Везде идёт реконструкция зданий и мостовых, поэтому и не прогулка вовсе, а самый натуральный квест ожидал меня. Мой маршрут проходил по Лубянскому проезду и Мясницкой улице до Бульварного кольца.
У станции «Китай-город» много выходов. В прошлый раз (см. рассказ «Пешком от «Третьяковской» до «Китай-города») я зашла в метро около памятника Кириллу и Мефодию, а сейчас выйти мне удобнее на Ильинской площади, около памятника героям Плевны, а если точнее, гренадерам, погибшим при штурме этого города.
Это очень трогательный памятник, буквальное воплощение суворовского завета: «Сам погибай, а товарища выручай». Именно на Россию, как на единственную православную империю, возлагали болгары свои надежды на освобождение от турок. Русские не скупились на щедрые пожертвования, собирали крупные суммы денег и всевозможную гуманитарную помощь, отправлялись добровольцами на войну с турками. Всё это было не по принуждению, а по велению сердца. Помню ошеломление, испытанное мной, когда в юности я почитала тургеневское стихотворение в прозе «Памяти Юлии Вревской»: «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним». Однако исход в оценке братской помощи, к сожалению, уже тогда был понятен. Тургенев заканчивает своё произведение словами: «Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо». Нам бы прислушаться, не было бы так обидно за ту неблагодарность, которую сейчас демонстрируют некогда воспользовавшиеся нашей помощью народы. Ну да Бог им судья.
Я думаю, будет интересно рассмотреть барельефы на этом памятнике, имеющем вид православной часовни, на которых изображены картины страданий болгар, взывающих о помощи.
Наш путь к Мясницкой лежит по Лубянскому поезду. По левой стороне этого отрезка проезда протянулось громадное здание Политехнического музея, которое не первый год реставрируется. С Политехническим связано немало интересных московский событий, однако это потянет на отдельный рассказ. Оставим его до конца реставрации, если доживём. А сейчас мы перейдём Маросейку — одну из самых старых улиц Москвы. Её название связано с тем, что здесь в 17 веке находилось Малороссийское подворье, на котором останавливались приезжавшие из Малороссии купцы, дипломаты, духовные деятели. Не углубляясь в неё, замечаем яркое здание храма Святителя Николая Чудотворца в Клённиках. Почему в Клённиках, уже никто, наверно, не ответит, потому что храм старый, постройки 1468 года.
Деревянная церковь, ранее стоявшая на этом месте Маросейки, была построена во времена великого князя Ивана III в. честь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. В основе нынешнего храма — каменный храм 1657 года, однако он несколько раз перестраивался. После крупного пожара в 1701 году церковь стала двухъярусной, приобрела одноглавое завершение. Тогда же её фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами. Через год после пожара 1748 года была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня. В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек больше не было. Так что, говоря словами грибоедовского героя, «пожар способствовал ей много к украшенью». А и правда, маленькая и изящная.
На Лубянский проезд выходят фасады двух интересных зданий. Справа — дом Варвары Петровны Разумовской (урождённой Шереметевой), жены Алексея Кирилловича Разумовского, который он построил для неё в качестве отступного при разводе. В пожаре 1812 года здание не пострадало, потому что наполеоновский маршал Эдуард-Адольф Мортье, назначенный губернатором Москвы, сделал его своей резиденцией. Во второй половине 19 века усадьбой владели купцы Еремеевы, разбогатевшие на торговле сукном. Они использовали флигели как доходные дома с торговыми помещениями. В начале 20 века здесь был популярный трактир купчихи Ирины Коленовой. А вот аптека на первом этаже ротонды находится уже больше века.
Авангардное здание слева на углу Маросейки и Лубянского проезда построено в 1928–1929 годах по проекту профессора кафедры архитектуры гражданских и промышленных зданий В. Д. Цветаева на основе корпусов Николо-Угрешского подворья начала 19 века. Сначала оно называлось «Дом трестов». В 1935 году в здание въехал ЦК ВЛКСМ.
Бывает, что при реконструкции зданий принимают странные решения. Так случилось и с домами 9 и 11 — настолько различны по стилю, что сразу видно, что никто не думал о сохранении облика исторического центра Москвы. Доходный дом по адресу Лубянский проезд, 9 (слева) был построен в 1911 году по проекту зодчего Сергея Михайловича Ильинского по заказу братьев Александра, Романа и Сергея Дёминых. На первом этаже размещались лавки и магазины, а на втором — конторские помещения. Третий этаж занимали меблированные квартиры для сдачи внаём. В 1930 году здание реконструировали (арх. В. А. Бессмертный). Появились новые два этажа (решали квартирный вопрос), от «лишнего» декора на фасаде избавились — ни к чему буржуйские привычки строителям коммунизма! В недавно обновлённом доме 11 (на первом плане) находится московский филиал ООО «Чайна Констракшн Банк».
Чудом сохранилась в этом месте церковь Георгия в Лучниках, которая упоминается в 1460 году. В начале 17 века храм был известен уже как каменный. На его основе в 1692–94 годах на средства купца Гавриила Никитича Романова было построено ныне существующее здание. Оно мало похоже на то, каким его задумали и воплотили зодчие 17 века: в 1848–62 годах вместо гульбища к церкви на средства купца Содомова и А. В. Мазуриной были пристроены приделы Нила Столобенского и Феодора Сикеота, тогда же переделана апсида, разобраны четыре главы из пяти, расширена трапезная, а главный фасад переделан в русском стиле. После закрытия церкви в 1932 году и расстрела её последнего настоятеля, протоиерея Владимира Проферансова, здание было искажено перестройками, главы и кресты уничтожены, ярус звона колокольни заложен, старый вход замурован, наличники повреждены, пробиты новые окна. Здание перешло к органам госбезопасности, устроившим в нём сначала общежитие, а потом ведомственную обувную фабрику. В Интернете нашлась старая фотография, сделанная приблизительно в этом же ракурсе. Ужасающие руины! Последняя реставрация 1990-х вернула церкви внешний облик начала 20 века.
Рядом с церковью — дом Е. Е. Елисеева — Е. И. Некрасова. Он был построен для сдачи комнат в аренду в 1876 году по проекту П. П. Скоморошенко, перестроен в 1890-е. На первом этаже этого дома купец Егор Иванович Некрасов и его сын Дмитрий Егорович, учредители торгового дома «Некрасов Е.И. и сыновья» (торговали чаем, сахаром, кофе и растительным маслом), арендовали помещение, в документах 1914 года они указаны уже как владельцы всего дома. Кстати, как по-русски: рядом трактир и церковь.
Мы подошли к Лубянской площади. От неё во все стороны расходятся многочисленные улицы: кроме Лубянского проезда, проезд Театральный, улицы Никольская (ведущая к Никольской башне Кремля), Пушечная со знаменитым зданием магазина «Детский мир» (ах, какое было счастье ходить туда с мамой!), и, наконец, Мясницкая, куда мы и свернём.
Лубянка известна с конца 15 века, а название привязывают к новгородской улице Лубяница, потому что здесь после присоединения Великого Новгорода к Московскому государству селились «понаехавшие» новгородцы. Поистине, как у Марины Цветаевой: «Москва! — Какой огромный / Странноприимный дом! / Всяк на Руси — бездомный. / Мы все к тебе придём».
Центр площади, где в 1835 году был устроен водоразборный фонтан с питьевой водой, а через 100 с лишним лет был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому, закрыто строительными щитами. Хорошо виден только «Детский мир».
Здание Политехнического музея (на реставрации) и дом страхового общества «Россия», в котором в 1919 году разместилась ВЧК, появились здесь в конце 19 — начале 20 века. С этого времени дом переходил всем преемникам ВЧК — ОГПУ до 1934, затем НКВД и МВД, НКГБ и МГБ, а с 1954 года — КГБ СССР. После 1991 года в здании располагались главные российские спецслужбы, менявшие официальные названия (с 1996 года — ФСБ).
У старого дома на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы богатая история. Он был построен в первой половине 18 века и принадлежал семье дворян Леонтьевых. С 1807 года в нём арендовала помещение «Мясницкая аптека» Весселя. Дом уцелел во время пожара 1812 года, однако в 1889 году богатый купец, золотопромышленник Николай Дмитриевич Стахеев, купивший это владение, разрушил его для постройки доходного дома. Только вот ведь незадача: его просто так не увидишь. В 1973 году коммунальные квартиры, в которые после революции превратились квартиры доходного дома, расселили, а в 1985–1987 дом капитально перестроили для Вычислительного центра КГБ СССР. Зато на дореволюционной фотографии отлично можно рассмотреть и дом страхового общества «Россия», скрывшийся за стенами здания ФСБ, и справа от него — начало Мясницкой улицы с домом Стахеева на углу.
Уцелела стена, выходящая на Мясницкую.
А ведь в стахеевском доме жили известные люди: в 1900-х снимал квартиру художник Михаил Врубель, здесь была последняя квартира Владимира Маяковского, его «комнатёнка-лодочка». Сейчас музей на реставрации, к его входу даже нельзя подойти. Обещают открыть его в 2018 году. Обязательно пойду посмотреть. Впервые я здесь была в 1973 году. Это был обыкновенный музей с фотографиями и документами в витринах. Но священный трепет у меня, тогда десятиклассницы, открывшей для себя раннюю лирику Маяковского, вызвала крошечная комната, где была поставлена «точка пули в конце», очерченный мелом силуэт на полу и окровавленная рубашка поэта. А как же тогда «и в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать»? В 90-х решила показать музей детям, и была сражена наповал новым оформлением экспозиции в стиле конструктивизма. Интересно, чем ещё удивит музей после реставрации.
В стахеевском доме после Великой Отечественной войны был главный детский магазин «Детский мир», который в 1957 году переехал в новое здание на Лубянской площади. Теперь здесь находится один из любимых книжных магазинов — «Библио-глобус».
Надо сказать, что Мясницкая очень отличается от Пятницкой, по которой мы гуляли в прошлый раз. Пятницкая тихая, домашняя, с невысокими домами. Мясницкая, хоть и такая же по ширине, но окружена очень высокими домами, иной раз надстроенными в течение последнего века ещё парой этажей. Здесь нет зелёных островков, здания стоят тесно. Здесь больше людей, почти все тротуары заняты выносными столиками кафе и ресторанов, довольно шумно. Так что квест усложнился поиском мест, откуда можно сделать фотографии, и переживаниями о том, что… ну не входит в кадр огромный дом с близкого расстояния, хоть плачь!
Зато здесь очень много красивых зданий. К дому Стахеева одной стеной примыкает известное творение Шехтеля — здание, построенное для конторы и магазина «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Строительство было начато в 1898 году, однако здание надстраивалось и позднее: в 1913 и в 1930 годах. Я знала этот дом как «Дом фарфора». До сих пор помню, какое удовольствие было рассматривать красивую посуду, которую здесь продавали. Увы, от чашек, купленных здесь, уже и осколков не осталось. И витрина не привлекает изяществом оформления, она больше похожа на витрину хозяйственного магазина.
На Мясницкой есть ещё один дом, построенный по проекту Шехтеля, — № 24. Сравните эти два дома и удивитесь вместе со мной богатой фантазии архитектора. Казалось бы, один и тот же стиль, но какие разные эти дома! Если дом для Кузнецова с купеческой щедростью украшен лепниной, то дом 24 строг по стилю и сдержан по колориту. Сравнение демонстрирует разницу как во вкусах заказчиков, так и в их финансовых возможностях. Однако объединяет их талант мастера, способного создать шедевр на любой бюджет. Заказчиком дома 24 было Строгановское училище. Его студенты тоже приняли участие в изготовлении декора: они изготавливали майоликовые панно в мастерских училища по рисункам Шехтеля и его ученика Ф. Ф. Федоровского, впоследствии ставшего главным художником Большого театра. Дом был сдан в 1906 году. Это был не просто дом, а целый квартал (в плане он представлял трапецию) со своими электростанцией, котельными, прачечной, магазинами, лечебницей. В этом доме незадолго до Первой мировой войны поселилась семья Сергея Владимировича Образцова, основателя Кукольного театра.
Есть ещё один арт-объект у этого дома — совершенно недавно обнаруженные при реконструкции мостовых чугунные решётки со световыми призмами. Всего на Мясницкой было найдено 32 решётки. Они предназначались для освещения подвальных помещений домов и располагались с лицевой части фасадов доходного дома Строгановского училища, а также у торгового дома Кузнецова. Большинство таких решёток отправили в Музей Москвы. И вот, пожалуйста, около дома Строгановского училища я увидела такую решётку. Возможно, есть ещё, но тротуар около дома заняли кафе с выносными столиками, не будешь же, как Котовский в известном старом фильме, командовать: «Ноги на стол!»
Под этим же номером 24, но строение 2, находится ещё один дом, построенный по заказу Строгановского училища в 1875–1878 годах по проекту А. Е. Вебера. Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины, верхние три этажа занимали квартиры для сдачи в аренду. До 1890 года в здании располагался Художественно-промышленный музей, позднее, вплоть до 1917-го, множество технических контор, фирм, художественных мастерских. В 1895 году здесь располагалась контора инженера Тимоховича по отоплению и вентиляции, в которой после окончания Александровского военного училища начал трудовую деятельность будущий писатель А. И. Куприн. В 1909 году дом перестраивался по проекту И. А. Иванова-Шица.
Но вернёмся в начало Мясницкой улицы, там есть немало интересного. И эти интересности начинаются сразу за зданием ФСБ. Во-первых, это дом 3. Очень смешно, но старинное здание в неорусском стиле занимает Главное управление ГИББД МВД РФ. Оно было построено в 1898 году по проекту В. Г. Сретенского и до 1917 года в нём располагалась Московская духовная консистория — управление по церковным делам.
Рядом притулился узенький домик, по архитектуре совершенно чужеродный всему окружающему. Заказ на строительство этой крошки сделала Духовная консистория, а сам дом предназначался для сдачи в аренду. Сам по себе он даже изящен, но совершенно не подходит по стилю консисторскому дому.
На углу Мясницкой и Фуркасовского переулка стоит дом дворянина, успешно занимавшегося предпринимательской деятельностью, Густава Андреевича Кеппена — владельца основанного в 1875 году товарищества «Орудия, машины, двигатели», члена Учётного банка и Императорского технического общества. В городе у него было семь домовладений. Это дом с конторами и магазинами по адресу Мясницкая, 5/12, он построен в 1907–1908 годах по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна.
Второй угол Мясницкой и Фуркасовского переулка занят ярко-голубой усадьбой Черткова. До 1990-х усадьба Черткова была в таком состоянии, что я с трудом вспоминаю, замечала ли я её. Скорее всего, был какой-то высокий забор, за которым просматривались серые стены старого здания. Теперь дом вышел на первый план. Здание, которое мы имеем удовольствие видеть, было построено в середине 18 века Салтыковыми, а до этого здесь было владение сначала дворян Волынских, потом касимовских царевичей, затем князя Алексея Григорьевича Долгорукого, впоследствии сосланного вместе с семьёй в Берёзов по приказу царицы Анны Иоанновны. В 1831 году дом с флигелями и садом приобрел Александр Дмитриевич Чертков. Именно здесь находилась его уникальная, самая большая в то время библиотека, посвящённая российской истории. В доме бывали друзья Черткова — Пушкин, Погодин, Жуковский, Гоголь, Лев Толстой. В 1871 году Сын Черткова Григорий принёс библиотеку в дар Москве, а дом продал. В течение ряда лет особняк был общественным зданием: здесь заседало Московское архитектурное общество, затем размещались Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок, который посещали основатели Московского художественного театра. Накануне Первой мировой войны дому грозил снос: новый хозяин Г. А. Кеппен намеревался построить на этом месте другой, доходный дом. Однако дальнейшие события в стране помешали этим планам осуществиться.
Длинные двухэтажные здания на противоположной стороне улицы — череда бывших церковных подворий: Вятского, Псковского, а на фотографии — Тульского (Коломенского). Церкви, стоявшие за ними, давно разрушены, в самих зданиях располагались меблированные комнаты, лавки, мастерские. С 1900 года в здании начала работу «Булочная придворного пекаря Филиппова». Со временем здесь открылся ресторан предпринимателя Ивана Чистова и трактир-чайная Василия Серякова. Некоторое время здесь размещалась редакция журнала «Ресторатор».
Издалека заметно грандиозное здание — главный корпус Высшей школы экономики, бывший доходный дом Варваринского акционерного общества. Построен в конце 19 века по проекту архитектора А. В. Иванова, а в 1920-х надстроен под наблюдением архитектора И. И. Рерберга.
Напротив, в начале Милютинского переулка, огромный для такой тесной улицы дом архитектора Николая Григорьевича Фалеева, построенный по его проекту в конце 19 века. Сначала это был пятиэтажный доходный дом, в 1930-х его надстроили ещё двумя этажами. Очень красивый, но, честно говоря, подавляет своими размерами. А за ним — дом ещё выше. Нет, надо возвращаться на Мясницкую.
Напротив Высшей школы экономики появилось интересное здание, которое я при всём желании не могла вспомнить. Мне казалось, что я не могла бы забыть такой необычный дом. И точно, это офисный центр, современная постройка, стилизованная под модерн. Но как удачно!
Действительно, как ещё можно прикрыть торец соседнего дома, на фасаде которого стоит дата — 1903? Не коробкой же из стекла и бетона… На самом деле основа этого дома была создана в 1840 году, когда отставной подпоручик Н. П. Воейков построил на этом месте каменный дом в два этажа. Поменяв нескольких владельцев, в 1902 году дом был куплен купцом Мишиным, который сразу же начал реконструкцию по проекту известного московского архитектора И. Т. Барютина. Жилое здание в четыре этажа с магазинами в цокольной части стали возводить с сохранением старых стен. Фасад дома украсили обильной лепниной, выполненной в стиле модного тогда экстравагантного модерна. Здесь разместилось множество контор и магазинов: Общество по производству гидравлических сооружений от механического завода, принадлежавшего братьям Бромлей; торговый дом по продаже изделий из хрусталя и стекла братьев Круженковых; общество «Каучук», торговавшее резиновыми изделиями; продавали двигатели от предпринимателя Густава Вюстера и многое другое. В настоящее время в здании расположен учебный корпус Высшей школы экономики.
Этому же учебному заведению принадлежит и соседнее здание, дом 20. Оно было построено в 1890-х по проекту А. В. Иванова как доходный дом купца Ананова. И, конечно, как многие дома на Мясницкой, было на 2 этажа ниже до 1924 года. Знаменито оно тем, что здесь находилась Строительная контора А. В. Бари, в которой в должности главного инженера работал В. Г. Шухов, а консультантом был Н. Е. Жуковский.
На фоне здания Высшей школы экономики стоящий рядом с ним особняк кажется маленьким м старомодным. Он был построен в 1898 году, и до революции здесь были контора и магазин Русского электрического акционерного общества «Динамо».
Под одним номером 13 на улице множество строений. Например, это тоже № 13. Дом, построенный в 1913 году, принадлежал Серафиме Владимировне Давыдовой, владевшей маслобойным и химическим производствами, вдове, попечительнице Александро-Мариинского приюта для беззащитных детей. Конечно, в 1930-х и здесь нужно было увеличить жилплощадь, и надстроили третий этаж (можно сравнить с дореволюционной фотографией).
Длинный трёхэтажный дом перестраивался неоднократно: в основе это усадьба Салтыковых 18 века, позднее новые хозяева — А. П. Нилус — Х. Д. Спиридонова — С. В. Давыдова вносили свои изменения в его облик в 1865, 1896 и 1913 годах соответственно. Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины, верхние два этажа занимали квартиры, сдававшиеся в аренду.
Доходный дом И. Е. Кузнецова, магазин которого мы уже рассматривали в начале Мясницкой улицы, всегда поражал воображение, даже когда он не был таким ярким и ухоженным, как сейчас. В отличие от аляповатого, по моему мнению, фасада магазина, фасад доходного дома выдержан в стиле неоклассики. Абсолютно симметричный, с круглой аркой и классическим аттиком в центре фасада, полукруглыми эркерами, полуколоннами с ионическими капителями, барельефным фризом с изображением античных фигур — просто шедевр! Первый этаж с большими витринными окнами сдавался под магазины, верхние четыре этажа занимали квартиры для сдачи в аренду. Дом был построен в 1908–1910 годах по проекту А. Н. Милюкова и Б. М. Великовского, в разработке проекта принимали участие братья В.А. и А. А. Веснины. Кратко этот дом называли «дом с Меркурием», его фигурка украшает центр аттика. Видно, Кузнецов грешил язычеством: маски греческого бога, покровителя торговли, украшают и торговый дом Кузнецова на Мясницкой, 8.
Шикарный розовый дом, однако, не что иное, как бывшая богадельня. Ходили слухи, что около этого дома видели привидение, которое причитало: «Ох, денежки мои, денежки», — и встреча с ним сулит большие потери и неудачи. Кто же это? С начала 18 века почти столетие этот дом принадлежал Измайловым. Последний представитель семейства Лев Дмитриевич Измайлов, человек военный (семейная традиция), славившийся своими кутежами, с 1839 по 1843 год содержал здесь женский пансион. С 1843 по 1870 здесь жили генерал-майор Кусовников с супругой. Они были очень богаты, но скупы. Согласно легенде, однажды летом, уехав проведать одно из своих имений, Кусовниковы спрятали шкатулку с ассигнациями в дымоход, не рассчитывая на то, что дворник разведёт огонь, однако ошиблись, он сделал именно это. Узнав о случившимся, старуха Кустовникова, говорят, умерла на месте. Её муж пытался хлопотать о возвращении сожжённых дворником ассигнаций. Видимо, ничего у него не получилось, потому что призрак его до сих пор расхаживает с наступлением темноты по Мясницкой и оплакивает свои деньги. В 1876 году дом купил статский советник Аблов, который заказал архитектору В. А. Коссову проект нового здания в четыре этажа высотой. Строительство не было закончено при статском советнике, и спустя два года владение выкупил хозяин прибыльных текстильных фабрик в Москве и в Тверской области Флор Яковлевич Ермаков, достроил дом и отдал его под богадельню, способную вместить до двух тысяч человек. В советское время здесь жил Ираклий Луарсабович Андроников (старшее поколение помнит его телепередачи).
Наконец мы подошли к дому, который знают все. Ему даже посвящали отдельные рассказы и фотоальбомы на «Туристере», поэтому всего несколько слов. В 1893 году по заказу чаеторговца Сергея Васильевича Перлова архитектор Клейн построил, а через три года архитектор Гиппиус перестроил это интересное здание в китайском стиле. Гиппиус водрузил на крышу двуярусную пагоду, а фасад украсили драконами и китайскими черепичными крышами. Говорят, что хозяин ожидал прибытия в Москву китайского принца на коронацию Николая II. Принц к Перлову не поехал, но остановился у его родственника-конкурента Ивана Семеновича Перлова. Однако репутации магазина это обстоятельство не испортило.
Мы приближаемся к цели нашего небольшого, длиной километра в полтора, путешествия. Самым примечательными зданиями здесь являются Московский почтамт и Академия живописи. Однако Почтамт на реконструкции, и произведением архитекторов О. Р. Мунца, братьев В.А., Л.А. и А. А. Весниных и инженеров Л. И. Новикова и В. Г. Шухова полюбоваться нам в этот раз не суждено. Зато есть старая фотография. Это интереснее, чем новая.
А здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего Академией, напоминает о потере именно тех дней, когда были сделаны эти фотографии, — ушедшем в мир иной художнике Илье Глазунове. Дом построен на рубеже 1780–1790-х годов по заказу генерал-поручика, тайного советника И. И. Юшкова. Предполагают, что автор проекта — В. И. Баженов.
Заканчивается мой маршрут, но улица Мясницкая бежит ещё дальше, пересекая Тургеневскую площадь, до Садового кольца.
Здесь же начинается Чистопрудный бульвар павильоном станции метро «Чистые пруды» самой первой линии московского метрополитена, построенной в 1935 году. И называлась она «Кировская», так же, как и улица Мясницкая в то время — Кировская. Честно говоря, я уже и забыла это название, почти полжизни прошло с того времени, как оно поменялось снова на Мясницкую.
Ну, а мне сюда — на «Тургеневскую» моей родной «оранжевой» ветки. Сегодняшний квест окончен.