Скоро десять лет, как я, побывав в Копорской крепости, написала рассказ и опубликовала на Туристире. Несколько дней назад решила снова побывать в этом историческом месте, которое уникально еще и тем, что находится — по моим наблюдениям, на «ВЕЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ.»
1
Тогда свой рассказ я назвала «С грустью о важном». Сейчас, кажется, уже настала новая стадия осмысления вопроса. Это состояние хорошо иллюстрирует один нотный листок:
Небольшое объяснение: «страдание» — частушечный жанр в русском фольклоре. А «весело, оживленно» — рекомендации автора фольклорной обработки, к исполнителю.
Что ж! Частушка, так частушка!
Я, конечно же ссылочку на тот свой стародавний рассказ вам предложу, но кто сегодня жаждет читать то, что было написано давно-давно (10 лет прошло)!
Поэтому позволю себе с чувством творческого удовлетворения, цитировать себя же (иногда).
Итак, Копорская крепость — уникальное сооружение Первые сведения о ней можно найти еще в летописях XIII века! Тогда Александр Невский пришел сюда со своим воинством, чтобы уничтожить ливонцев, вместе с их замком.
Земли завидные — завладеть ими хотели многие.
4
В 1279 году князь Дмитрий — сын Александра Невского построил здесь сначала деревянную крепость, потом каменную.
Пожалуй, с этого времени и начинается ее бурная история.
Историю эту я все же повторять не буду — читайте мои «древние летописи», пройдя по ссылке. Однако сделайте это все же после прочтения этого рассказа, дабы не смешивать жанры и настроения (лирический-романтический и частушечный, с «подковырками».
Ну, а если вам не милы «лонгриды» — современное новое словечко, которое непременно произносится с зевотой, (при обозрении длинного текста), то тогда можете обратить внимание на «вразумляющий стенд» перед входом в закрытую (пока) крепость. Этот же стенд, перечисляющий «вехи большого пути», является одновременно и утешающем, и обнадеживающим — крепость будет отреставрирована и открыта! Скоро.
Впрочем, второй стенд все же еще более обнадеживающий, потому что обозначает и срок сдачи работ: реставрационные работы должны быть завершены в ноябре 2021 года.
Что ж! Современность — тоже аспект истории.
Но не могу все же не обратить внимание на событие и 1282 года, когда новгородцы изгоняют князя Дмитрия из Копорья, а крепость, в их, видимо, великой жажде разрушения всего, что «до нас было» — «срывают до основания».
Да. Не только враги разрушали…
Итак, историческая справка мною пропускается, так как на сопутствующие вспомогательные материалы, я указала.
А вот о том, что в крепости, в царствование Анны Иоанновны содержались пленные французы, числом 2000 человек — об этом стоит рассказать (вряд ли где-то еще прочитаете). Именно они, французы, хотя и были пленными, но впервые обратили внимание на «отсутствие крепкой хозяйственной руки» и в письмах к родным, во Францию, в своих дневниках, сетовали, что крепость, в которой они содержатся, медленно разрушается, и никому до этого нет дела.
Вот, пожалуй с этого времени, крепость и должны были бы начать реставрировать… Ведь в крепостной стене зияла пробоина, оставленная еще при царе Петре Великом! Так писали наблюдательные пленные французы в своих письмах и это, кажется, их удручало.
Я эту пробоину тоже видела 10 лет назад. Интересно, жива ли она… Или реставраторы «законопатили», или историки отстояли как интересный артефакт…
Далее все же перейду к цитированию своего же рассказа — сама прочитала с удовольствием. Все забывается…
2
А рассказывала я вот о чем:
«В 1899 году историк Шарль Вильон нашел и опубликовал в Париже старинную рукопись „Путешествие в Московию“. Ее автором был некий подполковник Блезуасского полка Агей де Мион. О чем он писал?
„Слева от лагеря располагались палатки старших офицеров. Шесть постов составляли охрану лагеря. Часовые помещались в двадцати шагах друг от друга, с приказом не пропускать нас“. Однако через некоторое время французы получили больше свободы: „мы получили свободу охотиться. гулять, писать во Францию… Наконец мы стали более спокойными“.
Однако спокойствие продолжалось недолго. Ужасный, гибельный для теплолюбивых французов климат обернулся страшной эпидемией, от которой пленники умирали в то злосчастное время постоянно. В отличие от них конвоиры и копорские крестьяне почти не болели. Другой документ приводит мнение датчанина П. фон Хавена о причине:
„Водка и баня — вот два средства, благодаря которым русские живут и поддерживают свое здоровье“.
Вот как это видели французы в Копорье: „Между комендантским домом и крепостной стеной стояли две небольшие деревянные рубленные постройки… Русские там все время парятся и купаются. Они намыливаются и хлещут себя ветками на соломенных тюфяках в жарком месте, предназначенном для этого обычая. Выходят оттуда красные, как вареные, и прыгают в воду, делая зимой отверстия во льду, чтобы туда погрузиться. Два дня в неделю у них отмечено этим обычаем“.
Пленных французов в баню не тянуло, так как даже в Версале в то время мыться считалось вредным занятием. Лишь при Людовике XV мыться стало модно».
Порою бывает небезынтересно обратиться к собственным старым материалам — не правда ли! Да и старые наши фотографии многое могут рассказать. Вот что было 10 лет назад. И вот, что я увидела сейчас.
Сравнительный анализ… Наука, однако!
3
Итак, сосредоточимся на современности. Поскольку реставрация, о необходимости которой говорили пленные французы еще много веков назад и тогда, и спустя время, по-настоящему, как то все не начиналась. Крепость медленно разрушалась.
Но не только французам было дело до крепости. Так к примеру, уже в XX веке в крепость для ее поддержания отправляли студенческие отряды ЛИСИ.
Среди доблестных участников тех славных походов был и наш друг Андрей (arxitektor)
С радостью цитирую его комментарий, который он оставил по прочтении моего «многоценного» рассказа. Он отмечал: «Я был расстроен, когда узнал, что из ЛИСИ перестали посылать стройотряды в Копорье. При мне, и с моим участием, туда ездили студенты летом на работы по реконструкции крепости под руководством „Спецпроектреставрации“. Хоть месяц в год, но что-то делали. Потом финансирование кончилось. Сейчас восстанавливают только церковь.»
О, как музейщики искали деньги! Пытались зарабатывать хоть кабы как…
Но много ли заработаешь на продаже сувениров!
Построили замечательный туалет… Платный, конечно. В тот раз я не стала снижать пафос своего рассказа бытовыми подробностями и о замечательном строении, самом новом, в окружающем пространстве, не сказала ни слова, даже фотографию скрыла на время. Однако объявление, оставленное на двух кабинках — мужской и женской, меня тогда по-хорошему зацепило.
«Сделал дело — заплати!»
На дверях висели новенькие замки, но платить все равно хотелось. Это я помню.
Судя по тому, что внешне современное состояние Копорской крепости все же лучше, чем 10 лет назад, дело сдвинулось с мертвой точки. Видимо и деньги, наконец-то нашлись…
Так было…
5
3
Так выглядит сегодня:
4
В бывшем рву, который когда-то был заполнен водой, а ныне порос травкой, в тот памятный вечер моего посещения, застольничали люди. Смотреть на них было приятно.
1
Возможно, они вот так решили ожидать окончания реставрационных работ, чтобы плавно, без потрясений, перейти и к празднованию. Кто ж русскую душу разгадает!
Другие наблюдатели тоже приехали и чего-то ждали.
Собственно мы все ждем! И крепость ждет. Уже не один век ждет!
1
Она уж и в знаменитом художественном фильме «Король Лир» снялась, чтобы обратить на себя внимание и из последних сил крепилась (на то она и крепость).
Десять лет назад, купив билет, с письменным предупреждением об опасностях (например: не лезьте на стену — упадете вместе со стеной), я все же могла пройти в крепость. Сейчас индивидуальные туристы в крепость не допускаются. Кажется можно с группой и с экскурсоводом, который в этих условиях уже становится и не экскурсоводом, а сталкером. Но я решила подождать еще месяц-два.
Потом побываю и напишу. В каком жанре получится следующий рассказ — не знаю — жизнь подскажет.
4
Хотелось бы написать торжественную оду, в духе Державина — «На открытие Копорской крепости, после реставрации». Пусть так и будет!
(Кстати, проверила уникальность текста — совпадения с моим же материалом на моем сайте. Но для частушек это совсем не важно).