В этот дом-музей я собирался, кажется, всю жизнь. Ну знаете как это бывает когда музей в твоём городе под боком и ты проходишь мимо него каждый день. И поэтому кажется, типа, ещё успею… Потом, потом…
Надо ещё дальние страны посмотреть, а в своём городе ещё успею! Смешно сказать в местном краеведческом музее я был единственный раз ещё мальчишкой. Дожил до седых волос и всё откладываю его посещение на потом. Зато побывал в куче других краеведческих музеев в других городах: Тулы, Калуги, Волгограда, Коломны, Орла, Курска, Воронежа, Мурманска, Тамбова…
2
Итак, на центральной улице моего Липецка стоит (кажется вечно) вот такой деревянный дом.
Адрес: ул. Плеханова, дом 36.
Рядышком, конечно, с площадью имени Плеханова.
Очень странно дом выглядит на фоне современных многоэтажек, офисных — торговых центров, стиснувших его со всех сторон. Но он как-бы вне времени и пространства… Как-будто спустился сюда на машине времени из века девятнадцатого, в век двадцать первый… Но зайдём, наконец, в музей.
Входной билет стоит 100 рублей, для льготников — 50.
Школьники тоже платят по 100 рублей.
Удивительно, но сюда учителя водят школьников! А я думал современные постсоветские дети понятия не имеют кто такой Плеханов. К моему удивлению я не был единственным посетителем. Ко мне присоединилась очень интересная дама, Ирина. С которой мы потом познакомились и мило побеседовали. Она тоже липчанка и путешественница.
Родился будущий первый российский теоретик марксизма в семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810–1873) и Марии Федоровны Белынской (1832–1881).Родился в селе Гудаловка бывшей Тамбовской губернии в родовом «имении» обедневшего дворянского рода.
«Имение», конечно, громко сказано для того скромного домика.
Отец Георгия (Жоржа как его звали в семье) происходил из татарского знатного рода, что пришли на службу к московскому царю несколько столетий назад. Валентин Петрович был по убеждению ярый крепостник, отличающийся упрямым и буйным характером. Детей старался воспитывать в строгости. Крестьянам крепостным также спуску не давал.
Вещи из комнаты отца. К сожалению большинство предметов в музее не принадлежали семье. Вещи собрали просто той эпохи, для создания атмосферы дома липецкого обывателя 19 века. Овдовев, Валентин Петрович женился второй раз на гувернантке Марии Федоровне. Ошибочно считают что она также из обедневших дворян, но это не так. От первого брака у Валентина Петровича уже были дети, со второй супругой также было несколько детей. В отличие от супруга, Мария Федоровна была дама прогрессивных взглядов. Именно она и воспитала в Жорже стремление к справедливости и культивировала в нём желание облегчить жизнь простого народа. Так что будущее первого российского марксиста выковывалось матерью ещё в детские годы.
Итак, Георгий родился в 1856 году в селе Гудаловка, ныне Плеханово. Это теперь довольно крупное село одного из районов области. Липчанам оно очень хорошо известно. Но не потому что тут родился марксист. Волею судьбы в Плеханово находится… дом для умалишённых. Причём он находится там, кажется, всегда. Сколько себя помню столько этот «дурдом» находится в Плеханово. Так что когда липчане хотят сказать о человеке что он немного ку-ку, то говорят: «Ему пора в Плеханово (Плёшку)».
Интересно, советские власти специально разместили специфическую больницу именно в Плеханово чтобы дискредитировать память о первом марксисте? Ведь все кто захватил советское время помнят, что Плеханов часто был оппонентом Владимира Ильича Ульянова (Ленина) на партийных диспутах. Советская идеология Плеханова не могла игнорировать так как он был известной личностью. Но, как бы это сказать, относилась к его личности… критически.
Тамбовщина всегда являлась сельскохозяйственным краем. Поэтому судьбу родителей Георгия можно считать типичной помещичьей судьбой второй половины 19 века.
Семья (родители) будущего марксиста жила небогато за счёт подневольного труда крепостных (барщины).Но после отмены крепостного права в 1861 году для подобных помещичьих семей наступили совсем тяжёлые времена. Теперь на их землях крестьяне бесплатно не работали и этот источник дохода у семьи иссяк. Да тут ещё дом у них сгорел и семья переселилась в старый амбар. Продав земли отец Георгия вложил деньги в недвижимость в уездном Липецке в 1867 г. В этот дом, в котором теперь музей, семья и переехала.
1
Вернее комнаты этого дома сдавались жильцам (доходный дом). С этого и жили. А сами хозяева с многочисленными детьми переехали во флигелёк.
Представляете как тесно им там было? Мы, далеко люди не дворянских-помещичьих кровей, живём теперь не в пример просторно в своих двух-трехкомнантных квартирах. У каждого по комнате теперь!
1
Но вернёмся в главный дом.
Думаю что обоев в 19 веке на стенах не было, но в подобных музеях обои всегда присутствуют. Не будем занудничать и придираться.
Печь сложена из оригинальных кирпичей, но облицовочная плитка, конечно, современная.
В доме просто постарались воссоздать атмосферу того времени.
1
Жорж окончил Воронежскую военную гимназию, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. Юноша постоянно помнил о тяжёлой доле народа и внутренне содрогался что он как будущий военный возможно должен будет принимать участие в подавлении восстаний. Поэтому бросив юнкерское училище он в 1874 году поступил в Петербугский горный институт. На учёбу от родителей он получал крохи, терпел нужду. Однако за успехи ему присуждена Екатерининская стипендия. Но в 1876 году он был исключен «за невзнос платы». На самом деле исключили за увлечение политикой.
Экскурсовода за 200 рублей нам не досталось.
Но мы посмотрели на экране короткий, но очень информативный и интересный документальный фильм о первых годах жизни Плеханова.
Затем переходим во флигель где представлены сведения о революционной деятельности марксиста.
Интересно что информация даже на английском. Неужели иностранцы бывают в этом музее?
В 1876 году Георгий вступил в народническую организацию «Земля и воля», стал одним из её руководителей, писал теоретические и публицистические статьи. Кстати, о сборищах этой организации в нашем липецком парке я писал тут:
Плеханов участник демонстрации у Казанского собора в декабре 1876 года.
В 1879 году после раскола «Земли и воли» организатор и руководитель «Чёрного передела».
Полиция идёт по следу Плеханова, хочет взять руководителя. Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878 года) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться и избежать каторги.
Это спасло Плеханову жизнь, так как он не отличался крепким здоровьем и каторга его бы доконала. От туберкулёза умер отец Георгия, эта болезнь точила уже и самого Плеханова. В 1880 году он эмигрировал в Женеву, где обреталось большинство беглых российских революционеров всех мастей. Время народников уходит. В эмиграции он отходит от идей народничества и увлекается учением Маркса. В 1883 году основал первую российскую марксисткую организацию — группу «Освобождение труда».
Слева вверху фото Ленина, внизу под ним — Плеханова. В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей».В 1900–1903 годах участвовал в создании и руководстве газетой «Искра».В 1901 году Плеханов один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии».Принял непосредственное участие в подготовке Второго съезда РСДРП.Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как Первый съезд оказался безрезультатным.
Обратите внимание.
Ленин, ученик плеханова, обладающий большей харизмой, сидит во главе стола, а основоположник российского марксизма «притулился» скромно рядом.
Ученик быстро перенял у учителя бразды правления в политэмигрантской среде. На Вторм съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться».
После II съезда РСДРП Плеханов недолго был большевиком, затем разошёлся с Лениным и стал одним из лидеров меньшевистской фракции РСДРП.
1
Ещё будучи в Петербурге Плеханов женился в первый раз. Он искренне полюбил эту женщину что ждала из заключения другого революционера. Скорее всего с её стороны это был больше брак по расчёту. От этого брака у Георгия родился первый ребёнок. Как только возлюбленный вернулся из заключения супруга бросает нашего Плеханова.
Во время первой революции 1905–1907 годов Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий.
В феврале 1905 года в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в «Искре», Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.
В 1906–1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Гос. Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.). В 1905–1912 годах в Женеве издавал «Дневник социал-демократа».
В Первую мировую войну Плеханов встал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из основателей и руководителей социал-демократической группы «Единство»
.
Февральская революция 1917 г. позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания.
«Я предчувствую, что долго жить в России не буду. Но не поехать я не могу. Старый солдат революции должен быть на своем посту, когда его зовут».
31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петросовета приветствовали Чхеидзе, Церетели, Скобелев.
После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Причиной была «оборонческая» позиция Плеханова, которую не разделяли деятели Совета с антивоенной позицией.
Вновь смотрим короткий документальный фильм на экране. С каждым новым своим митингом Плеханов всё больше терял популярность среди революционно настроенных рабочих, солдат и матросов.
Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками.
Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».
К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма»
.
Считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией»
может иметь печальные последствия.
В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов заявил:
«Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоёванных в феврале и марте нынешнего года».
При этом Плеханов предсказывал, что большевики взяли власть надолго и ни о каком серьёзном сопротивлении им в данный момент не может быть и речи.
Как показало время, Плеханов ошибся.
А может и нет?
Это как посмотреть!
Большевики пришли к власти аж на 74 года!
Или всего только на 74 года?
Долго это или нет в масштабах Российской истории?
Кадры единственной документальной съемки с участием Плеханова.
Плеханов с В. Засулич. Бывшие народовольцы снова вместе.
Страсти в стране после победы большевиков бурлили. С 1887 года Плеханов болел туберкулёзом, осенью 1917 года его здоровье серьёзно ухудшилось. Причиной чего стал также и стресс, который он испытал после обыска, который у него учинили по указанию большевиков.2 ноября утром его отвезли в Петроград во Французскую больницу Св. Марии Магдалины.
Оттуда жена решила перевезти его в Финляндию, в санаторий доктора Циммермана, специалиста по лёгочным заболеваниям, которого ей рекомендовал профессор Сиротинин.28 января 1918 года Плехановы покинули Петроград. В санатории в Яркале Георгий Валентинович продолжал много работать над книгой «История русской общественной мысли».Казалось, что наступило улучшение его здоровья. Но 18 марта началось кровотечение, которое не могли остановить несколько дней. Медленное угасание жизни продолжилось. С 15 мая началась агония, с 20 мая состояние ухудшалось ежечасно. Возникло осложнение бредом, и 30 мая 1918 года в 2 часа дня Плеханов умер от эмболии сердца, возникшей в результате обострения туберкулёза.
Похороны состоялись в Петрограде, на которые пришли куча людей. Однако ни одного представителя правящей партии большевиков на похоронах не было.
Мало того, на само кладбище пускали только по спец. пропускам. Георгий Плеханов похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Белинского.
Траурный транспорант рабочих «Руссобалта».
Посметная маска Плеханова.
С 1879 года был женат второй раз на враче Розалии Марковне Плехановой (урождённой Боград; 21 апреля 1856 — 30 августа 1949), родом из еврейской земледельческой колонии на Херсонщине, выпускнице Мариинской гимназии в Херсоне (1874) и медицинского факультета Женевского Университета.
В браке родилось четыре дочери: Вера (умерла в 1880 в возрасте полугода), Лидия Плеханова-Ле-Савуре (1881 — 25 марта 1978, Париж), Евгения Бато-Плеханова (1883–1964), Мария (1889–1894).
Р. М. Плеханова в 1920-е годы переехала из Франции в Ленинград, где участвовала в подготовке к печати архива Плеханова, который она привезла с собой; дочери остались во Франции.
Именно она передала в дар музею личные вещи, помнившие руки Плеханова.
В 1928 году она возглавила Дом Плеханова в Ленинграде, а в 1939 году выехала к детям во Францию и не смогла вернуться в СССР в связи с началом 2 мировой войны.
Внук Плеханова — французский дипломат Клод Бато-Плеханов. Племянник жены, Боград — известный революционер, в честь которого был переименован посёлок Боград.
Историко-революционный музей был открыт здесь в 1928 г., к 10-летию со дня смерти Г. В. Плеханова. В середине 1930-х годов он стал Мемориальным домом-музеем Г. В. Плеханова; просуществовав в таком виде до 1954 года. В 1958 году снесли флигель здания. В 1969 году при реконструкции ул. Плеханова возникла необходимость передвинуть дом вглубь квартала — в результате работ дом не выдержал и разрушился.
Сегодняшний Г-образный деревянный дом в котором мы побывали является реконструкцией существовавшего здания. Музей здесь вновь открылся 21 декабря 1977 г.
В январе 1995 года открыта новая экспозиция, посвящённая жизни Плеханова и лишённая прежней советской идеологической направленности.
Часовня недалеко от музея.
30 октября 1998 года в сквере перед домом был установлен памятник Плеханову. Автор скульптуры — Вольфсон.
А теперь побывав в музее и узнав для себя много нового я, с Вашего позволения, озвучу собственное отношение к первому марксисту Российской Империи, моему земляку.
Был ли он настоящим маркистом? Вот именно что БЫЛ!По началу был. И был он самым настоящим марксистом! Однако, взгляды любого человека с возрастом меняются в ту или иную сторону. Не исключение и Плеханов. К концу своей жизни к 1917 году его политические убеждения (с моей точки зрения) претерпели изменения. Разве может политик (настоящий марксист) поддерживать Временное правительство? Ведь это правительство выступало за «Войну для победного конца».
А Вы много знаете в составе этого правительства марксистов? Это было самое гастоящее Временное (буржуазное) правительство. А раз Плеханов поддерживал взгляды буржуазного правительства, то какой-же он тогда, к чертям, настоящий марксист? К Октябрю 1917 года только одна партия в стране проповедовала и воплощала в жизнь идеалы марксизма. Это — партия большевиков, коммунистов. Только эта партия выкрикивала в толпу те лозунги, которые хотел услышать уставший от войны народ (простые солдаты, матросы, рабочие, крестьяне).А лозунги были простые и понятные простым людям и кто-то из Вас назовёт их популистскими.
А именно вот эти лозунги:
— Мир народам, фабрики — рабочим, землю — крестьянам.
Другое дело что землю крестьяне так и не получили и мир большевики народам не принесли. Пожалуй, только рабочие получили фабрики. И это была настоящая власть диктатуры пролетариата. А что такое диктатура пролетариата? А это и есть самый настоящий марксизм. Так каким жеПлеханов марксистом являлся к 1917 году? Побывав во многих провинциальных музеях скажу, что этот музей мне понравился. А Вы знаете мой требовательный нрав и придирки к музеям! Интересные фильмы тут демонстрируют. Смотрители не просто тут отбывают, получая зарплату. Но они болеют за своё дело, искренне переживают за музей. Знают многое из жизни нашего земляка и рассказывают. На прощание я спросил о финансировании. Оказывается музей существует на помощь от областного краеведческого музея. А тот в свою очередь выживает за счёт сдачи помещений в аренду.
От государства и управления культуры идут крохи! А ведь надо платить коммуналку, делать ремонт, платить зарплату работникам. И это тогда, когда тратятся десятки миллиардов долларов на Сочинскую Олимпиаду и ЧМ-18 по футболу. Хотя чему удивляться? Если даже на пенсии деньги в казне стало жалко (живым ещё пока людям), то до музеев ли тут? Да ещё «какому-то там» Плеханову.
В подготовке материале использованы сведения из Википедии