Саратовская область находится на 12 месте в России по числу проживающих в ней представителей мокшан (мокша) и эрзян (эрзя), которые являются субэтносами мордовского народа. В Оркино проживает много представителей мордвы и село стало неофициальным центром народа в Саратовской области. Мордва является одним из древнейших народов, населявших Поволжье, но вот в Саратовской области они появились сравнительно недавно.
Между Оркино и Саратовом находится село Полчаниновка, в котором находилась усадьба Александра Николаевича Минха (Münch) (1833–1912) — российского историка и краеведа, члена Императорского Русского географического общества Как вместо песчаного карьера мы попали в старинную усадьбу.
1
Помимо основной работы (уездный мировой судья), Минх собирал и анализировал обычаи, суеверия, предания, сказки, заговоры, бытовавшие на Саратовщине.
За этнографический труд «Народные обычаи, обряды, суеверия и предрассудки крестьян Саратовской губернии», изданный в 1890, Минх был удостоен серебряной медали Императорского Русского географического общества.
В этом труде рассказывается как происходило крещение мордвы: «Мордва бывшей Казанской губернии, в состав которой входила и северная часть нынешней Саратовской губернии, были язычники, крещены силою в 1743 и последующих годах. Из архивных дел видно, что в 1743- 45 годах повсеместно истреблялись мордовские капища (капище- идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; божница идолопоклонников) и моляны (Мордовский религиозный праздник.); мордву заставляли креститься насильно, при этом били, заковывали в кандалы, или связанными окунали в купель и надевали кресты.
Тоже было и в Оркине, где, по преданию, тамошнюю мордву крестил священник Андрей Антипов, около средины прошлого столетия. Крестились они неохотно: когда явилось в Оркино начальство и поп с причтом, то мордва пряталась, их разыскивали и потом крестили в пруду, в который гнали палками. Рассказывают, что один мордвин, подгоняемый таким образом, бросился на попа и потащил его с собою в воду.
Моляны, как места общественного языческого богослужения, были запрещены, капища (избы в лесу на молянах) не раз разрушали; ходивших тайно глухими лесными тропами на моляны кланяться своим прежним богам, ловили и строго наказывали. Мало- помалу мордва бросила свою старую веру и стала переносить прежние обычаи на праздники и обряды православной церкви».
В 1752 году в Оркино появилась первая, в ту пору деревянная церковь, в 1754 году она была освящена. В 1844 году была построена новая, уже каменная церковь.
1
Фотография храма Рождества Христова в селе Оркино во второй половине XX века, https://orkino.cerkov.ru/category/photo/#jp-carousel-5668
Престол в церкви был один — во имя Рождества Христова.
1
Вид на церковь из дома священника в с. Оркино Саратовской губ. Рисунок А. Н. Минха в записной книжке (24 апреля 1880 г.) Фонды Государственного архива Саратовской области, https://orkino.cerkov.ru/main-page/istoriya-xrama/
Штат притча состоял из священника, диакона и 2-х псаломщиков. Для священника был построен общественный дом. По престолу церкви село Оркино также называли Рождественским.
В 1934 году храм закрыли, всё что можно было порушили, в изувеченном здании разместили склад сельскохозяйственного инвентаря. Колокольня до сих пор не восстановлена.
1
В 1988 году ключи от храма были переданы представителям церкви. Богослужения в храме начались 19 августа 1990 года, но юридически церковь была передана в собственность Саратовской Епархии Русской Православной Церкви лишь 26 января 2009 года.
2
Долгий путь…
На фестивале в 2022 году я познакомился с настоятелем храма — отцом Алексием Заславским.
3
Затем подошла матушка — Ирина Леонидовна.
1
Очень интересные люди оказались. Я договорился с ними, что после завершения фестиваля они откроют церковь, чтобы было можно хотя бы одним глазом осмотреть внутреннее убранство.
Дело в том, что до начала фестиваля я хотел зайти в храм, но он был закрыт.
3
Интересно, что они, будучи жителями Москвы, познакомились у подножия Эльбруса, т. к. были страстными поклонниками горных лыж.
Отец Алексий родился 29 августа 1950 года в г. Электросталь Московской области. По образованию — физик, как сам о себе говорит — технарь. Когда-то он окончил Московский энергетический институт, много лет работал начальником лаборатории в институте прикладной физики. Будущая матушка Ирина училась в институте культуры и работала библиотекарем.
В Православную Церковь они пришли вместе тридцать лет назад, когда стали открываться в столице храмы.
— Нам повезло, мы с мужем — единомышленники,- говорит супруга отца Алексия.
— Духовный поиск был один на двоих… Красота и истина Православия открылась вдруг, и мы поняли, что нашли. Сердце свое мы отдали Христу, Церкви.
Заславские пришли в храм — для них это был недавно открытый Новоспасский монастырь. Отец Алексий говорит, что священником быть хотел с момента прихода в Церковь, однако думал, что это уже невозможно — из-за возраста, ведь ему уже тогда было под сорок.
Однако в Новоспасском монастыре Заславские много помогали: Алексей на клиросе, Ирина — в трапезной. Постепенно будущий батюшка стал певчим, пел на подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры.
В саратовскую глубинку Заславские перебрались вслед за дочкой с зятем — клириком Саратовской епархии. Отец Алексий поступил в Саратовскую семинарию. Он окончил ее в шестьдесят пять лет. За всю историю этой духовной школы он был самым пожилым ее выпускником.
С 2007 г. отец Алексий является настоятелем храма Рождества Христова села Оркино. Также по совместительству является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Озёрки и настоятелем храма Святого Пророка Илии с. Ягодная Поляна Саратовской Епархии.
В Озерках возле храма я побывал осенью 2021 года,
3
в той же поездке я побывал в Полчаниновке.
До отца Алексия после возвращения храма сменилось несколько настоятелей. Первые впечатления отца Алексия о храме: «Когда мы впервые вошли в храм, — рассказывал мне в свое время отец Алексий, — мы увидели в боковых нефах проваленные полы, под которыми лежал толстый слой сгнившего зерна; почерневший потолок, выщербленные стены, дымящую печку-буржуйку…»
Техническое образование помогло батюшке решить самые безотлагательные проблемы: проведено электричество, отопление началось с обычной буржуйки, теперь оно — газовое, были заменены полы,
1
двери, окна, оштукатурены внутренние помещения.
1
На стенах располагаются иконы,
1
установлен новый иконостас.
1
Целая эпопея получилась с розыском старинных икон.
Недалеко от храма — старая заброшенная мельница, она выглядит как сарай.
Минувшей осенью прихожане услышали от кого-то из старожилов, что лари для муки на этой мельнице были сколочены из икон — сразу после закрытия и разгрома церкви в 1930-х годах. Вот что рассказывала тогда мне одна из прихожанок оркинского храма Светлана Никифорова:
— Мы открыли наконец этот замок и вошли в мельницу. Сначала осмотрели верхний этаж, там ничего не оказалось. Потом нас всех вдруг потянуло вниз, под лестницу. Там стояли старые пустые лари. Альбина Алпатова протерла один из них тряпочкой… и мы увидели иконы, из которых эти лари были сколочены. Мне сейчас кажется, что они сразу засветились, заиграли светом, хотя день был пасмурный и внутри мельницы было темно… Лари разбирали больше двух часов, образа теперь сплошь в дырах от гвоздей…
Эти гвозди отец Алексий вытаскивал клещами — непосредственно из ног Спасителя… Такой вот символический момент. Иконы очень сильно пострадали, конечно, но сейчас они находятся там, где были всегда, — в храме в честь Рождества Христова.
В отличие от 2022 года, в 2023 году мы в храм не смогли зайти, не было времени.
2
Но порадовало, что купола покрыты новой краской.
2
Отец Алексий в этот раз выступил во время фестиваля, где выразил благодарность местным властям и людям, которые помогали и помогают восстанавливать храм.
2
Храм отлично видно от места проведения фестиваля.
2
Надеюсь, что пройдёт время и храм будет выглядеть как новый.
Адрес: Россия, Саратовская область, Петровский район, с. Оркино, ул. Кооперативная, 44а