Не всегда вроде очевидные дороги являются нужными дорогами. Наивный я человек, увидел дорогу, ведущую к воротам Казанского Кремля и, ничтоже сумняшеся, мы отправились по тропинке ведущей вверх к воротам.
Не всегда вроде очевидные дороги являются нужными дорогами. Наивный я человек, увидел дорогу, ведущую к воротам Казанского Кремля и, ничтоже сумняшеся, мы отправились по тропинке ведущей вверх к воротам.
Вот только ворота оказались закрытыми. Мы снова ошиблись — пошли вдоль стены Кремля в сторону Волги,
но оказывается нужно было идти в противоположную сторону, что мы в результате и сделали.
Но зато увидели с высоты интересный храм, до которого пешком нам пришлось долго бы топать.
«Удивительно, — подумали мы, — храм возведём посередине водной глади. Для чего это было сделано?»
Но оказалось, что не так всё просто как кажется на первый взгляд. Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году является одним из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России.
У памятника есть другое название — Храм-памятник в честь Нерукотворе́нного Образа Спасителя, т. к. внутри него расположена церковь Нерукотворенного образа Спасителя, в память о царском знамени, бывшем при взятии Казани.
Русские войска на войну брали чтимые иконы или стяги со священными изображениями, чтобы заручиться небесной помощью. Был такой флаг и при взятии Казани войсками Ивана Грозного. Летопись так рассказывает об этом событии: «И велел Государь хоругви христианские развернуть, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный».
«Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса — макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге — изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга — золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним — небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге — святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами».
4 октября 1552 года (через два дня после взятия Казани) царь приказал игумену Иоакиму (Якиму) с почестями похоронить погибших воинов в общей могиле. Хотя это место было ан холме, но как оказалось — было весьма неудачным.
Над братской могилой был основан монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных.
Разливы реки Казанки привели к тому, что монастырь пришлось перенести на другое место.
Братскую могилу не тронули. В начале XIX века архимандрит Зилантова монастыря Амвросий (Сретенский) решил создать памятник в виде «столпа» у братской могилы воинов.
Разрешение на строительство было получено в 1811 году, но то денег не хватало, то часть денег попросту разворовали. Строительство было закончено лишь в 1821 году, а обустройство внутри храма затянулось еще на два года и было завершено к лету 1823 года.
В сентябре 1918 года службы в храме прекратились.
Тяжко читать, что творилось с храмом потом. Кости павших воинов из братской могилы пионеры сдавали «в утиль», а похищенные из храма-памятника иконы один из местных жителей обывателей использовал в качестве досок в своём свинарнике.
Использование икон в качестве досок не было редким случаем, я рассказывал про подобное варварство в материале Храм Рождества Христова.
В марте 2005 года храм-памятник передан Русской Православной Церкви. Началась работа по восстановлению здания, ремонту и реставрации. Вот только кому-то он мозолит глаза. Случаев вандализма по отношению к храму было множество уже в XXI веке, а в 2013 году его чуть не взорвали.