Китайский дворец — часть масштабного музейного комплекса «Ораниенбаум», расположенного в городе Ломоносов. Признанный шедевр архитектора Антонио Ринальди считается одним из немногих образцов стиля русское рококо, как снаружи, так и во внутренней отделке. Резиденция строилась по приказу Екатерины II, желавшей получить небольшой дом для проведения балов и прочих увеселений. Сегодня здесь масштабная экспозиция, посвящённая истории и богатой культуре России XVIII–XIX веков.
Экскурсии внутри, если не было объявлено тематической прогулки, проходят в полусвободном формате, когда гости могут вдумчиво осмотреть каждое помещение. Условно резиденция поделена на две большие половины — павловскую и екатерининскую, начинать обзорный тур рекомендуют с первой. Здесь всё начнётся с Розовой комнаты, она же — спальня наследника, которая переходит в штофную опочивальню. Интерьеры сохранены с XIX века, когда была мода на тканевую драпировку стен.
Дальше начинается женская комната — будуар, его императрица задумывала как Живописный кабинет. По первоначальным планам стены представляли собой плотно натянутые холсты с художественной росписью. Из него когда-то вела дверь в кабинет Павла I, но её по неизвестным причинам замуровали кирпичом ещё до революции. Сама рабочая комнатка тесная, и у историков до сих пор возникают вопросы, как склонный к демонстративной роскоши правитель мог здесь ютиться и работать.
Перед проходом в центральную анфиладу посетителям рекомендуют вернуться к южной галерее, чтобы оценить убранство одной из антикамер, пристроенных в XIX веке. Внутри — чудом сохранившийся паркет из ценных пород дерева, который на момент открытия музея после реставрации практически не изменился. При жизни последних хозяев зала использовалась в качестве обеденной комнаты — стол, накрытый на восьмерых человек, и диваны для отдыха и чтения никуда не убирали.
Екатерининская половина начинается с Зала Муз, который не нуждается в представлении — это его фотографии чаще других мелькают на сувенирных открытках и путеводителях. 9 прислужниц искусства и наук изображены на стенах в традиционном для рококо розовом обрамлении. Фрески написаны итальянским мастером Стефано Торелли — он отказался от использования масляных красок, работая исключительно темперой. Столь оригинальный ход усложнил работу реставраторам в наши дни.
Вторым по значимости помещением считается стеклярусный кабинет. Ему в XX веке повезло меньше — при попытках реставрации хрупкие панно, украшающие стены, сильно повредились. Их часто называют китайскими, но это заблуждение — вышитые золотом рисунки с птицами изготовлялись русскими золотошвейками, даже сохранились имена. Пол тут тоже необычный — вместо паркета его выкладывали мозаикой из смальты, точно такие же плитки позднее украсят Спас на Крови.
Логическим завершением анфилады является Большой зал, он же — композиционный центр всего дворца. Его изначально задумывали для торжественных приёмов иностранных послов, но по факту помещение превратилось в бальную комнату, а овальный профиль лишь помог устраивать пышные танцевальные вечера. Примечательно, что лепнины с плафонами в нём почти нет — разноцветные мраморные вставки и колонны сами по себе создают уникальный отсвет, не нуждающийся в отделке.
Название Китайский дворец появилось в документах не раньше середины XIX века, благодаря богатому убранству с элементами азиатского стиля. Сама Екатерина II называла «скромную» пригородную дачу «голландским домиком», и ни с каким Китаем его облик никогда не связывала. Вероятнее всего, современное имя прижилось благодаря нескольким поездкам рабочих Антонио Ринальди в страны Востока, где закупался фарфор с редким драгоценным стеклом для отделки стен и потолка.
При жизни императрицы и Павла I дворцовые спальни ни разу не использовались по назначению. Ключевой их функцией была демонстрация роскоши русского аристократического двора, что доказывали восторженные отзывы иностранных делегатов. Почётные гости использовали опочивальни и залы для танцев, игры в карты или обсуждения готовящихся указов. К вечеру галереи пустели, а публика разбредалась по Большому Меньшиковскому дворцу, ставшему местом ночлега.
Легенды Китайского дворца постоянно упоминают истории о призраках, которые бродят по опустевшим коридорам и мелькают в окнах. Большинство из них — о юной наследнице рода Мекленбургов-Стрелицких — герцогине Наталье, скончавшейся в 19 лет. После октябрьской революции её могилу в парке разорили, из-за чего появилась жуткая история про женский плач и стучащие по деревянному паркету каблучки туфелек. Сегодня на месте уничтоженного надгробия поставили памятный камень.
Особое любопытство искусствоведов представляют плафоны, украшающие потолки анфилады первого этажа. Делались они не по классической схеме, когда художник лежит на строительных лесах и расписывает штукатурку. Это полноценные холсты на прочных подрамниках, намертво закреплённых в перекрытиях. Их изготовили венецианские мастера, отсюда — специфические яркие образы, нетипичные для русской живописи, например, итальянская пастораль и сцены античной мифологии.
Строительство Собственной дачи в Ораниенбауме, частью которой чуть позже и станет Китайский дворец, связано с восхождением на престол Екатерины II. В 1762-м году амбициозная императрица даёт письменный указ о создании летней резиденции. Ответственным за стройку назначается Антонио Ринальди, и далеко не всем его планы понравились. Сохранились даже воспоминания придворных, которые уверяли, что на родине за такие растраты итальянца бы повесили на воротах.
Имея практически неограниченный бюджет, архитектор справился с поставленными задачами за шесть лет, хотя ещё два угода ушли на косметическую отделку помещений. Результат превзошёл любые ожидания — просторный парк превратился в малый великокняжеский двор, а за кущей деревьев скрылся от любопытных глаз одноэтажный дворец. Рядом с ним соорудили Каменное зало для концертов и домовых спектаклей, а также Катальную горку — один из первых в стране аттракционов.
В 1849-м году резиденция отходит правнучке императрицы — герцогине Мекленбург-Стрелицкой, потомки которой владеют дворцом вплоть до революции. Именно тогда зданию надстраивают второй этаж с жилыми блоками, а анфилада первого бережно сохраняется в память о великих предках. Южный фасад меняют до неузнаваемости — появляется хорошо освещённая стеклянная галерея и две прихожие-антикамеры в итальянском стиле, которые использовались как столовые с видом на пруд.
Роковые события 1917-го вынудили весь род Мекленбург эмигрировать в Германию, а Китайский дворец за неимением хозяев национализируется «без единой капли крови». Статус музея он получил лишь через восемь лет, тогда же сюда впервые пускают посетителей. Стоящее по соседству здание кухни отдают под общежитие студентам-художникам, но в тридцатых его ликвидируют, а территория дворца переходит в ведомство минкульта, превратившись в закрытый объект.
Период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Ораниенбаум пережил с минимальными потерями. Боевые действия шли далеко, а дворцы по личному приказу одного из генералов охраняли красноармейцы 48-й стрелковой дивизии. Все ценности из анфилады успели эвакуировать в Новосибирск, а фарфор со стеклярусными панно надёжно спрятали в подвалах Исаакиевского собора. Оттуда их позже заберут в Эрмитаж на реставрацию, которая продлится долгие десятилетия.
Фактически, восстановительные работы в Китайском дворце проходят по сей день. Из-за осевшего от времени грунта, подвальные помещения нуждаются в постоянном дренаже грунтовых вод. Голубая гостиная и знаменитый Зал Муз открылись для широкой публики только в 2011-м году, настолько плачевным было состояние перекрытий из-за влажности. Сегодня для осмотров доступны все 17 залов, подход к пруду и парковая скульптура. Часть памятников для удобства перенесена в Китайскую кухню.
Туристам, предпочитающим железнодорожный транспорт, рекомендуют любую пригородную электричку от Балтийского вокзала, идущую в сторону Ломоносова. Время в пути занимает примерно 1 час, дефицита с отправлениями нет — среднее время ожидания следующего состава 20–25 минут. Станция «Ораниенбаум-2» находится буквально напротив Верхнего парка и Меньшиковского дворца, идти пешком придётся около полутора километров, зато не нужно никуда сворачивать.
С автобусами для тех, кто уже находится в Ломоносове, проблем тоже не будет. Остановка называется «Школа», расположена она на выезде с Дворцового проспекта, гораздо ближе к парку, чем ж/д станция. На выходе из транспорта шагать прямо по аллеям, указатели, чтобы не заблудиться, присутствуют.
Заказывать такси из Санкт-Петербурга в Ломоносов невыгодно. Даже Uber или служба Яндекса считают километр по пригородному тарифу, и поездка обойдётся «в копеечку». Впрочем, для туристов предлагается забронировать трансфер, в том числе прямо из аэропорта Пулково — такой вариант максимально безопасный и быстрый.
Тем, кто путешествует на личном или арендованном транспорте, переживать не стоит — прямо перед входом в Китайский дворец обустроена просторная охраняемая парковка (59.907869, 29.745473). нигде поблизости стояночных площадок нет — везде висят запрещающие знаки.
Китайский дворец в Ораниенбауме на Google-панораме:
Видео о Китайском дворце в Ораниенбауме:
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.