У меня было большое желание побывать в Большом театре. Но в кассе билеты продавались только на февраль. Конечно, я огорчилась, но где-то узнала, что кроме спектаклей желающие могут сходить на экскурсию. Экскурсии проводятся по понедельникам, средам и пятницам. В каждый из этих дней проходит только одна экскурсия на русском языке и одна на английском языке продолжительностью один час. В составе каждой группы 20 человек. Я ухватилась за эту идею, но первая моя попытка не увенчалась успехом, так как в этот день там проводились то ли учения по гражданской обороне, то ли еще что-то подобное. Через день я снова приехала пораньше, и оказалась в числе 20-ти счастливчиков, которые не просто час отстояли на улице, но и попали в театр. Сбор и ожидание — у входа в 12 подъезд, то есть прямо по центру театра за колоннами. Пока я ходила туда-сюда вдоль колонн, увидела вот такую мемориальную доску.
Чтобы наверняка попасть на экскурсию, приезжать лучше часа за полтора-два, я приехала за час и была восемнадцатой. В 12 часов заветная дверь открылась, вышел охранник и отсчитал ровно 20 человек, совершенно не обращая внимания на просьбы остальных. Заплатив в кассе 500 рублей и сдав одежду в гардероб (театр начинается с вешалки), мы более часа ходили по Большому.
Экскурсовод интересно рассказывала, а мы, отогревшись, любовались великолепным зрительным залом, сценой, огромной люстрой. Фотографировать без вспышки можно везде.
Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады». Князь начал строительство театра, который — по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) — был назван Петровским. Театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Медоксу. Именно под руководством Медокса по проекту архитектора Розберга в 1776–1789 годах был построен Большой Петровский театр, который простоял 25 лет и тоже сгорел. Затем в 1821 году был утвержден новый проект сооружения театра. По замыслу Бове, претворявшего в жизнь идеи разработанного им и утверждённого в 1817 году генерального плана Москвы, театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне. Величие театра подчёркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, в 1820-е называвшейся Петровской, но вскоре переименованной в Театральную. Бове привёл объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям. Театр открылся в январе 1825 года представлением «Торжество муз», но 11 марта 1853 года театр сгорел. Затем победил проект Кавоса и театр был восстановлен за три года. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года в дни коронации Александра II оперой Беллини «Пуритане».
В октябре 1941 года в здание Большого театра попала бомба. Она разрушила стену фасада и взорвалась в фойе. Долгое время театр был накрыт маскировочной сетью. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы, и уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность оперой «Иван Сусанин» М.Глинки.
Последняя реконструкция театра, началавшись в 2005 году, продолжалась шесть лет. Осенью 2009 г. после многочисленных подготовительных работ огромное и сильно изношенное здание Большого театра было перенесено с временных опор на постоянный фундамент, и в театре началась масштабная реставрация. Было значительно расширено подземное пространство, отреставрированы фойе и зрительный зал. Зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, который задумал архитектор Альберт Кавос. Залы бывшего императорского фойе были восстановлены по состоянию на 1895 г. — время подготовки к торжествам по случаю коронации императора Николая II. После реставрации в Большом построили новую уникальную подземную сцену-трансформер: Бетховенский зал. Он расположен практически под Театральной площадью, между главным входом в театр и фонтаном, в 70 метрах от ветки метро. Сценическое пространство может принимать форму бального зала и амфитеатра (300 мест). Здесь проводятся концерты, репетиции и конференции.
После осмотра Бетховенского зала, мы отправились в зрительный зал, чтобы осмотреть его и Историческую сцену — собственно то, зачем многие, в том числе и я, пришли на экскурсию. Между этажами можно передвигаться по лестнице и на большом прозрачном лифте.
На сцене работники вели подготовку декораций к очередному спектаклю. В зале было полутемно.
Историческая сцена театра сделана по принципу музыкального инструмента: зрительный зал полностью деревянный, в этом зале все работает на акустику. Поэтому звук до зрителей долетает живым и наполненным.
Зрительный зал пышно украшен: белый цвет, арабески, украшенные золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож. В партере стоят не кресла, а стулья, мы на них посидели. Слева и справа от сцены директорская и правительственные ложи. Напротив сцены — императорская (ну, а теперь — президентская для официальных визитов) ложа, которую держат на своих могучих плечах два Атланта.
Далее мы поднялись на 4-й ярус. Потолок зрительного зала украшают изображения Аполлона и 9 муз, а также хрустальная люстра, весом более 2 тонн и состоящая из 24000 хрустальных деталей (высота люстры 7 метров, диаметр — 6). В конце сезона, когда зрительный зал освобождается от стульев, люстру опускают вниз и чистят.
Несмотря на то, что весь зал кажется золотым, на отделку ушло всего 8 кг золота. Лепнина и арабески выполнены из папье-маше, покрытого сусальным золотом. Над восстановлением позолоты трудились 800 человек-реставраторов на протяжении трех лет.
Затем мы прошли в бельэтаж, посидели уже в креслах и заглянули сбоку в Президентскую ложу.
Далее мы прошли в зрительское фойе. Ранее фойе было Белым залом, но при реставрации была обнаружена роспись, которая была восстановлена в первозданном виде в технике гризайль по сохранившимся рисункам и чертежам. Создается впечатление того, что картинка на потолке объемна. Просто великоленый вид!
Далее были красные залы. Малый, или Круглый зал, украшенный специально для коронации Николая II. Это зал с секретом. Если один человек стоит в углу и шепчет что-то другому, стоящему в диаметрально противоположном углу — они слышат друг друга, в то время как все остальные, стоящие в центре зала, остаются вне этого разговора. Есть два варианта этой истории. 1.Уникальная акустика была разработана для Николая II, так как у него был тихий голос, а в этом зале он мог общаться с гостями в день своей коронации совершенно не напрягаясь. 2. Данный акустический эффект был привнесен позже, немецкими специалистами по приказу Сталина. Он не любил, когда вокруг него шепчутся, и хотел иметь возможность слышать все, что вокруг него говорили.
Большое фойе. В процессе долгой и очень кропотливой реставрации Большого фойе были восстановлены уникальные вышитые панно. Интерьер зала обновили, а потолок украсили лепниной из папье-маше. В советское время императорские монограммы и изображения корон заменили пятиконечными звездами, серпами и молотами. Само фойе стали использовать как зал для репетиций и камерных концертов. С тех пор помещение стало называться Бетховенским залом. Реставраторы восстановили «монархический» декор и вернули лепнине утраченную позолоту. Вышитые панно, пострадавшие после химчистки в 1970-х, тщательно отреставрировали, восстановив утраченные фрагменты и символику конца XIX века.
С противоположной стороны зрительского фойе расположен Музей Большого театра. В нем были представлены костюмы из спектаклей и старые афиши.
Ну вот, у меня получилась такая интересная, насыщенная экскурсия. Далее была возможность посетить сувенирный магазин и купить книги, альбомы, разные вещицы (недешевые), напоминающем о Большом театре.
На вопрос о билетах экскурсовод сказала, что за час до спектакля можно купить оставшиеся в кассе. Но я купила билет у какого-то невзрачного мужичонки, который с портфелем ходил туда-сюда вдоль дверей. Я, конечно, ему переплатила, да еще и волновалась потом, что купила какую-нибудь подделку. Но я попала на балет! Это был дневной спектакль — балет «Евгений Онегин» на Исторической сцене. Вооружившись биноклем, я смотрела с галерки. Еще выше были стоячие места для студентов за металлическим заборчиком. Вот теперь я увидела зал при полном освещении — достойно и красиво.
1
1
1
Я была очень довольна и постановкой, и исполнением, и музыкой. По окончании балета зал грохотал овациями.
Наверное, мое желание попасть в Большой было очень большим, если мне посчастливилось попасть и на экскурсию, и на спектакль.