Музей московского образования в классическом понимании музеям назвать сложно. Скорее это музей, методический центр и лекторий одновременно. При этом интересно само здание — бывший доходный дом Е. И. Ленивовой 1891 г.
Музей московского образования в классическом понимании музеям назвать сложно. Скорее это музей, методический центр и лекторий одновременно. При этом интересно само здание — бывший доходный дом Е. И. Ленивовой 1891 г.
Ленивова своей фамилии ни коим образом не соответствовала, но сперва поговорим про Вишняковский переулок. Он идёт от Большой Татарской, пересекает Новокузнецкую улицу и упирается в Пятницкую. С нечётной стороны к нему примыкает улица Бахрушина.
Вишняковским назван 7 июня 1922 года по фамилии командира приказа (полка) Матвея Вишнякова, жившего в стрелецкой слободе в этой местности. До этого именовался Лужниковским — по заливным лугам, которыми в былые годы славилось Замоскворечье. Напомню, в 1783 — 1786 гг. появился Водоотводной канал и Москва-река перестала разливаться.
На пересечении переулка и Новокузнецкой улицы планировалось открыть станцию метро «Вишняковский переулок». Она должна была встать в линию между Новокузнецкой и Павелецкой. Позже власти одумались и от подобного отказались.
Е. И. Ленивова выкупила в переулке домовладение № 12 и перестроила его. В те годы вход располагался со стороны переулка. Как память о прошлом можно видеть замурованную парадную.
К дому с внутренней части прилегала территория с садом. В настоящем она застроена другими особняками. Неизменным остался лишь вид со двора на возродившийся храм Троицы Живоначальной в Вишняках.
Ленивова от отца имела несколько домовладений, сдавая их поквартирно в аренду. В последующем вышла замуж за нижегородского банкира. У мужа дела не заладились. Супруг разорился, но все деньги кредиторам выплатил. Решив, не начинать нового бизнеса, он сделался управляющим у своей жены. После Революции Россию они покинули. Что с ними стало, в настоящий момент неизвестно.
В советский период в здании располагались детский дом и коммуналки. После расселения последних, особняк передали Министерству образования. В 2005 г. начался новый этап жизни — в особняке Ленивовой появился музей.
В фойе посетителя встречают школьная парта старого образца и фотографии плакатов на тему учёбы, которые люди моего возраста наверняка помнят по своему детству.
Для любого возраста посетителей экскурсии проводят бесплатно. Единственное условие, о визите необходимо договариваться заранее, что мы и сделали. В назначенное время, для меня и моих друзей, сотрудница музея провела экскурсию.
Экспозиция разбита на несколько тематических залов. Скажем честно, какие-то мне были интересны, а другие не очень…
Посетителя встречают фотографии людей, возглавлявших систему образования Москвы.
Столица во все времена являлась законодателем нововведений. Например, в 1942 г. в Москве вышел указ об обязательном школьном образовании с 7 лет. На территории СССР подобное внедрили в 1949 г.
Приведу отдельные факты про систему образования СССР:
Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое.
Перепись 1920 года, проведённая на территории Советской России, зафиксировала умение читать у 41,7% населения в возрасте от 8 лет и старше. Но мы отметим, тут всё условно, ибо часть территорий в условиях гражданской войны в перепись не вошли.
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16–50 лет).
Основной приток учащейся массы составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек.
В 1920‑х годах среднее образование в СССР было семилетним. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.
В течение 10–15 лет после Октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписьменных народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и другие). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке.
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. Через два года в школы вернулась история. В 1933–1937 годах было осуществлено обязательное семилетнее обучение в городах и рабочих поселках.
Согласно переписи 1939 года, процент грамотного населения составлял 87,4%. Численность учителей в 1940/41 учебном году составила 1237 тысяч.
Постановлением СНК СССР № 789 от 31 мая 1943 года введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменено в 1954 году).
С 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10-х классах средних школ, в техникумах, педагогических училищах, а также в высших учебных заведениях (отменено в 1956 году).
Для учащихся 8-10-х классов средних школ и других специальных средних заведений плата за обучение составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год.
Плата за обучение составляла в 1940 году примерно 10% от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 году и далее вплоть до отмены оплаты в 1956 году — около 5%.
6 июня 1956 года вышло Постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
Впрочем, послевоенный период более-менее понятен. Не буду перегружать цифрами и фактами. Вслед за экскурсоводом перейдём на осмотр экспозиции, посвящённой А. С. Макаренко.
Скажу честно, в детстве дома лежало старое довоенное издание «Педагогической поэмы», но я его так и не осилил.
Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года, в Харьковской губернии. Его отец трудился маляром на железной дороге, что по той жизни считалось престижным. С 1905 г. Макаренко начал работать в качестве учителя. Закончил педагогический институт. В 1916 г. был призван в армию. По слабости зрения почти сразу демобилизовался.
Напомню, после Первой мировой и гражданской в стране появилось большое количество беспризорников (от 4,5 до 7,5 млн).
Власти собирали детей в колонии и коммуны, где перевоспитывали. В 1920 г. подобную колонию под Полтавой возглавил Антон Семёнович.
Его идея перевоспитания заключалась в трудовом воспитании. Ребята работали и зарабатывали на общее дело. Единого начальства не было. Сегодня за порядком смотрел один человек, завтра другой. Подобное помогало вырабатывать командный дух.
Согласно позиции ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко отнесён к четырём педагогам (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке. Его опыт перенимают в других странах.
В нашей стране труды Макаренко изучают и его методы периодически пытаются повторять. В поэме всё вроде как просто — малолетние преступники трудятся и перевоспитываются. Но это как с шестом прыгать: подбегаешь, ставишь палку и полетел… Многие последующие педагоги объясняют успех Макаренко его личной харизмой.
Как только он взялся за дело, его система воспитания понравилась не всем. Появились влиятельные враги в лице Крупской и просто завистники. Методы Макаренко называли несоветскими.
В 1926 г. Антон Семёнович вынужден был оставить коммуну под Полтавой и перебраться в Харьков, где проработал с детьми ещё два года.
Знаменитого педагога ругали, но результатов он добился впечатляющих. Выпускники колонии вписались в жизнь. Среди таковых герои войны и труда, врачи, инженеры и писатели. Часть ребят в последующем сами стали педагогами. Отец Григория Явлинского — выпускник колонии Макаренко.
К концу 20-х началась индустриализация. Трудовые коммуны уходили в прошлое. После давления сверху, Макаренко окончательно оставил работу с детьми и переехал в Москву, где под покровительством Горького поселился в писательском доме и посвятил себя литературе. «Педагогическая поэма» переведена на множество языков мира.
На Украине в бывших колониях сохранились музеи Макаренко. У нас с артефактами не густо.
В большом зале, где проходят лекции, макет Полтавской коммуны. По заверению экскурсовода, жилой корпус, библиотека и Ленинский зал… — всё смоделировано с детальной точностью.
Рядом книжный шкаф из его квартиры, плакаты, фотографии. Есть даже маленький моторчик от электродрели, что выпускалась в колонии под Харьковом.
Когда Макаренко пробил у властей возможность сборки немецких дрелей, с него стали требовать план. Антону Семёновичу больших трудов стоило объяснить чиновникам, что его производство не для показателей и планов, а в воспитательных целях.
Предлагалось создать мемориальную музей-квартиру Макаренко, но идея поддержки сверху не получила.
Те личные вещи, что есть в музее, передали в дар его родственники.
В своё время в СССР был популярен фотоаппарат ФЭД. Он является копией немецкого фотоаппарата «Leica II». ФЭД выпускался Харьковской трудкоммунной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной Антоном Макаренко.
Ещё один интересный момент, родной брат Антона Семёновича, попав в Белую армию, покинул Россию, но далее с Макаренко переписывался, что было в 30-х настоящим чудом.
Макаренко, благодаря книгам, приобрёл всемирную известность. Считается, что Сталин его не любил, но не трогал, дабы прилично выглядеть в глазах мирового сообщества. Помимо воли властей Макаренко стал символом СССР.
На первом этаже ещё один маленький зал или верней комнатка. В углу буржуйка, рядом радио-тарелка 40-х годов, на стенах фотографии и плакаты.
Думаю, читатель догадался, здесь рассказывается о московских школах прошлого века.
Во время ВОВ они часто становились сборными пунктами добровольцев.
Комнатка небольшая и экспонатов немного.
Мы с удовольствием посмотрели чёрно-белые фотографии послевоенного мирного времени.
Всё в те годы были одинаковым и учебники, и парты и форма. На отдельных фото мы в буквальном смысле узнавали себя.
На первом этаже ещё один зал. Его можно смело назвать парадным.
В прежние времена, когда особняком владела Ленивова, зал служил для приёма гостей. Рядом располагался парадный вход с переулка. В советское время его заделали и пространство поделили на коммуналки.
Поднимаемся на второй этаж вслед за экскурсоводом. Лестничный проём дополнен скульптурной инсталляцией рта, уха и глаза, тем органам, что так необходимы для обучения.
Сюда часто приходят люди, кто здесь родился и жил в коммуналке, и конечно же они ничего не узнают.
Большой зал второго этажа предназначен для лекций. На стенах стенды, где рассказывается о системе образования в царской России. Дабы экскурсанты не баловались, за порядком следит учитель, преподававший во времена Ломоносова.
Следующие две комнатки повеселей.
Первая посвящена школе будущего, где для ребят устраивают интерактивные игры.
С грядущим соседствует школа прошлого.
Музейщики, насколько было возможно, воссоздали дореволюционный класс с учительским столом и школьными партами.
В шкафу учебники, на полке глобус, на стенах дипломы. Последние выведены писарем с каллиграфической точностью.
Глядя на шутливые картинки дореволюционного обучения, невольно вспоминается Гарин-Михайловский и его «Детство Тёмы».
В обоих залах проходят костюмированные представления. Школьники младших классов часто испытывают неподдельное удивление, когда к ним выходит учитель с розгами, одетый по форме позапрошлого века, и начинает спрашивать по предметам…
В Московский департамент образования приезжают коллеги из других стран и городов.
Кто-то что-то привозит, благодаря чему образовался музей подарков.
У товарища Сталина таковой был намного богаче, но здесь тоже интересно. Более чем уверен, тарелки, кубки и вазы дарились от души.
Последний зал посвящён школе труднодоступных регионов.
Для детворы он более всего интересен.
Экспонаты собраны стараниями одной женщины методиста.
Ей довелось много бывать на Кавказе
и на Севере.
В результате образовалась коллекция игрушек и артефактов.
Все эти предметы женщина передала в музей.
Здесь проходят лекции на тему культурного и этнического разнообразия России.
Интерьер дополняет пол с картой Москвы, но без названия улиц. Ребятам предлагается найти свой район, что они с успехом и делают.
Повторюсь, музей своеобразный. В некотором смысле здесь интересен сам особняк, его история и интерьеры, нежели артефакты.
Кто прочтёт заметку, тот сам решит, стоит сюда идти или нет.
Ради справедливости добавлю, глазами ребёнка, когда в музее проходят лекции и мастер-классы, впечатлений наверняка больше.