В этот музей я попала случайно, про него и не знала. Но очень благодарна этой случайности, потому что испытала огромный восторг от увиденных экспонатов. Музей был открыт недавно, пять лет назад, 12 июня 2017 года, в День России.
В этот музей я попала случайно, про него и не знала. Но очень благодарна этой случайности, потому что испытала огромный восторг от увиденных экспонатов. Музей был открыт недавно, пять лет назад, 12 июня 2017 года, в День России.
Его создал всемирно известный художник Илья Глазунов, передав в дар Москве свою художественную коллекцию, которую он собирал больше полувека. А это около пяти тысяч экспонатов, и все подлинники. Многое ему удалось сохранить буквально от уничтожения. Представляете, лики на некоторых иконах использовались в качестве… мишеней! И само здание, и интерьеры, и экспозиции залов выполнены по эскизам Глазунова. Это музей о культурном наследии, традициях и жизни российского общества до революции 1917 года. Это — картина русского мира в понимании художника.
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Его родители и родственники погибли во время блокады, а сам Илья в 12-летнем возрасте был вывезен из осажденного города через Ладогу по Дороге жизни и жил в деревне Гребло под Новгородом. В 1944 году после снятия блокады он вернулся в Ленинград. Учился сначала в художественной школе, а затем в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Некоторое время работал учителем рисования. В 1957 году в Москве состоялась его первая выставка. В 1981 году Илья Сергеевич организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, став его директором. По инициативе Глазунова была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, а художник стал ее бессменным ректором. В 2004 году на Волхонке была торжественно открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова, а в 2017 году к 87-летию художника — экспозиция Музей сословий России.
В музее три этажа, посвященных разным сословиям России. Глазунов был сторонником монархии и сословных привилегий.
На первом этаже находятся экспонаты дворянского сословия. По переписи 1897 года дворянство составляло всего 1,5% населения России. Цифра небольшая, но почти все самое значимое в культуре России связано именно с дворянским сословием. Формированию дворянства положила эпоха Петра, а золотой век пришелся на время правления Екатерины Великой.
В первом из пяти залов анфилады — парадной гостиной — можно видеть и восторгаться, кроме картин, еще и прекрасной мебелью.
Мебель в стиле ампир, из красного дерева, с инкрустацией бронзой. Ампир — это имперский стиль, со знаками победы.
В зале три типа картин. Во-первых, это западно-европейская живопись на темы религии и мифологии. На левой стене полотна: «Пейзаж с Христом и хананеянкой» Винкбонса, «Мадонна с младенцем Христом, св. Иоанном Крестителем и св. Елизаветой» Морелсе, 1610 г., и «Поклонение пастухов» Досси. К сожалению, картина «Поклонение пастухов» небольшого размера и висит далековато. Это самая ранняя здесь картина. Досси дружил с Джованни Беллини, работал с Тицианом и лично знал Рафаэля.
Картины на мифологическую тему: прямо — картина Ладзарини «Слава поднимает героев», а на правой стене — Джордано «Похищение Европы».
Портреты. За шкафчиком на правой стене небольшой портрет молодой дамы в черном платье, с белым воротником. Это портрет графини Строгановой, работы Монье, 1808 г. Графиня обучалась за границей. Вернувшись в Россию, она выучила русский язык и перевела вторую часть «Божественной комедии» Петрарки.
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова — старшего. (Кстати, его младший сын, тоже Феликс Феликсович, участвовал в убийстве Распутина). Вообще-то князь Юсупов был графом Сумароковым, женатым на княжне Зинаиде Юсуповой. Но так как у Юсуповых не было наследников по мужской линии, тесть предложил ему принять княжеский титул и фамилию. На картине он изображен в форме командира Кавалергардского полка.
Второй зал. Подлинное знамя русско-турецкой войны за Аблову 1877 года.
А следующий портрет интересен тем, что на нем изображен простой солдат, то есть низший чин, что тогда было редкостью. Взгляд у солдата очень живой. А на груди награды за воинскую доблесть: солдатский Георгиевский крест, орден «Святой Анны», медаль за войну 1812 года, две медали за взятие Парижа, и Кульмский крест за союзническую помощь Пруссии. Художник И. И. Забнин, 2-я половина ХIХ века.
Второй зал украшает лежащий на полу ковер, изготовленный на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре, с довольно оригинальным рисунком. Если в первом зале мы видели великолепную мебель из красного дерева, то здесь — произведения русских мастеров из карельской березы. Вазы около дивана были изготовлены на Петербургском фарфоровом заводе. А большая картина над диваном «Ельник» (1898 год) принадлежит кисти художника Аркадия Рылова.
Слева от камина — картина Рериха «Вестник» (копия). У Ильи Сергеевича в Ленинграде был дядя, который и вывез его из блокадного города. Академик, главный патологоанатом Советской армии, коллекционер. Часть своей коллекции он завещал Саратовскому музею, а часть племяннику. Эта картина напоминала Глазунову о скованности блокадного Ленинграда.
Часы на камине — это «Медный всадник».
Справа от камина картина Колесникова «Земля», 1910 год. Художник эмигрировал из России, поэтому о нем старались не упоминать, а художником он был хорошим. Следующие три картины написал Станислав Жуковский — поляк, воспевавший русскую усадьбу: «Интерьер в усадьбе», «Озеро Молдино» и «Княжий дом».
В третьем зале, скорее, это спальня-будуар, бросаются в глаза потрясающие интерьеры. У дальней стены находится кровать, закрытая ширмой. Ширма в проходных комнатах создавала возможность уединения. Перед ней стоит довольно редко встречающийся в музеях предмет — корзина для постельных принадлежностей. Мебель здесь тоже выполнена из карельской березы: туалетный столик в углу, столик-бобок у стены, который легко можно было переносить, и стол с кофейным сервизом императорского фарфорового завода.
На стене в овальной раме чудесный портрет актрисы Веры Самойловой, художник Яковлев, 1852 год. Актриса блистала в театре Александринки, потом вышла замуж за полковника Мичурина и вынуждена была оставить сцену, хотя Тургенев писал для нее пьесы, а Николай I был ее поклонником.
Интересно посмотреть и на одежду того времени. Сразу вспоминается фильм «Война и мир» и первый бал Наташи Ростовой. Подобный стиль создала Жозефина Бонапарт. На эти тонюсенькие платья из шелка или муслина барышни накидывали кашемировые шали, которые тоже пришли от супруги Наполеона.
Ткань, которой драпированы стены, изготовлены в единственной оставшейся мастерской, открытой в 1947 году при Ново-Спасском монастыре (проспект Андропова). Там стоят станки 18 века и мастерицы работают по старым правилам. Очень красиво расписаны потолки. Для их росписи были приглашены мастера из Санкт-Петербурга.
Рассмотрим портреты. Девушка в розовом — неизвестный художник. В середине — портрет второй супруги Державина — Дарьи, художник Тончи, 1810 год. Далее портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, это копия с портрета французской художницы Элизабель Виже-Лебрен.
В горках выставлена чудесная посуда Императорского фарфорового завода и хрусталь. Николай I своей супруге Александре Федоровне подарил дворец-коттедж, и специально для этого дворца был создан этот хрустальный сервиз. На нем нанесен специальный фарфоровый знак — венок с белыми цветами и посередине меч: Александру называли белой розой.
У Ильи Сергеевича в коллекции было более тысячи гравюр. В следующем зале часть из них представлена. Петр I хотел наглядно показать множество дел, которые происходили в стране, и для этого он выписал лучших мастеров из Европы — граверов, которые очень точно могли изобразить эти деяния — Питера Пикара и Андриана Шхонебека.
И вторая гравюра П.Пикара — «Апофеоз воинских побед Петра I».
В витринах находятся книги староверов. Им запрещалось печатать книги, поэтому книги писались и иллюстрировались вручную. На третьем фото из слайд-шоу произведения искусства из перегородчатых эмалей: ларцы для свитков, драгоценностей, чернильница, тарелки.
В витринах можно видеть альбомы царской коронации: Елизаветы Петровны, Николая I. Альбомы были очень точные и подробные.
Пятый зал тоже очень интересен. В центре — витрина с манекенами в одежде, которая сейчас выглядит смешно. У женщин для пышности юбок использовались фижмы.
Стены красиво драпированы, на стенах — портреты.
Пять залов дворянского сословия мы осмотрели, очень понравилось, но следующие два этажа поразили и восхитили. Парадная лестница хороша, правда, поднимались мы по боковой.
Практически круглый Парадный зал на втором этаже тоже очень хорош. Он украшен пилястрами и колоннами. Свод потолка оформлен в стиле гризайль.
На стенах портреты императоров от Петра I до Николая II.
Очень понравилась статуя дамы в шикарнейшем платье, стоящая в стеклянной витрине. Этот наряд был предназначен для торжественных случаев. Это платье принадлежало Марии Павловне, супруге Владимира Александровича, брата Александра III. Это редчайший подлинный(!) исторический костюм из бархата с золотым шитьем.
С 1908 по 1912 годы тиражом 3500 экземпляров были изданы хрестоматийные картины по русской истории, издатель Иосиф Кнебель, техника хромолитографии. Было два цикла картин: первый — от древней Руси до Петровских времен и второй — до отмены крепостного права 1861 года. Всего 51 картина известных русских художников: С. В. Иванова, братьев Васнецовых, Кустодиева, Бенуа, Кардовского, Лансере, Добужинского, Чемберса. Все эти литографии здесь представлены, находятся они в галерее с обратной стороны парадного зала. Приведу здесь несколько.
На втором этаже находится Мемориальный кабинет Ильи Глазунова. Он наполнен его личными вещами: книжный шкаф из ленинградской квартиры, кресло и письменный стол, за которым он работал, большие английские напольные часы. Над столом — пейзаж Степана Колесникова, напоминавший Глазунову деревню Гребло и годы, проведенные в эвакуации.
Илья Глазунов ушел из жизни 9 июля 2017 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери. Ее образ, много лет хранившийся в доме художника, теперь находится в его мемориальном кабинете.
Огромная экспозиция на втором этаже посвящена духовному сословию, православному священичеству. И хотя священнослужители составляли около 1% населения, они являлись идеологической и духовной основой жизни общества. Согласно переписи конца ХIХ века, в России проживало 87.5 миллионов православных человек — 70% населения страны. Илья Сергеевич Глазунов был одним из тех, кто начал спасать и сохранять иконы. Ему удалось сохранить от полного уничтожения памятники древнерусской живописи, ведь богоборцы разрушали храмы и сжигали иконы, иконами заколачивали двери и окна, их расстреливали. Пожалуй, ни в одном музее нет подобной коллекции икон, начиная с XV и заканчивая ХХ веком. В экспозиции много икон с редкой иконографией и необычными окладами.
В первом зале кроме икон мы видим мебель, выполненную по эскизам Виктора Васнецова (о его чудесном доме-музее я рассказывала). Это 24 предмета, украшенных металлическими пластинами с изображениями животных и растений.
А здесь можно увидеть результаты иконоборчества. Глазунов не стал реставрировать растрелянный лик святого Иоанна Богослова.
Привлекают внимания иконы Богородицы, святой Елены, Серафима Саровского.
В следующем зале все пространство создано по замыслам художника. Можно видеть резные дубовые подоконники, расписные «полотенца» на стенах, великолепнейшие изразцовые печи, воссозданные мастерами по традициям XVII века времен царевны Софьи. Необычны и чудесны входные порталы со сказочными жар-птицами. У Ильи Сергеевича сохранились наличники одного из купеческих домов близ Курского вокзала, который шел под снос. И по этим наличникам украшены порталы дверей.
В зале много редких небольших икон XVI века: и Владимирская икона Божьей Матери, и Георгий Победоносец, и Рождество Пресвятой Богородицы, Василий Блаженный, Николай Чудотворец. Самыми распространенными были «пятничные» иконы. «Пять» по-старорусски — «ладонь», то есть иконы размером с ладонь, примерно 31 на 26 см. Иконы украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Это пришло из Византии: когда волхвы пришли к младенцу Иисусу, они в том числе принесли золото. И в Византии золото считалось Божьим светом, это был как бы дар самой иконе. Кроме того, пришло сокрытие икон, поэтому делали оклады и вешали специальные расшитые полотенца — убрусы. Появились киоты (как бы шкафчики), складни. Иконы принято было дарить, передавать в наследство, напрямую они не продавались: покупатель просил не продать, а обменять икону на деньги.
«Не рыдай Мене, мати», XVI век. Обычно эти слова произносятся в церкви в Страстную субботу. Мать рыдает, обнимая Сына, а Он как бы успокаивает Её, обещая воскреснуть.
В залах мы можем видеть «житийные» иконы. Они распространились на Руси в XV–XVI веках. В таких иконах в середине (среднике) изображен святой, а на полях (клеймах) вокруг средника изображены события из его жизни, деяния и чудеса. Замечательна икона Николая Чудотворца: святой как бы выходит из средника. На Руси очень почетали его и вообще даже думали, что Троица — это Богородица, Иисус Христос и Николай-Чудотворец. Икона Николая Чудотворца — это новгородская икона XVI века. Глазунов нашел ее на машино-тракторной станции.
Еще одна очень «интересная икона» — Страшный суд. В церквях обычно подобные иконы вешают на западной стене, но это могут быть росписи или мозаики. Здесь находится икона, написанная на доске в середине XVIII века. Наверху Бог-отец дает благословение Иисусу, рядом стоит Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Внизу иконописец показывает за какой грех следует то или иное наказание. С левой стороны — праведники: стоит апостол Петр с ключами в рай. С првавой стороны — ад, геенна огненная, дьявол с сидящим у него на коленях Иудой. В середине изображен Змей, на нем как бы насечки — это двадцать мытарств, испытаний, которые душа проходит в первые дни после смерти.
В следующем, третьем зале можно видеть еще и православные скульптуры. Ранее в церквях она была распространена. Первый раз ее запретили при Петре I, считая, что это напоминает языческих богов. Второй раз при Николае I, потому что считали это влиянием греко-католической церкви. Скульптуры больше всего сохранились в северных областях России. Люди почетали их как живых: переодевали, могли «кормить», губы мазали медом. Видим Николая-Чудотворца в одежде и теплых тапочках и скульптурное изображение Иисуса Христа в темнице.
Были еще меднолитые иконы, чаще всего они делались в мастерских староверов. Подобной иконкой мать благословила Илью Сергеевича, когда он выезжал из блокадного Ленинграда. А иконка это спасла от пули его деда во время русско-турецкой войны.
Стол по эскизам Ивана Билибина. Это техника выжигания и затем раскрашивания рисунка. Здесь изображена Сказка о царе Салтане. Над столом находится северная икона Георгия Победоносца. Его тоже почетали на Руси. Его имя переводится как землепашец, и в его день 6 мая крестьяне начинали полевые работы. Эту икону Глазунову подарил сторож в одной из церквей, которую собирались разрушить. И Илья Сергеевич 10 километров нес эту тяжелую доску на себе.
Икона ярославской школы XVIII века, очень большая, на ней изображена ветхозаветная Троица, где Бог-отец и Сын пришли в гости к Аврааму.
Последний зал очаровывает. Когда Глазунов проектировал его, он был вдохновлен дворцом Алексея Михайловича. Действительно зал из царского терема!
Иконы здесь — мастеров Оружейной палаты. Здесь изображены все главные двенадцать праздников православного года, начиная от Рождества Богородицы и заканчивая Успением Божьей Матери. В этих иконах другая перспектива, прорисованы детали интерьера, в фигурах появляется живоподобие.
Еще одна из замечательных икон коллекции — икона 1738 года великоустюжского мастера Стефана Соколова. Здесь изображено Вознесение Иисуса Христа, причем композиция развернута: Он как бы побывав даже в аду, возносится, и в раю находится с разбойником, что говорит о том, что Христос вездесущ и всемогущ, находясь одновременно в нескольких местах. Интересно то, что эта икона подписная: мастер поставил свою подпись.
Третий этаж посвящен крестьянскому сословию. Российское крестьянство составляло к 1917 году более 80% населения, это было самое работящее сословие. В основе уклада жизни крестьян лежал церковный календарь, который регламентировал работу, посты и праздники, а также обычаи предков. Понятно, что крестьяне были в основном безграмотны и романов после себя не оставили. По фильмам мы привыкли видеть их в лаптях да в абы какой одежонке, а здесь впору ахнуть от красоты. Нам сказали, что все наряды подлинные. По стенам развешаны уникальные и очень редкие фотографии деревень и крестьян (фотограф Шульц). Негативы были приобретены Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.
В первом зале представлен интерьер крестьянской избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Печь была, пожалуй, самым важным элементом дома, его сердцем. Она кормила и согревала. Кроме того, были важны божница в красном углу и стол — ладонь Бога. Хозяин сидел во главе стола около красного угла. Здесь можно увидеть чугунки, медную, деревянную и берестяную посуду, разную домашнюю утварь. Шкафы были редкостью, а вот сундуков было много.
Стол застилался чистой скатертью, а на столе могла оставаться только солоница (солонка), так как соль была дорогой. В избе была основная балка — матица и к ней подвешивали люльку для младенцев. Часто ее накрывали материнской юбкой, отсюда и выражение «под маминой юбкой». Маленькие дети обычно играли в деревянные игрушки. Сорванцов наказывали, заставляя менять лучины, а горели они очень быстро. Специальное приспособление для лучин стояло в тазу с водой. Для девочки делали сундук, который она должна была до свадьбы наполнить. А замуж выдавали в 13–14 лет. Поэтому в 5–7 лет девочке давали прялку и она начинала прясть, училась ткать, шить и вышивать. «Доля ты русская, доля ты женская…»
В следующем зале мы и видим такие прялки. Прялка состоит из вертикальной части: ножки и лопаски, и горизонтальной — донца, где сидит пряха. В разных местах прялки выглядели по-разному.
Полотенца, которые мы здесь видим, предназначались для икон (убрусы), когда встречали хлебом-солью, принимали новорожденных или провожали в последний путь. Рисунки были традиционными для разных мест проживания. Можно увидеть и свастику, но это солярный знак.
Платки на Руси тоже были желанным и дорогим подарком, так как женщина не могла выйти с непокрытой головой. Сначала платки ткали сами женщины, потом появилось много мануфактур и ситцевых, и шелковых, и жаккардовых. Классический размер шали — 2 на 2 метра, меньшего размера — полушалок.
Войдя в следующий зал и увидев кружевной фронтон дома, нельзя не ахнуть. Какая работа!
Дело в том, что на Руси в 1716 году появился первый пароход «Елизавета» (раньше вместо пароходов были бурлаки, это почти четыреста тысяч человек). До этого Петр I специально отправлял мастеров за границу учиться корабельной резьбе, чтобы украшать деревянные корабли. С появлением пароходов эти мастера «вышли на сушу» и начали применять свое мастерство в строительстве домов. Стали появляться резные фронтоны и наличники.
«Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез." (С.Есенин)
Сани, начиная с XIII века практически не изменились, настолько хорошо были придуманы. Здесь представлены праздничные, свадебные сани. Рядом стоят небольшие масленичные санки. На стене дуги с колокольчиками и прочая атрибутика.
Дальше мы подошли к костюмам, очень ярким и красивым. У Глазунова их было собрано много. Обращают внимание красивые, проработанные лица манекенов.
Наряды северных (к северу от Москвы) областей, там люди жили более зажиточно. И крестьяне могли себе позволить покупать ткани и одежду, а не только ткать и шить. Здесь уже кроме юбок встречаются сарафаны: надевалась рубаха, сверху сарафан, душегреи, могли надеваться шугаи с подкладами и шубейки из зайчика и даже куницы. Это праздничная одежда крестьян!
Самое большое разделение в головных уборах было у девиц и у замужних женщин. Девицы могли позволить себе носить косу. Женщины делили волосы на две косы и прятали их под головными уборами
Свадебный наряд. Белые платья надевали девушки дворянского сословия. У крестьян была просто нарядная одежда. Голова украшалась коруной. Это был очень дорогой убор, его могли себе позволить не все, поэтому брали как бы в аренду. Была еще коноватная фата из дорогой шелковой азиатской ткани. Даже пословица появилась: «Фата коноватна, а голь перекатна».
Здесь мы видим молодуху на второй-третий день после свадьбы: у нее уже косынка. А рукава. На свадьбу надевали рубашку-длиннорукавку. А плакальщицы, оплакивающие невесту, вытирали рукавами слезы. Но работать спустя рукава не получится,
В последнем зале представлена нарядная одежда средней, центральной и южной части России. Здесь мы видим одежду из домотканых тканей. Женщины носили в основном не сарафаны, а понёвы — юбки из нескольких кусков ткани. Очень много вышивки, она являлась своеобразным оберегом. У женщин были различные головные уборы: сороки, кокошники, кички, или кики. Кики могли быть рогатыми, это уходит в глубину веков: рога быка или коровы считались символами плодородия. Причем, чем больше у женщины было детей, тем выше делались рога на кичке.
На первом фото слайдшоу у девушки слева головной убор в форме клюва — панга. А у центральной девушки на шее украшение длиной до 10 метров — борода, которую нужно было очень красиво уложить.
Илья Сергеевич очень любил Россию и этой экспозицией как бы призывал нас не забывать свою историю.
Экспозиция «Музей сословий России» (Волхонка, 13, строение 2) открыта для посещения с 11.00 до 19.00 (в четверг с 11.00 до 21.00), понедельник — выходной. Цена билета 350 руб / 200 руб льготный. Я приехала в воскресенье утром, а в 12 часов началась экскурсия. Сначала я походила самостоятельно, но с экскурсией было интереснее.
Еще раз повторюсь, что музей очень понравился и могу рекомендовать для посещения.