Музеи и выставки бывают разные, в том числе неоднозначные. Более десяти лет назад мне довелось посетить музей, где были представлены работы психически нездоровых людей. Теперь понимаю, ничего особенного в тех картинах не было.
Тогда же, дополненные рассказом экскурсовода, они произвели тяжёлое впечатление. Вернувшись домой, сам не понимая как и почему, я неожиданно сорвался на жену. Возможно, мне подобные выставки противопоказаны.
С другой стороны, огромное значение имеет сопроводительная информация. Часто именно она задаёт тон восприятию.
Прошлый год я вновь попал на ту выставку, но картины изучал спокойно и после не буянил. В итоге звёзды встали таким образом, что мне захотелось ещё раз более внимательным образом оценить работы и написать о музее.
Лубочный и стиль наив в Москве представлены тремя музеями. Первый находится в Новогиреево и занимает бывший особняк Вюрта, второй в Измайлово, третий на Сретенке, куда я и направился.
В районе Сретенки в прежние годы процветал лубочный промысел. Отсюда и местная топонимика: Лубянка, Печатников переулок, церковь Успения в Листах (на храмовой ограде картинки вывешивались для продажи).
2
Из посетителей только я. Сотрудница, услышав о моём интересе, с удовольствием провела для меня небольшую экскурсию. На данный момент творчество лузеров представлено одним художником. Глядя на работы, я бы наверняка определил в лузеры других авторов, но никак не его.
Помню, по прошлой экскурсии поразили картины женщины, которая видела непонятные сны и утром воплощала их на полотна. Другой мужчина, находясь в специальном медицинском учреждении, рисовал оружие. Сам по себе он был буйный, но, когда брал в руки кисти и карандаш, успокаивался.
Впрочем, стоит ли обсуждать подобное? Кто нормальный, а кто нет — грань очень тонкая. Я не стану заострять на этом внимание. Лучше расскажу про саму выставку и частично про художников.
Экспозиционные залы на втором этаже, куда попадаешь по стилистически оформленной лестнице.
1 из 2
2
Написать картину это одно, оценить другое, а рассказать о ней третье… Искусствовед Елена Яхонтова в своей заметке Мгновенье и вечность художника очень хорошо высказалась на счёт последнего:
«Беда наших и не только наших музеев (даже в Италии!) — располагать картины напротив источника света. А я всегда стараюсь не просто смотреть, но ищу ракурс — тот, который помогает картину оживить. Есть такая тайна!
4
Люди ходят вокруг, а ты нашел единственную точку, и картина вдруг заговорила — только с тобой!
5
И порою получается, что точка для фото и для „разговора“ не совпадают. Однако для меня важно второе — иначе зачем идти в галерею!
3
Картины в фотоисполнении — уже не картины, а иллюстрации к твоим мнениям, комментариям, размышлениям — и только!»
5
Чаще всего художника удаётся понять через его биографию. Увиденное воплощается в этюдах, набросках, картинах.
Александр Белых родился 6 ноября 1940 года в Бурятии. Отчим работал геологом. В 1949 г. семья перебралась в Иркутскую область.
Александр в небольшом посёлке окончил семилетку и уехал в Новосибирск, где совмещал учёбу с работой на стройке. Получив специальность, Белых устроился в радиомастерскую при Новосибирском молокозаводе. В городской среде почувствовал угнетение и отправился в тайгу вместе с геологами.
Во время одного из путешествий познакомился с художником самоучкой, после стал рисовать сам. Белых поступил в Заочный университет народных искусств и с успехом его окончил.
Главное пристрастие художника — природа и история. Картины выглядят грубовато, но при этом они детализированы.
1
К работам Белых подходил фундаментально. Делая глубокие исследования, прорабатывал сюжет.
4
Насыщенность и подробность композиции говорят о творческой вовлечённости в изображаемый мир.
Василий Шевченко родился в 1926 г. Воронежской области. Когда мальчишке исполнилось десять лет, деревню посетил живописец, чьи этюды побудили у Василия желание к творчеству.
В 1939 г. многодетная семья перебралась в Лиски, где Василий поступил в железнодорожное училище. С началом войны учебное заведение было переведено в Свердловск.
В 1943 г. Шевченко призвали в армию. В январе 1945 г. под Кенигсбергом он получил тяжёлое ранение в голову, после которого долго лечился. В итоге обосновался в Липецке. Как человек творческий пытался найти себя в разных ипостасях, в том числе в оркестре, где играл на трубе. При этом любую свободную минуту посвящал рисованию.
Шевченко какое-то время работал художником-оформителем на заводе, после устроился в трамвайном депо.
2
«Мой любимый цвет — крики», — как-то раз сказал художник.
2
Это действительно так! Пронзительная, как крик, контрастная гамма его картин усилена за счёт фактурных и рельефных мазков. Работы Шевченко неоднозначны.
2
Стефания Базыленко родилась в 1919 г. в белорусской деревне Волчки, в семье кузнеца и знахарки (как тут не вспомнить Куприна и его Олесю).
2
Рисовать любила с детства. Во время учёбы в Витебске посещала студию Юделя Пэна. Окончив школу, уехала в Москву, поступать в ИФЛИ. Когда сдала последний экзамен — началась ВОВ.
Базыленко добровольцем отправилась на фронт. Служила переводчиком, участвовала в Керченском десанте. Была дважды ранена. К творчеству вернулась в возрасте 60 лет.
3
Анаит Кикиян родилась в 1958 г. в селе Джанждур, что лежит между Спитаком и Гюмри. После окончания школы отправила свои работы по почте для поступления в Заочный университет народных искусств.
3
Педагогам почти сразу стало ясно — это работы зрелого мастера!
1
После этого в Армении случилось страшное землетрясение 1988 года. Спитак оказался полностью разрушен. О судьбе Кикиян ничего узнать педагогам не удалось. По некоторым данным, она вышла замуж, родила дочь и живёт в родном селе. Катастрофа преобразила Армению. Вернуться к творчеству Анаит уже не смогла.
3
Людмила Воронова родилась в Москве в 1953 г. Закончила художественный факультет Московского Технологического Института. Воронова участвует в выставках. Поскольку художница имеет специальное образование, её нельзя отнести к наивам. Таких мастеров называют примитивистами.
2
Экспозиция собрана в похожем стиле.
1 из 2
1
От каких-то картин, не смотря на их простоту, получаешь живую энергетику.
4
Другие запоминаются меньше, либо вовсе не трогают.
1
Запомнился Владимир Зороастров.
Художник родился в 1962 г. в г. Астрахани. В 1977 — 1981 г. учился в Московском театральном художественно-техническом училище. С 1988 г. занимался копированием работ французских художников-импрессионистов. С 2000 г. стал прихожанином и молельником храма Михаила Архангела в Михайловской слободе.
1
С 2006 г. открыл для себя темперную технику. В своих работах отражает только виденное, реально существующих людей. Член Творческого союза художников России. Проживает в Москве.
2
На момент моего визита в музее проходила выставка В. Г. Аносова «К ПРИЧАЛУ ДЕТСТВА».
1
Аносов Владимир Георгиевич родился в 1953 году в посёлке Алтай Ребрихинского района Алтайского края.
Отца никогда не видел, матери не стало, когда ему было 7 лет.
1
Мальчика воспитывали дедушка с бабушкой. Учился в начальной школе, затем в средней, потом в интернате.
2
В 16 лет пошел работать.
1
После службы в армии два года отучился в ГПТУ № 1 в Барнауле на машиниста экскаватора. Сменил множество профессий и занятий: помощник телефониста, подсобный рабочий, плотник, молотобоец в кузнице, грузчик, помощник машиниста экскаватора, заливщик чугуна, формовщик, обрубщик, распределитель работ, водитель и перегонщик троллейбусов, охранник.
2
Много ездил по стране в командировки.
1
В 1977 году приехал в Москву.
1
По «лимиту» работал в Филёвском автобусно-троллейбусном парке и жил в общежитии.
1
В 1997 году Аносов с отличием окончил Заочный народный университет искусств, факультет станковой живописи и графики.
1
Работы Аносова это картины-истории, повествующие о далёком детстве, о родных краях, необычные жанровые сцены, в центре которых художник размещает корабль, пароход, военную технику, городской транспорт, и картины с народными глиняными игрушками в пространстве декоративных цветов.
3
Эти работы отличает лаконичность, присущая примитиву.
1
По изобразительности они напоминают яркий детский плоскостной рисунок, где все персонажи отделены друг от друга. Поверхность картины может быть заполнена пояснительными надписями.
1
Они встроены в композицию, переплетаются с сюжетом, раскрывают содержание, объясняют зрительный образ сквозь призму слова.
1 из 2
1
Изображение — линия, рисунок, авторская монограмма — вступают в активное взаимодействие с текстом, цвет усиливает смысловую нагрузку. Фон, на котором разворачивается сюжет, часто выполнен как коллаж.
2
Не смотря на простоту форм, в среде коллекционеров Аносов востребован.
У Аносова было множество выставок. Его картины в музеях и частных коллекциях.
1
Напомню, музей посвящён лубочному творчеству. Под него выделен отдельный зал.
1
Изначально основой музея стала коллекция первого директора — художника Виктора Пензина.
Помимо известных примеров лубка XVIII–XIX веков и лубка современного, представленного творчеством Пензина, в собрании образцы народного творчества, авторские гравюры времен Отечественной войны 1812 года и многое другое.
1 из 3
1
Для детей проводятся Олимпиады и мастер-классы.
Могу ещё раз повторить, изучая картины, желание докапываться до авторов, кто нормальный, а кто нет, отпало. Многие художники действительно видят мир в нестандартных проекциях.