К мечети Нурулла мы дошли от другой мечети Галеевская мечеть по улице с типичным татарским названием — имени Парижской Коммуны.
К мечети Нурулла мы дошли от другой мечети Галеевская мечеть по улице с типичным татарским названием — имени Парижской Коммуны.
Многочисленные окна как бы отсылают нас заглянуть в прошлое. Когда-то в этих местах было старинное мусульманское кладбище, затем появился базар, о чём напоминает одно из названий мечети «Сенная». Религия и деньги часто являются антагонистами.
Вспоминается случай в Иерусалиме когда несколько человек изъявили желание вместо Храма Гроба Господня посетить мечеть Аль-Масджид аль-А́са, культовое место для мусульман всего мира, Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Гиды созвонились со своими коллегами, вопрос решился. Цена вопроса — 50 долларов США. Желание посетить мечеть моментально испарилось.
Так и на базаре в Казани, торговцам было не до молитв, деньги надо зарабатывать. Религиозным представителям татарского купечества это не нравилось.
Юсуп Бикбович Китаев (?-1813)- казанский купец I гильдии. Владелец двух мыловаренных заводов в Старотатарской слободе, трех домов в Казани, один из которых находился на Сенной площади и в котором размещались торговые лавки. Вёл активную торговлю с Китаем, сам неоднократно туда ездил. В 1811 году он привез в Кяхту «для промену на китайские товары» козловых кож на сумму более 80 тысяч рублей.
После его смерти, вдова купца Габида Даутовна Китаева (? -1821) в 1816 году обратилась в губернское правление с просьбой о постройке на ее счет мечети. Сначала власти дали добро, но после вмешательства представителей православного духовенства отманили своё решение.
Мечеть аль-Марджани Две первых исторических мечети Казани была построена на средства купцов Юнусовых.
Инициатором строительства новой базарной мечети выступил глава рода купец первой гильдии Губайдулла Мухаметрахимович Юнусов (1776–1849). На завещанные им для строительства деньги в 1845–1849 годах его сыновья, братья Ибрагим (1806–1886) и Исхак (1810–1884) Юнусовы осуществили мечту отца и построили новую мечеть на базаре.
Разрешение на этот раз отзывать власти не стали.
Александр Иванович Пе́ске (1810 — не ранее 1888) был городским архитектором Казани в 1846–1856 годах. Именно им была построена мечеть. Она стала Седьмой соборной или Сенной. Д
аже на картины мечеть попала.
Интересный факт — в разное время мечети Нурулла и Марджани носили имя Юнусовская, правда это осталось в прошлом.
В XIX веке численность населения в Казани была гораздо мешьне чем в настоящее время. В 1900 году здесь проживало 130 тысяч населения против 1 308 660 человек по итогам всероссийской переписи 2021 года. Да и территория была более компактная. Поэтому действия семей татарских купцов Казани зачастую переплетались.
Купцы Апанаевы построили Апанаевскую мечеть (вторую историческую мечеть Казани), которая стала именоваться в их честь. Но Исхак Губайдуллович Юнусов там построил одноэтажную лавку и возвёл вокруг мечети кирпичную ограду в 1881 году.
А в Юнусовской мечети, построенной Юнусовыми, имам-хатыбом стал Габдулла Абдулкаримович Апанаев (1862 — 1919).
Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татарской автономной республики от 16 ноября 1929 года, а минарет разобран. До 1992 года мечеть использовалась для жилья и офисов.
В 1992 году мечеть была переименована в «Нурулла» и была возвращена верующим. В 1990–1995 восстановлена Р. В. Билаловым, тогда же был восстановлен минарет.
И тогда же переименовали Юнусовскую мечеть в «Нурулла», что означает в переводе с арабского «Свет Аллаха».
Интересно, что несколько по другому минарет выглядит. Сейчас
и до уничтожения.
Ну, а мы, бросив прощальный взгляд на мечеть,
отправились дальше к озеру Кабан и дальнейшего путешествия по Старо-Татарской слободе.