Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Про музей танка Т-34 я слышал давно, и вот наконец удалось его посетить. Очень понравилась экскурсия! Хочу поделиться впечатлениями.

Единственный минус, музей расположен в 17 км. от МКАД. Добраться туда можно автобусом, либо на машине. Почему не в Москве, объясню позже.

Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» — единственный в мире военно-исторический музей, посвящённый целиком конкретному образцу вооружения и военной техники, легендарной боевой машине XX века — среднему танку Т-34.

Попадая на территорию, первым делом видишь танк Т-34. Он необычен: гусениц нет, как и одного из участков брони. Экспозиция даёт представление о ремонте Т-34 в полевых условиях.

1 из 4

За танком высится монстр, который берёт на себя основное внимание. Махина называется Царь-Танк.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Конструкция разработана в 1914 — 1915 годах инженером Н. Н. Лебеденко.

Осенью 1915 г. Царь-Танк был собран, начались испытания. Однако, увы, гигант увяз в болоте и не сумел выбраться. Далее начались известные события и стране было уже не до Царь-Танка. Машина вплоть до 1923 г. стояла в Дмитровском районе Подмосковья, пока её не разобрали на металлолом.

Царь-Танк вошёл в историю как самая крупная сухопутная боевая машина в мировом танкостроении. Её масса по разным данным 38 — 44 тонны. Корпус клёпанный, из не броневой стали (котельное железо). Толщина стальных листов 6 мм.

Диаметр ведущих колёс 9 м. Крутящий момент обеспечивали два двигателя Майбах. Танк поворачивал за счёт изменения движения ведущих колёс. Развивал скорость от 3 до 17 км. в час.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

На вооружении планировались две пушки и несколько пулемётов. Экипаж по разным оценкам мог доходить до 7 человек.

Забежав вперёд, отмечу, в помещении на одной из витрин ключи и мелкие детали оригинального Царь-Танка. Они были найдены поисковиками.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Та модель, что представлена на площадке, собрана специально для музея. Царь-Танк от шустрой детворы отделён ограждением, которое дети в хорошую погоду запросто преодолевают. Дабы маленькие наводчики не получили травму, лестницу, по которой поднимался экипаж, решили не делать.

Впрочем, Царь-Танк оставляет массу вопросов и дело не только в лестнице. Существует версия, что идею Царь-Танка в Россию подкинули из Европы, дабы направить производство по ложному пути. Очень даже возможно…

1 из 2

Передвигаясь по площадке, изучаем моторы, полевую кухню, гусеницы, обшивку брони.

1 из 6

К моему сожалению, вследствие снегопада, мелкие экспонаты зима от посетителей спрятала. Но никакой снег, пурга и дождь не властны над нашими танками!

1 из 4

Музейщикам удалось собрать модели, что являются внуками и правнуками знаменитого Т-34.

Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Возле каждого пояснительная табличка, где рассказывается о годах службы и технических параметрах.

1 из 6

Кое-где к машинам приставлены лестницы, дабы любители всё потрогать и пощупать, удовлетворили любопытство.

Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Основной музей — небольшое двухэтажное здание. Его построили специально под экспозицию. Возле входа капсула памяти, в виде большого патрона за стеклом.

Открытие состоялось 6 декабря 2001 года. В этот день в 1941 году на Лобненском рубеже началось контрнаступление советских войск в Битве под Москвой.

1 из 2

Наш визит пришёлся на первую неделю после карантина. Кассу музейщики убрали и теперь, если хочешь приобрести билет и заказать экскурсию — всё через интернет, по безналу. Подобное создаёт целый ряд трудностей, но мы справились.

Отдельные элементы экспозиции встречают посетителя уже в фойе. В коридоре знакомый до боли армейский ящик для боеприпасов, на одной из стен фотографии и замечательная цитата конструктора А. А. Морозова, что никакое оружие не воюет само по себе…

1 из 6

Особый интерес представляет информационная сводка, как и чем этот день связан с историей танка Т-34.

Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Только мы разделись и осмотрелись, экскурсовод пригласил в первый зал. Слушая рассказ, я понимал, что о чём-то уже знаю, но и новой информации было предостаточно.

Предшественником танка можно считать боевых слонов, ассирийские повозки, корабли Вещего Олега, которые он поставил на колёса и смял строй византийцев.

Нечто похожее на танк проектировал Леонардо да Винчи. Английский инженер Джеймс Коуэн в 1885 г. разработал паровой бронемобиль в большей степени напоминавший летающую тарелку.

1 из 4

Созданием танков инженеры обеспокоились в Первую Мировую войну. Нужны были мощные машины с пушками и пулемётами, способные преодолевать эшелонированную оборону противника в виде окопов, колючей проволоки и пулемётных точек.

Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия связано с целью дезинформации агентов противника, следивших за перевозками войск и вооружения по железной дороге, при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что Российским правительством заказана партия топливных цистерн в Англии.

Танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии. На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Название прижилось.

И потому нет ничего удивительного, что первыми в мире их применили в действие англичане. Это случилось 15. 09. 1916 г. в районе р. Сомма (Франция). Через полгода эстафету подхватили французы. В Германии значение танков на первых порах недооценили, осознав, стали усиленно догонять. Начались работы в США, в Англии, во Франции.

1 из 3

В нашей стране выдвигались разные идеи. В 1916 г. инженер В. Д. Менделеев (сын химика Менделеева) придумал сверхтяжёлый танк, но он так и остался на бумаге.

Любопытна уменьшенная копия машины Вездеход, эдакий закрытый со всех сторон железом непонятного вида агрегат. Единственный за всю историю экземпляр был собран в 1916 г. в Риге в мастерских Нижегородского полка. Автором проекта стал А. А. Пороховщиков (1892 — 1941 г.), дедушка актёра Александра Пороховщикова.

1 из 3

Молодая Советская Республика проектировать собственные танки начала в середине 20-х.

2 июня 1926 года командованием РККА была принята трехлетняя программа танкостроения. В основу вошли расчеты затрат, необходимых для прорыва укрепленной обороны на участке 10 км силами двух дивизий с возможностью развития успеха на глубину до 30 км и выхода на оперативный простор.

Первый опытный образец Т-16 был изготовлен на ленинградском заводе Большевик. В июне 1927 года он прошёл испытания, получив рекомендацию к серийному производству. 6 июля на вооружение РККА поступил танк МС-1 под маркой Т-18.

Боевое крещение МС-1 получил во время вооружённого конфликта на КВЖД в 1929 г.. 9 танков МС-1 содействовали прорыву китайской обороны. Трудности были: танки ломались и не могли преодолеть естественные преграды местности. Но при этом ни один из них не был подбит, укрываясь за бронёй, пехота легче поднималась в атаку.

В мае 1930 г. была сформирована первая механизированная бригада (мбр).

1
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Конструкторы постоянно что-то доделывали и совершенствовали. Сомневаюсь, что у нас в стране сохранились в больших количествах образцы первых танков, и потому особо ценный экспонат — пушка БТ-7.

1 из 3

В середине 30-х главным центром танкостроения сделался Харьков. Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), единственного предприятия, выпускавшего «БТ», с декабря 1936 года возглавлял Михаил Ильич Кошкин.

1 из 3

На первых порах всё шло очень сложно. БТ получили боевой опыт в Испании, после чего конструкторы решили усилить броню и внесли целый ряд поправок и доработок.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства. С этой целью организовали танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода.

1 из 3

Во время испытаний Кошкин простудился, заболел пневмонией и вскоре скончался.

1 из 2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!
 

Главным конструктором завода № 183 был назначен А. А. Морозов, заместителем Н. А. Кучеренко. Таким образом у Т-34 три отца основателя: Кошкин, Морозов, Кучеренко.

1 из 3

За разработку Т-34 все трое удостоены Сталинской премии (Кошкин посмертно).

1 из 2

В музее личные вещи Морозова: диплом доктора наук, фотографии, дневники, книги. Особую ценность представляет кожаный портфель, с которым конструктор ходил на работу. Эти вещи передала музею И. А. Морозова — внучка конструктора.

1 из 5

На момент 22 июня 1941 г. Красная Армия на вооружении имела 1066 танков Т-34. Немцы о Т-34 на первых порах ничего не знали.

Следующий зал рассказывает о трудовом подвиге заводов, производивших танки в годы войны. Тема эвакуации и переезда за Урал историками толком не изучена. После падения Киева, началась экстренная эвакуация Харьковского завода. Работники загружались в теплушки вместе с семьями.

18 сентября 1941 г. с завода № 183 отправился первый эшелон, увозивший конструкторов, техническую документацию и станки. 18 октября был отправлен последний, после чего здания были предоставлены в распоряжение подрывников. 25 ноября последний эшелон прибыл на территорию Уралвагон завода. В пути он пробыл чуть больше месяца.

Из Харькова эвакуировали: 2721 металлорежущих станка, 435 сварочных аппаратов, 154 штампа, 110 вагонов деталей и заготовок, 348 вагонов различных материалов. В Нижний Тагил прибыло 5234 специалиста.

1 из 7

Личное имущество помещалось в пару чемоданов, главным грузом являлось оборудование. На одном из музейных стендов инсталляция, где девушка в лёгком платье, открыв дверь теплушки, попадает в зиму.

1 из 3

Самое главное — 20 декабря 1941 г. из Нижнего Тагила на фронт отправился состав с 25 танками Т-34.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

На стеллажах инструменты, а на стенах стенды с фотографиями передовиков производства, руками которых собирался Т-34. У станков стояли не только мужчины, но и женщины и даже подростки. Смены длились по 12 часов и больше.

1 из 3

Очень символично, что инсталляцию в виде конструктора с чертежами, разместили под лестницей. Увы, именно в таких условиях, или скорее без каких-либо условий, работали инженеры.

1 из 2

На Урале удалось развернуть производство, которое создало меч Победы!

1 из 2

Если быть объективным, Т-34 идеальным танком не являлся. Где-то он уступал немецким машинам, но в чём-то превосходил.

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность танковых пушек Т-34 стала недостаточной.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств. В серийное производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой. В разработках принимал участие В. Г. Грабин.

За время войны танк модернизировался более 1000 раз. Самое главное, он был прост в изготовлении, и именно поэтому удалось наладить массовое производство.

1 из 11

Т-34 выпускался в Нижнем Тагиле, в Горьком, в Челябинске, в Свердловске и в Омске. Знаменитый Сталинградский тракторный работал до самого последнего момента, в сентябре выпустив последний танк. Рабочие, за отсутствием станков и оборудования, на новом танке вступили в бой непосредственно в Сталинграде.

Стоит рассказать про сам музей. История его возникновения необычна.

В 1976 году поэтесса Л. Н. Васильева (Кучеренко), дочь инженера-конструктора Н. А. Кучеренко, пообещала отцу перед его смертью написать книгу о создании Т-34. В результате долгих поисков и встреч с ветеранами-танкостроителями и танкистами, был опубликован роман-воспоминание «Книга об отце».

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Он вызвал резонанс среди людей причастных к Т-34. Лариса Николаевна получила большое количество откликов и писем с воспоминаниями, фотографиями и документами. Собранные материалы Васильева хранила на даче.

2 мая 1985 года её неформальный музей на 26 метрах принял первых посетителей. Далее он обрёл известность, в том числе за пределами СССР.

Лариса Николаевна стала получать всё больше писем, коллекция музея существенно пополнилась. На одной из встреч с Е. С. Катуковой, вдовой дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск М. Е. Катукова, возникла идея организовать официальный музей истории танка Т-34.

В 2000 году Л. Н. Васильева обратилась к мэру Москвы Ю. М. Лужкову и губернатору Московской области Б. В. Громову с просьбой о помощи. При их поддержке музей был построен и открыт.

К огромному сожалению поэтесса Васильева три года назад скончалась. Ей и её отцу посвящена часть экспозиции.

Дача Васильевой находилась неподалёку. В дачных посёлках этих мест после Великой Отечественной войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М. Е. Катуков, П. А. Ротмистров, В. М. Баданов, А. А. Бурдейный, Н. А. Кучеренко, А. М. Парчинский, П. С. Антонов, С. А. Иванов и др.

Музейщики воссоздали часть комнаты в доме Васильевой: стол, за которым работал её отец, печатная машинка, радиоприёмник, письменные принадлежности. Стены украшает множество фотографий.

1 из 6

В семье хранилось старое потрёпанное кресло, за которым сидел механик-водитель.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

В память о маршале бронетанковых войск М. Е. Катукове на втором этаже ещё одна экспозиция. Здесь хранятся: китель дважды Героя Советского Союза, его медали и личные вещи.

1 из 4

Впрочем, мы слегка забегаем вперёд. Поднимаясь на второй этаж, посетитель видит картину, где сошлись в бою наши и немецкие танки. Рядом множество фотографий на тему более современную.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Второй этаж посвящён Великой Отечественной и участию в ней Т-34. Осенью 1941 г. бои проходили неподалёку, поэтому проблем с артефактами не возникло.

1 из 6

Первый бой Т-34 принял 22 июня 1941 года. Это случилось на территории Литвы и вошло в историю как сражение за Алитус. Наша 5-ая танковая дивизия оказалась почти полностью уничтожена, но и немцам досталось крепко.

1 из 3

На поле боя остались советские танки, чем незамедлительно воспользовались немецкие инженеры. На первых порах Гудериан назвал Т-34 примером отсталой большевистской технологии, но очень скоро своё мнение изменил.

Примерно с конца 1941 года захваченные Т-34 отправлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации, пока в 1943 году фирмы Mercedes-Benz (завод в Мариенфельде) и WUMAG (завод в Гёрлице) также не стали проводить ремонт и модернизацию.

Немцы и венгры создали подразделения, укомплектованные Т-34. На советском танке воевал один из асов Третьего Рейха — Эмиль Зейбольд. Подобные машины имелись у финнов и итальянцев.

24 танка Т-34 состояли на вооружении РОНА (Русской Освободительной Народной Армии) — вооружённых сил Локотской Республики.

Отметим, если немцы вышедшие из строя танки перевозили на завод, то советские специалисты сформировали выездные бригады, которые ремонтировали Т-34 на месте. Оторвало башню — поставили новую и вперёд.

1
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

В 7 оборонительных и в 7 наступательных операциях Битвы под Москвой в общей сложности участвовало 5203 танка, из них 1466 были Т-34.

1 из 7
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!
 

После этого Т-34 становится основным танком РККА.

1
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

ВОВ — необъятное поле информации. В музее я узнал интересный факт: оказывается, во время контрнаступления под Москвой наши 34-ки на отдельных участках прошли по минным полям.

Гитлеровцы расставили мины, но выпавший снег сыграл на стороне РККА. В свою очередь, тяжёлые немецкие танки в снегах попросту вязли, а мины под их тяжестью наверняка бы сработали.

2
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

С 1942 года Т-34 выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова.

Главной изюминкой музея можно по праву назвать диораму «Лобня. Наступление. 6. 12. 1941 г." Её автор известный художник Евгений Корнеев.

1 из 6

Экскурсовод выключает свет и диорама оживает. Слышатся взрывы и рёв моторов. Диктор Игорь Кириллов с выражением рассказывает о происходящем (текст написала Лариса Васильева).

В ночь с 27 на 28 ноября 1941 г. на Рогачёвском шоссе заняла позиции батарея из четырёх орудий. Главный бой начался 1 декабря. Командир почти сразу оказался ранен и командование взял на себя политрук.

Когда показались 11 немецких танков, его орудие поспешило с выстрелом. Враг артиллеристов обнаружил, поменял строй, и, развернувшись клином, устремился в атаку.

1 из 3
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!
 

Старший сержант Гайк Шадунц устроил позицию возле дома Евдокии Ивашенковой, матери пятерых детей. Шадунц подбил один из танков. Немцы его не обнаружили и предпочли ретироваться.

В последующем они атаковали ещё и ещё. Все три орудия оказались подбиты. Шадунц со своим расчётом против немецких танков остался один. Самой сложной стала ночь с 5 на 6 декабря. Над домом Ивашенковой проносились снаряды, однако наши держались до последнего. Радости артиллеристов не было предела, когда из леса вдруг выскочили тридцать четвёрки, перевозившие на броне пехоту.

Войска рвались в бой. Впереди была Красная Поляна, Крюково и Волоколамское шоссе.

На диораме представлен исторический момент встречи, как пришедший на лыжах командир 331-ой Брянской пролетарской стрелковой дивизии генерал Король, разговаривает с сержантом Г. А. Шадунцом.

3
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

События происходили в 6 км. от нынешнего музея, и потому выбор места не случаен.

Перед диорамой два трака от танковых гусениц, где хранится священная земля, обильно политая кровью танкистов. Друзья, вспомните: Прохоровка, Орша, Ельня, Минск, Харьков, Зеелов, Лозовая, Бородино, Лобня…

1 из 4

На одном из траков иконки, на другом — две свечи. С разрешения экскурсовода я попытался их зажечь, дабы сфотографировать диораму с горящими свечами, но пламя так и не разгорелось.

Мой дед воевал на танке Т-34 и освобождал родную Орловщину. Перед наступлением на селение Русский брод, когда они стояли на позициях, к деду приходила бабушка. Наша деревня была в 20 км, однако бабушка зимой по снегу сумела добраться до линии фронта.

Поколение фронтовиков было другим, нежели мы. Ни в какого Бога дед не верил, ибо состоял в партии. Может именно поэтому, как я не пытался, огонь из моих рук свечи так не приняли.

Во многих российских, украинских и белорусских городах постаменты с Т-34. Экспонатов и артефактов в музее много, но, думаю, читатель понимает, рассказать обо всём невозможно.

1 из 6

В машине мрак и теснота.

Водитель в рычаги вцепился…

День, словно узкая черта,

Сквозь щель едва-едва пробился.

От щели, может, пятый час

Водитель не отводит глаз.

А щель узка, края черны,

Летят в нее песок и глина,

Но в эту щель от Мги видны

Предместья Вены и Берлина.

Стихотворение под названием Смотровая щель в 1944 году написал танкист Сергей Орлов, будущий председатель Союза Писателей РСФСР.

После начала Великой Отечественной Орлов вступил в истребительный батальон народного ополчения. Спустя два месяца его направили в танковое училище. Воевал на Волховском и Ленинградском фронте. Был командиром 33-его отдельного танкового полка.

1 из 3

В 1943 г. под Псковом, в результате попадания снаряда, его танк загорелся. Орлов получил световой шок. Ослеп, но сумел вытащить из машины раненого товарища. Полгода ничего не видел. Когда вернулось зрение, вновь отправился на фронт. Следы от ожогов остались на всю жизнь. Орлов маскировал их, отпуская бороду.

Из газетных источников в ГДР Орлов узнал, как во время войны нашим ребятам удалось вырваться с полигона, где их Т-34 расстреливая из пушек, проверяли на крепость брони. Так появился сценарий фильма «Жаворонок» (1964), посвящённый подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии.

1 из 8

Ещё один прекрасный фильм «На войне как на войне» (1968) рассказывает об освобождении Правобережной Украины. Съёмки проходили в Прикарпатье возле границы с Чехословакией. Как далее выяснилось, под видом съёмок СССР сосредоточил крупные танковые соединения и ввёл их на территорию Чехословакии.

В последующем советские инженеры разработали новые танки, при этом Т-34 находился на вооружении вплоть до середины 70-х. Танк вошёл в историю как оружие Победы!

В музее есть карта, где обозначены страны, имевшие подобную машину на вооружении. Её последнее боевое применение произошло год назад в Йемене.

1
Гони империализма гиену, Могучий рабочий класс! Вчера были танки у Чемберлена, а ныне есть у нас!!!

Во время антиправительственных выступлений в Будапеште (2006) демонстранты угнали танк с размещённой в центре города экспозиции, посвящённой 50-летию восстания в Венгрии, и попытались на нём прорвать полицейское оцепление, однако были остановлены полицией, применившей слезоточивый газ.

Отметим, на территории СНГ подобное тоже случалось.

Наша экскурсия была обзорной и продлилась примерно час. Кто заинтересовался, может выбрать экскурсию тематическую, более углублённую. В нашей жизни всё очень быстро меняется: информацию о ценах и график работы смотрите на сайте музея.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей истории танка Т-34

Московская область, городской округ Мытищи, деревня Шолохово, дом 89А Подробнее об объекте