потоке», для продажи. Но посмотрите, насколько стиль письма отличается от палехских! Холуйские иконы в своем письме, как правило, «дёшевы» и изготовлены в основном для небогатых людей — это видно по небрежной и торопливой проработке сюжета. Цветовая палитра холуйских икон обычно ограничена жёлтым, оранжевым, коричневым и зелёным цветами.
4
Св. Николай Чудотворец. Рубеж 18–19 вв. Холуй
В облике холуйской Богоматери явно ощущается влияние католических икон. И вы не ошиблись: икона «Умягчение злых сердец» восходит к древней, написанной, по преданию, евангелистом Лукой, которая позднее получила название «Ченстоховской». Такие иконы очень почитались, например, староверами и были особенно популярны на юго-западе Российской империи.
5
Богоматерь Умягчение злых сердец. Первая треть 19 в. Холуй (?)
Иконопись Палеха
Палехские иконописцы создали уникальные произведения, которые по совершенству форм, колористической изысканности и тончайшей каллиграфии рисунка превосходят всё созданное ранее. Палех был одним из крупных центров производства «серийных икон» массового спроса, но его ремесленные изделия, добротные, выполненные с большим мастерством, отличались высоким уровнем исполнения. Цветовая палитра палехской иконы чрезвычайно широка — от лилового, изумрудно-зелёного до огненно-алого и малинового цветов. Обращает на себя вниание тщательная проработка очень мелких деталей и орнаментов. В Палехе часто над одной иконой работали несколько мастеров: один писал одежды, а другой — открытые части тела и лики святых.
Икона «Всем скорбящим Радость» начала 19 века — яркий образец палехской иконописи. Матерь Божия, окруженная ангелами, которые совершают добрые дела от ее имени, а также верующими, просящими облегчить их страдания и болезни, изображена здесь в сцене подаяния хлеба. Особенность композиции заключается в отсутствии свитков с надписями и максимальном количестве сцен вокруг фигуры Богоматери, клейма расположены не в отдельных сценах, а на фоне горок, поднимающихся вверх редкими уступами. Иконописец использовал характерную для местных мастеров гамму коричнево-охристых, оливково-зелёных цветов с бирюзовыми оживками пробелов.
6
Всем скорбящим Радость. Начало 19 в.
Насколько велико было в Палехе уважение к старым образцам, демонстрируют икона «Богоматерь Владимирская», написанная с иконописного подлинника Прокопия Чирина и «Богоматерь Знамение». Палехские образа сохранили лучшие традиции старинного мастерства.
4
Богоматерь Владимирская. Середина 19 в.
3
1. Положение во гроб. Конец 18 в. 2. Рождество Богородицы. Конец 18 в.
4
Богоматерь Знамение. Начало 19 в.
Икона «Богоматерь Шуйско-Смоленская» — местночтимый образ. Извод иконы Божией Матери «Одигитрия» был написан иноком Воскресенской церкви города Шуи во время свирепствования моровой язвы 1654 -1655 годов. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице, моровая язва стала ослабевать, а затем прекратилась. Особенность этого образа — положение правой ножки Младенца, пятку которой он поддерживает рукой.
8
Богоматерь Шуйско-Смоленская. Вторая четверть 19 в.
Палехская икона «Богоматерь Споручница грешных» напоминает «Богоматерь Умягчение злых сердец», написанную в Холуе. Но, как говорится, почувствуйте разницу в стиле письма.
5
Богоматерь Споручница грешных. Вторая половина 19 в.
Популярны в иконописи Палеха иконы-мине́и. Год в данной мине́е начинается с сентября. Месяцы расположены последовательно с сентября по февраль слева направо. Начало календаря — первые четыре ряда святых слева вверху. Эта икона — характерный образец палехской миниатюрной живописи середины 19 века. На снимке нельзя определить, насколько она велика, но поверьте на слово, размеры её небольшие. Однако поражает не только количество изображённых фигур, но и то, что у них совершенно разные лица, на которых можно различить как индивидуальные черты, так и выражение!
2
Минея (сентябрь–февраль). 1850
С такой же тщательностью проработаны «Иконы Пресвятой Богородицы» и «Акафист Богоматери».
3
Иконы Пресвятой Богородицы. 1872
1
Акафист Богоматери. 17790-е; Средник — Богоматерь Казанская. 17 в. Палех. Оклад средника — 1814 г.
Одной из самых известных иконописных артелей в России второй половины 19 века была мастерская Пешехоновых в Петербурге. Ее в 1830-х годах основал иконописец из Твери Макарий Пешехонов, а затем дело продолжили его потомки. Многие мастера Палеха учились и работали в мастерской или писали в «пешехоновском стиле», так как в то время он был самым популярным у заказчиков. Художники с помощью светотени изображали лики святых более натуралистично, как на картинах, и обильно украшали работы золотыми орнаментами. В этом стиле написаны иконы «Спас на престоле» и «Богоматерь на престоле».
5
Волков Илья, Наговицын Пётр. Спас на престоле и Богоматерь на престоле. Мастерская Пешехоновых. 1854. СПб
Иконы интересно рассмотреть вблизи — драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями одежды святых сымитированы с помощью «цировки» — так называли способ декора, когда мастер тонкой иглой проскребал густой слой краски до золотого фона. Попробовала сфотографировать поближе — немного видно, но, конечно, не так, как это выглядит на самом деле.
3
4
Палех в новое время Грянула Октябрьская революция 1917 года, вслед за ней «отменили» бога и церковь. Кому тогда нужны иконы? Целое большое село, в котором проживало более 600 человек, из них большинство — семьи иконописцев, остались без средств к существованию, перебиваясь случайными заработками и огородами. Промысел был на грани исчезновения. Возрождению промысла посвятил свою жизнь Иван Иванович Голиков — учредитель Артели древней живописи Палеха.
4
Бюст И.И. Голикова рядом с его домом-музеем.
Некоторое время Голиков работал театральным художником в Шуе, Иваново-Вознесенске, Кинешме и Костроме. В 1920-е годы по примеру Федоскинской артели занялся миниатюрной живописью. Один из стендов в Доме-музее И. И. Голикова оказался точной копией такого же в федоскинском Музее народных промыслов, в котором мы были несколько лет назад.
1
Этапы лаковой миниатюрной росписи.
Известность к Ивану Голикову пришла, как ни странно, благодаря Максиму Горькому. В 1932 году ивановский писатель Д. Н. Семеновский обратился к Горькому с просьбой привлечь к художественному оформлению книги «Слово о полку Игореве», издание которой готовилось в издательстве «Академия», мастеров Палеха. Вот что Горький ответил: «Мысль о привлечении палехских художников к работе по оформлению и издания „Слова“ — отличная мысль! Но я не за „мастеров“, а за лучшего, талантливейшего из них, Ивана Голикова».
В Доме-музее И.И Голикова сохранены интерьеры, в том числе мастерской. Вот так, при дневном свете из окна или при свете керосиновой лампы вечером, создавались шедевры палехской лаковой миниатюры с мельчайшими деталями.
5
В музее сохранились работы И. И. Голикова.
4
Голиков И.И. Три музыканта. 1925
6
Голиков И.И. Вниз по матушке по Волге. 1930
Интересно рассматривать и сравнивать произведения, созданные в разные годы, — сразу видно, как постепенно менялась тематика и совершенствовалось искусство минитюаристов, с одной стороны, сохраняя традиции палехской росписи, с другой — постепенно отходя от иконописи.
5
Буторин Д.Н. У Лукоморья. 1925
5
Буторин Д.Н. У лукоморья. 1956
7
Дыдыкин А.А. Раскрепощение женщины. 1932
Александр Васильевич Коту́хин был первым председателем Артели древней живописи и организовал в Палехе производство полуфабрикатов из папье-маше. Композиция «Сказка о царе Салтане» создавалась Котухиным под впечатлением оперы Римского-Корсакова, поставленной на сцене.
5
Котухин А.В. Сказка о царе Салтане. 1934
Бывший иконописец, один из основоположников палехской лаковой миниатюры, Иван Петрович Вакуров в шкатулке «Бесы», по сути, создал новую интерпретацию мотива «тройки», традиционной для Федоскино. Вчитываясь в пушкинские строки, мастер представлял себе и густую тьму ночи, и одинокого путника, которого разбушевавшаяся стихия заставляет испытывать смятение. По чёрному фону лака едва заметным силуэтом он рисует тени Дантеса с пистолетом, плачущей жены, костлявой смерти, лица царедворцев и Николая I.
7
Вакуров И.П. Бесы. 1935
6
Буторин В.Н. Римский-Корсаков. Н.А. 1945
5
Вихрев Н.Ф. Новая игрушка. 1955
Анна Александровна Котухина — одна из первых женщин-художниц в истории палехского искусства. На крышке ларца «Слово о полку Игореве» художница выполнила композицию «Затмение». Остальные четыре композиции на стенках ларца посвящены наиболее ярким эпизодам древнерусского промзведения. На крышке ларца необычный орнамент, выполненный творёным золотом и алюминием: в его пышные растительные формы вплетены стилизованные фигуры волков и птиц, а также медальоны с живописными композициями. Такие сложные, перегруженные деталями орнаменты стали обычным явлением в палехской миниатюре 1950-х годов.
7
Котухина А.А. Слово о полку Игореве. 1956
Интересно сравнить ларцы с росписью на одну тему, созданные в разное время.
7
Шемаров М.И. Слово о полку Игореве. 1994
Палехская роспись особенно хороша для сказочных, легендарных и народных сюжетов.
6
Першина М.А. Сказки Шахерезады. 1957
6
Мельников К.М. По щучьему велению. 1996
6
Кочупалов А.Д. Хороши наши ребята. 1979
6
Ходов В.М. Сказка о Петре и Февронии. 1984
5
Кукулиева К.В. Садко. 1958
Адрес: Россия, Ивановская область, посёлок Палех, улица Ленина, 6.
Все отделы музея работают с 10.00 до 17:30.
Касса работает до 17:15.
Выходной день — понедельник.
Санитарный день — последняя пятница каждого месяца.