Чем развлечь себя любимую в воскресенье?! Тем более погода как нельзя лучше подходит для прогулок: стоит прекрасная золотая осень! Не долго думая, открыла предлагаемые туры и наткнулась на экскурсию «Бриллиантовые тайники золотого магната». Быстренько погуглив в интернете, оценив внутреннюю обстановку, поняла — мне туда обязательно надо.
2
Немного позже вспомнила, что смотрела на страницах Туристера отзыв об усадьбе и меня он очень сильно поразил. Уже дома, рассматривая собственные фотографии и сравнивая их с Людмилиными, поняла — а ведь ракурсы у нас у всех похожие.
На сайте туроператора указано, что если в этот день в стенах будет проходить какая-нибудь съемка, мероприятие или реконструкция, то возможно не удастся попасть в самый мистический зал, но я понадеялась на удачу, а что из этого получалось узнаете чуть позже.
Экскурсия начинает у метро «Красные ворота» и продолжается вдоль улицы Новой Басманной. Первая остановка была в небольшом сквере, по центру которого установлена скульптура «Сезонник» работы И.Шадра. А ведь не случайно. Ранее тут располагалась «биржа труда», вокруг которой собирались толпы в ожидании заработка.
1
Именно на Новой Басманной можно увидеть усадьбы, которые чудом выстояли после пожара, учиненного Наполеоном и его войском. Отличным примером служит усадьба Куракина и прилегающая к нему бывшая богадельня.
3
Чуть дальше расположен доходный дом Московского Басманного товарищества, который занимает почти квартал. Квартиры в нем были проходные и занимали почти этаж, на главную улицу выходили окна самих хозяев, а во двор прислуги (при чем у прислуги был свой лифт и черный выход). Во дворе расположена контора служащих этого дома — очень симпатичное и интересное здание.
1 из 3
1
Еще одним украшением улицы является церковь Петра и Павла с не совсем характерным стилем для православных церквей. Говорят частично церковь построена по эскизам Петра I, который насмотревшись на европейские кирхи, пожелал установить шпиль над церковью. Жаль, что церковь не входит в перечень реставрируемых, государство не бюджетирует, а внешний вид поддерживается на собранные средства прихожан.
1 из 2
5
Ну, а мы тем временем дошли до нашей цели: вот он особняк Стахеева, который пережил войны и революции XX века без потерь, дошедший до нас практически в первоначальном виде. В 1898—1899 гг. архитектором М. Ф. Бугровским была построена усадьба, а внутренняя отделка доверена скульптору В. Г. Гладкову.
2
Перед домом установлен роскошный мраморный фонтан с изящной скульптурой «Богиня ночи», выполненный в Париже. Особняк Стахеева — яркий образец эклектики, фасады роскошного дворца выполнены в неогреческом стиле и украшены великолепными скульптурами, а каждый зал оформлен в собственном стиле.
1 из 4
2
Скоро мы познакомимся с личностью Николая Дмитриевича Стахеева, но уже и сейчас понятно, что на строительство великолепного особняка он не жалел средств (было потрачено примерно 1 миллион рублей), поэтому уже в то время и фонтан, и внешние канделябры освещались электричеством.
3
Кроме того, далеко не в каждом богатом доме была телефонная связь, а Стахееву принадлежали аж шесть номеров.
1
При особняке был разбит красивейший сад, попасть в который можно было через еще одно парадное крыльцо.
1
Не будем задерживаться при входе, а скорее направимся внутрь. Нашей группе дали время раздеться и привести себя в порядок, а далее мы все встречались перед парадным входом.
1 из 4
1
А теперь пару слов о хозяине дома. Родился Николай Дмитриевич в городе Елабуга. Его отец Дмитрий Иванович был представителем известнейшего купеческого рода, и мать Александра Ивановна, урождённая Шишкина, — родная сестра художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. С самого детства Николай Дмитриевич находился в обществе тесно связанном с творческой средой, таким образом он хорошо разбирался в искусстве. Стахеевы торговали хлебом, чаем, лесом, имели золотые прииски, владели нефтяными месторождениями. После смерти отца он смог увеличить свой капитал в 8 раз: переехав в Москву, Николай Дмитриевич начал скупать старые особняки и строить многоэтажные дома, что приносило ему большую прибыль. Одним из таких ярких примеров является доходный дом № 6 с книжными магазинами на улице Мясницкая, ныне известный как «Библио-Глобус».Также он славился коллекционером живописи.
Николай Дмитриевич ни в чем себе не отказывал: часто путешествовал, кутил, устраивал балы, но и был у него и один недостаток. Славился он азартным игроком. Даже ходит легенда, что как только проходил слух, что Стахеев едет в Монте-Карло, ставки в казино поднимались в несколько раз. Увы, как легко деньги приходили к нему, так легко он с ними и расставался. Проигрыши его доходили до десяти миллионов рублей.
Правда стоит отдать ему должное, не забывал и о благотворительности. Как в некоторых источниках указано в год отчисления в благотворительные фонды составляли до миллиона рублей.
А наша экскурсия и знакомство с домом продолжается. По роскошной беломраморной лестнице
1 из 5
2
мы поднимаемся в «греческий» холл, украшенный мраморными резными колоннами и величественными светильниками в виде сфинксов,
1 из 4
4
стоит только поднять голову вверх и мы поражаемся великолепной отделкой, уникальными люстрами, потрясающими сложными потолками с чудесной росписью
1 из 4
2
и изящной лепниной,
1 из 3
3
необыкновенными витражами.
1 из 2
5
Первой комнатой, распахнувшей для нас свои двери, стала приемная с прекрасной отделкой из натурального дерева.
1 из 4
1
Тончайшая резьба по дереву впечатляет. Тут расположен и действующий камин. Мебель была вывезена и разграблена, сейчас в доме представлены не подлиные образцы.
1 из 3
2
Далее экскурсия продолжается в рабочем кабинете Николая Стахеева, в котором сохранились часы с кариатидами, личный стол, шкаф и зеркало. Увы, народу было так много, что сделать фотографии кабинета нормально не получилось.
1 из 5
1
На потолке можно увидеть как идут реставрационные работы, небольшой кусочек демонстрирует «до» и «после».
1
Двигаемся дальше — перед нами открывается просторный торжественны Белый зал
1 из 6
1
с великолепным потолком и плафоном.
1 из 3
1
Еще одним передовым ноу-хау — это потайной лифт для слуг, сейчас скрывающийся за вот этим зеркалом. Удивительно, ведь в доме всего два этажа, но это не останавливало заказчика — нужно шагать в ногу со временем.
2
И, конечно, совсем не стоит забывать смотреть не только по сторонам и вверх, а немного опустить взгляд и полюбоваться роскошным подлинным паркетом из драгоценных пород дерева.
1 из 2
2
Следующий зал, выполненный в стиле рококо, поражает своей роскошью: красивейшая мебель, стулья, уникальный стол.
1 из 7
3
Обязательно стоит залезть под стол, не пожалеть свои колени и суставы))
1 из 4
4
А далее мы попадаем в настоящий зимний сад, где наверно так приятно выпить в лучах солнца чашечку кофе и насладиться десертом.
2
Еще в одном помещении часто устраивались домашние спектакли на импровизируемой сцене. Даже сам А. П. Чехов был частым зрителем этого театра.
С одной частью дворца мы закончили. До сих пор сохранялась интрига, а будет ли нам показан самый мистический зал, выполненный в готике. И да, мои молитвы были услышана, двери распахнулись и мы шагнули в это великолепие.
5
1 из 4
2
Люстра имеет механизм, с помощью которого когда-то можно было легко регулировать её высоту.
4
Красивейшие витражи.
4
Прекрасная деревянная отделка.
1 из 8
3
Потрясающий буфет.
1 из 4
1
И шикарный действующий камин.
1 из 3
И как же не оставить памятное фото в этом замечательном месте.
6
Следующий не менее оригинальный зал — «мавританская» курительная комната,
1 из 5
3
каждый сантиметр потолка и стен которой покрыт объемным восточным узором, а подоконники и откосы выполнены из натуральной яшмы.
1 из 4
3
Перед Первой Мировой войной Николай Дмитриевич уехал с семьей во Францию. После 1918 года, когда все состояние Стахеева было национализировано, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома драгоценности, но был задержан. Стахеев на допросе предложил Дзержинскому сделку: в обмен на указание тайника ему назначают пенсию. Дзержинский принял условия, и до конца своих дней Стахеев получал пособие, а на часть «найденных» сокровищ архитектором Щусевым был построен Дом Культуры железнодорожников на Комсомольской площади. Эта история просочилась в прессу, и журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф написали произведение «12 стульев».
4
С 1940 года дом отдан под клуб детей железнодорожников. Ныне находится на балансе Министерства культуры: залы используются для мероприятий, съемок передач и фильмов, а в непарадной части дома до сих пор работают кружки для детей.
1
Очень понравилась экскурсия, дом произвел огромное впечатление. На фотографиях — это одно, а в реальности гораздо круче. Если будет у вас возможность попасть внутрь — очень советую, без положительных эмоций не уйдете.