Получилось так, что за один день я увидел второй православный храм в Москве, отданный под представительство дружественной церкви. Первым увиденным представительством стал Храм для православных китайцев на базе храма святого Николая Мирликийского в Голутвине, а второй на базе Храм великомученицы Екатерины на Всполье, построенного еще в 1767 году.
Но вот табличка на ограде храма может сбить с панталыка.
Название на ней не совпадает с официальным названием, хотя надо заметить, что храм на самом деле находится на улице Большая Ордынка.
Да и дата строительства (1764 — 1767) — не та. По крайней мере многие источники указывают на то, что эти работы проходили в 1766–1775 годах. А архитектор указан правильно — Карл Иванович Бланк (1728–1793). Кстати о путешествиях. Карл Иванович был прадедушкой известного путешественника Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (до мая 1906 года — Семёнова, 1827 — 1914), который описал Тянь-Шаньские горы и получил за это приставку к фамилии.
Дата на табличке — это дата перестройки обветшалого храма по распоряжению российской императрицы Екатерины Второй. Деревянный храм на этом месте упоминается с XVI века, а в 1657 году вместо него появился каменный храм.
В 1931 году храм был закрыт, а вот реставрация храма проводилась еще во времена бытности СССР.
В 1994 году один из старинных храмов Москвы был передан под представительство Православной Церкви в Америке при Московском патриархате, правда передача происходила без лишней спешки, вплоть до 2006 года. Очень неторопливо.
Хотя существуют предания, что русские первопроходцы побывали на берегах Аляски еще в XVII веке, но достоверно установленным фактом является, что русские на боте «Святой Гавриил», приплывшие к берегам Аляски 21 августа 1732 года стали первыми европейцами у её берегов. Началось освоение холодных просторов Северо-Запада Америки русскими людьми. За охотниками, рыболовами и моряками на диких берегах появились православные священнослужители. Хотя официальная миссия была направлена только в 1794 году, но процесс приобщения к православной вере шел в процессе общения русских с местными жителями.
Для управления Аляской была создана в 1799 году Русско-Американская кампания. Именно её усилиями помимо Аляски появились русские поселения в Калифорнии (Форт-Росс в 1812 году) и на Гавайях в 1816 году. Дальнейшей экспансии помешали, как это ни странно, власти Российской империи. В результате крепости Гавайев были оставлены в 1817 году, Форт-Росс был продан в рассрочку в 1842 году, полного расчёта за него так и не получили, а апофеозом недальновидной политики стала продажа Аляски в 1867 году. Через сто лет после перестройки нашего храма.
Но даже после продажи Аляски на бывшей русской территории продолжали появляться новые православные храмы, в том числе во вновь построенной столице Аляски — городе Джуно. Аляскинская кампания, принадлежащая американцу Гутчинсону, выкупила все активы Русско-Американской кампании и с большим желанием принимало на работу русских — бывших сотрудников Русско-Американской кампании. Штаб-квартира Аляскинской кампании находилась в Сан-Франциско и люди переезжали с Аляски в Калифорнию. Вскоре здесь появились русские кварталы, в 1870 году сюда перебрался православный епископ, а в конце XIX века был построен православный собор. Православие пусть не семимильными шагами, но начало своё движение по американскому материку.
В результате событий после революции 1917 года связь между православными Америки и митрополией в России была нарушена и результате долгих и не всегда лёгких процессов в 1970 году появилась автокефальная Православная Церковь в Америке, во главе которой стоит Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.
Интересно, что наряду с российскими православными святынями в храме Святой Великомученицы Екатерины находятся мощи преподобного Германа Аляскинского, одного из первых православных проповедников в Новом Свете, крестившего множество алеутов и других жителей Русской Америки и почитаемый верующими как святой покровитель Америки. В миру Герман Аляскинский был известен как Егор Иванович Попов(1751 — 1836), руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк.