Церковь Рождества Христова — православный храм в городе Липецке на улице 9 января.
Эта улица находится в пригороде недалеко от района Свободный Сокол.
Церковь Рождества Христова — православный храм в городе Липецке на улице 9 января.
Эта улица находится в пригороде недалеко от района Свободный Сокол.
Деревянная церковь Рождества Христова в с. Студёнки Большие построена была, видимо, одновременно с одноимённой церковью в селе Студёнки Малые в начале XVII столетия. Но в документах она также упоминается впервые в 1627—1628 гг. В писцовых книгах Лебедянского уезда «Письма и межевания» писца Григория Фёдоровича Киреевского за эти годы написано: «За Иваном Никитичем сельцо Студенки Большие на реке на Воронеже, а в нём церковь древяна клетцки во имя Рождества Христово, за попом бобылей 5 дворов, за боярином Иваном Никитичем 22 крестьянских двора и 10 дворов бобыльских».
В переписных книгах 1646 г. в селе Студёнки, кроме «церкви во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», показаны 126 крестьянских дворов, в которых проживало 269 человек; 7 дворов бобыльских, в них 9 человек, и 20 дворов служилых казаков боярина Никиты Ивановича, в них 46 человек.
По данным окладных книг Рязанской митрополии 1676 г. у Христорождественской церкви в селе Большие Студёнки «…двор попа Сафрона, да попа Изота двор, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирницын». Церкви в то время принадлежало 40 четвертей земли в трех полях, а вот сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе насчитывалось 142 крестьянских двора, 50 дворов беломестных казаков и 14 дворов бобыльских.
Неизвестно, сколько простоял в Студёнках первый деревянный храм Рождества Христова постройки начала XVII в. и был ли он в течение XVII — первой половины XVIII в. заменен новым. Неясно пока и то, в каком месте села Студёнки он в то время находился. Точно известно что в 1778—1779 гг. вместо ветхой церкви прапорщиком Николаем Лодыгиным была построена новая деревянная в прежнее храмонаименование.
В 1857 г. крестьяне подали в Тамбовскую и Козловскую епархию просьбу о строительстве нового храма в селе Студёнки (ныне в черте города Липецка).
В 1859 г. разрешение на постройку было получено.
К 1865 г. черновая стройка была готова.
В 1869 г. постройка была завершена.
До этого храм посетили две комиссии.
Храм был построен из некачественного кирпича, стены покывали трещины, богослужение было небезопасно.
В 1892 г. священник Покровский основал церковно-приходскую школу для девочек.
В 1914 г. храм посетил архитектор Чеботаревич и сказал о необходимости ремонта.
Однако, первая мировая война помешала планам.
В 1919 г. сокольский волостной совет изъял из храма метрические книги и исповедательные ведомости.
В 1935 г. была произведена попытка снять с церкви колокола.
Этому помешал тогдашний епископ Липецкой епархии Уар (Шмарин), за что был арестован и на 8 лет лишён свободы, дьякона Исаева расстреляли.
Вот как это было…
В апреле 1935 г. советская власть предприняла попытку лишить храмовую звонницу «голоса». 8 апреля президиум Липецкого горсовета рассмотрел вопрос о снятии колоколов Христо-рождественской церкви и постановил: «. Учитывая значительную потребность страны в цветных металлах, санкционировать снятие колоколов. Обязать депутатскую группу Студёновской пригородной слободы и горфо провести большую подготовительную работу среди населения о необходимости снятия колоколов».
Через два дня на ул. Карьерной села Студёнки состоялось общее собрание прихожан. Присутствовавшие на нём женщины возмущенно говорили представителям власти: «Колокола снять не дадим. Снимайте у себя в колхозе…». 10 апреля приехала бригада исполнителей, но староста церкви Акулина Ивановна Титова, забрав ключи от колокольни, скрылась.
19 и 20 апреля были предприняты новые попытки снятия колоколов, но прихожане растаскивали у бригады инструменты и за ночь водружали уже снятые колокола обратно на колокольню.
26 апреля было заведено уголовное дело, по которому было арестовано семь человек, в том числе священник Кирилл Матвеевич Сурнин, диакон Михаил Васильевич Исаев и епископ Липецкой епархии Уар (Шмарин). Кроме них, были арестованы староста храма Акулина Ивановна Титова и наиболее активные прихожанки — Александра Петровна Гончарова, Татьяна Васильевна и Фёкла Ивановна Чернышевы.
Далеко не единственный священнослужитель в наших краях расстрелянный в печально знаменитом 1937 году.
Но я об этом уже писал:
Чем заняться во время самоизоляции на карантине? Возвратиться к корням. Часть 1
Чем заняться во время самоизоляции на карантине? Возвратиться к корням. Часть 2
В 1937 г. храм был закрыт, но в 1943 г. открыт вновь.
Храм стал первым храмом, открытым в Липецке при Советской власти и долгое время оставался единственным действующим городским храмом.
Храм был рассчитан на 400 человек и не всегда вмещал всех желающих, приезжающих порой «за 100 и более километров» для того, чтобы принять участие в богослужении.
В большие праздники храм посещали до 1 600 человек.
Многие люди вынуждены были стоять на улице, так как храм не вмещал всех прихожан. Во время службы Воронежского архиепископа Иосифа 30 мая 1957 г. в Христорождественской церкви присутствовало 1 200 человек. Христо-Рождественский храм действовал и не закрывался даже в 1960-е гг. — время новых гонений на Русскую Православную Церковь.
Хотя в 1963 г. власти планировали снести храм, а его общину объединить с общиной Преображенской церкви.
А поскольку в 1970–1980 годах этот храм был единственным не только в Липецке, но и во всём Липецком (и не только Липецком районах), то именно здесь меня родители и покрестили.
Поскольку я родился в деревне, то всех деревенских детей в 70-е годы простые колхозники по старинке крестили (партийные, врачи, руководство колхоза и учителя — не в счет, те не крестили своих детей).
В лихие 90-е помимо этого храма открыли ещё один храм на Соборной площади в центре города, выгнав из стен храма местный краеведческий музей.
Но всё равно в 90-е храмов в городе и округе было немного.
Видите икону Христа слева?
Когда мне было плохо, то в 90-е годы я приходил помолиться именно к ней.
Время тогда было непростое…
Почему мы бежим к Богу когда на душе проблемы, а с радости не посещаем церковь?
Сегодня День семьи и брака.
В храме действует воскресная школа.
С любовью сделан ландшафтный дизайн.
Прямо как в монастыре, а не в церковном дворике.
Такая красота напомнила мнге храмы Крыма и Украины.
Там больше таких вольных «няшностей».
В России всё строже.
Источники:
Клоков (краевед, на днях почетный гражданин г. Липецк, Найденов) «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка». — Липецкое обл. краеведч. общество, 2006 год.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии