Когда мы добрались до Старо-Татарской слободы, то обнаружили там две самые первые мечети Казани. Они располагались практически рядом друг с другом.
Исторические мечети Казани — мечети в столице Татарстана Казани, построенные до 1917 года (включая Закабанную мечеть, построенную при советской власти в 1924 — 1926 годах).
Имели порядковую нумерацию согласно очередности открытия приходов. Получается, что мечети не сразу появлялись в приходах. Где раньше, где позже.
Когда Иван Грозный захватил Казань, то он разрушил все мечети и переселил татар от Кремля. Но жизнь не стоит на месте. В месте, что ныне зовётся Старо-Татарской слободой, появились четыре мечети.
Будущий патриарх Московский Гермоген Патриарх Всея Руси Смутного времени 13 (23) мая 1589 года стал первым митрополитом Казанским. Патриархом Всея Руси он стал 3 (13) июля 1606 года.
В 1593 года он сообщал в Москву, что в Старо-татарской слободе Казани «татаровя многие мечети в слободе учали ставити…».
Об этом же писал немецкий естествоиспытатель на русской службе Иога́нн Гео́рг Гме́лин старший (нем. Johann Georg Gmelin; 1709–1755), который побывал в Казани в составе Второй Камчатской экспедиции (1733–1743) под началом Витуса Беринга. Мол мечетей «в Татарской слободе, которая отделена от города и расположена вблизи озера Булак — четыре».
Священный Синод решил уполовинить число мечетей и в 1742 году две мечети были снесены. Еще две оставили, но их судьба оказалась также незавидной. Одна пропала в огне пожара 3 мая 1749 года, охватившего северную часть татарской слободы. Другая исчезла в период с 1749 по 1753 год. Так Казань на долгое время осталась без мечетей.
Первой исторической мечетью стала мечеть аль-Марджани, которая была построена в 1767–1770 годах на средства прихожан по личному разрешению Екатерины II, полученному во время её приезда в Казань.
Российская императрица дала указание построить две каменных мечети. Власти сами выбрали место для будущих мечетей.
Второй мечетью Казани стала Апанаевская мечеть (тат. Апанай мәчете), построенная в 1768–1771 годах. Она находится в шаговой доступности от мечети аль-Марджани.
Существует предание, что местные власти пожаловались Екатерине Второй, что минарет мечети аль-Марджани получился слишком высоким, на что она ответила, что минарет может иметь какую угодно высоту, так как небо не признано ее владением.
Разный подход у разных властителей, турки в своих владениях требовали, чтобы православная церковь по высоте не должна была превосходить всадника на лошади.
Поэтому одним из названий мечети аль-Марджани является «Первая соборная».
Интересно, что мечеть была построена по проекту русского архитектора, что было не редким случаем в Казани. Видимо это отразилось на правильности строительства: было неверно рассчитано направление на Мекку, поэтому кибла до сих пор имеет неточное направление. Хотя рассказывают, что в строительстве принимали участие местные мастера.
В 1797 году случился пожар, мечеть была восстановлена. С 2001 по 2005 года проводилась последняя по времени реставрация, в это время Казань украшалась и преображалась в преддверии 1000-летия своего основания.
Мечеть аль-Марджани названа по имени имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850–1889 годах. Не зря же недалеко от мечети возведён Первый в мире памятник Шигабутдину Марджани.
Долгое время называлась Юнусовской (тат. Юнысов мәчете) по династии купцов Юнусовых, живших в махалле и тративших деньги на содержание мечети. До этого называлась Эфенди (тат. Әфәнде — Господская).
Сначала мы увидели мечеть с противоположного берега озера Кабан,
затем дошли и побывали возле памятника Марджани, а потом уже подошли к мечети его имени.
В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет,
который в 1887 году украшен ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина. Высокая каменная ограда ограждает двор мечети,
она появилась в 1860 году, в ограде как-будто крепостные башенки по углам.
Как часто мы видели в Казани — возле мечети информационный стенд, рассказывающий об истории мечети.
В советское время мечеть аль-Марджани была единственной действующей мечетью в Казани.
В 1992 году было создано в Казани Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ, тат. Татарстан Республикасы мөселманнарының Диния нәзарәте). В ДУМ РТ организационно входят 9 региональных казиятов во главе с их председателями — казиями, 45 районных мухтасибатов во главе с имам-мухтасибами и махалли — местные приходы во главе с имам-хатыбами. В комплексе зданий вокруг мечети располагается мухтасибат города Казани Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан.
Если Мечеть аль-Марджани стала первой исторической мечетью Казани, то Апанаевская мечеть стала второй. Поэтому еще одно её название — Вторая Соборная. Причём построили их на основании одного и того же разрешения от Екатерины Второй.
Кстати, во время нашей прогулки по Старо-Татарской слободе в таком порядке мы их и увидели. Правда произошло это не сразу, сначала мы зашли в музей чая, а потом прошли внось вдоль мечети аль-Марджани и прощли к Апанаевской мечети.
Возле мечети привычное уже по другим объектам описание истории мечети.
В 1869 году вышел «Казанский календарь на 1869 год» (издательство «Казань, лито- и тип. К. А. Тилли»). Составителем календаря был Иван Николаевич Гаврилов. Издание содержало краткие статистические сведения о Казанской губернии, предсказания погоды, исторические обзоры, перечни наиболее важных событий за год, даты церковных праздников и т. д. Помимо статистики в календаре было интересное наблюдение.
Мы иногда идеализируем дореволюционное купечество, но из примерного числа в 3 000 предпринимателей, действовавших в Казани во второй половине ХVIII — начале XIX веков, едва ли набиралось полсотни, активно участвовавших в благотворительных акциях. Гаврилов писал: «Благотворительность у нас так редка, большинство наших богатых купцов до такой степени скупы и бесчувственны к бедствиям ближнего, что не хватает терпения, чтобы не сказать эту горькую правду». Поэтому мы должны помнить тех людей, которые творили добро людям, а гребли деньги только под себя, предпочитая сладко есть и мягко спать, не обращая внимание на нужды своих современников. Построена Апанаевская мечеть на средства татарского купца Якуба Султангалеева (1717–1788) в 1768–1771 годах. Была она тогда одноэтажной, второй этаж появился лишь в 1872 году.
Был Султангалеев первым главой Казанской городовой ратуши двух татарских слобод с 1784 по 1788 год. В России городовые ратуши возникли на основании указа Сената от 5 июля 1728 года. Наряду с городовыми магистратами они являлись судебно-административными органами городского самоуправления. В отличие от магистратов, в ведении которых находилось все управление городом: уголовный и гражданский суд, полицейские и хозяйственные дела, ратуши обладали более простым устройством и меньшими полномочиями. Им было подчинено, в первую очередь, городское купеческое сословие.
Татарская ратуша была учреждена в Казани в 1781 году после разрешениям татарам в 1776 году записываться в российское купечество, а также в соответствии с реформой местного самоуправления Екатерины II. В состав ратуши входили выборные лица из числа состоятельных купцов и предпринимателей не моложе 30 лет, «честного и хорошего поведения». Срок полномочий члена ратуши составлял 3 года. Руководящий состав ратуши подлежал выборам каждые три года. Отбор кандидатов производился из числа купцов и предпринимателей лояльных к царской династии.
Первые выборы в ратушу состоялись 10 декабря 1784 года. Были избраны: городской голова — Я.Султангалиев, бургомистры — М.Хальфин, М.Асанов, ратманы — М.Кильмаметов, И.Апанаев, А.Сеинов, М.Рахманкулов. Ратуша содержалась на средства семей, находившихся в ее ведомстве. Упразднена на основании указа Государственного совета от 27 октября 1854 года, последнее заседание ратуши состоялось 16 марта 1855 года.
Несмотря на своё положение и вложенные в строительство мечети денежные средства, тем не менее как рассказывал Шигабутдин Марджани — Султангалиев по вечерам вместе с женой подносил каменщикам кирпичи и ворочал брёвна. Решив покрыть крышу мечети железом и не найдя достойного мастера в Казани, привёз его из Москвы. Но его именем мечеть не назвали.
Часто так в жизни бывает. Многие здания в настоящее время носят имена не первых владельцев, для которых и на чьи деньги строились эти здания, а более поздних владельцев.
Апанаевской мечеть назвали в честь богатых купцов Апанаевых, которые много сделали для мечети.
В частности, Мухаммадъюсуп Мухаммадович (1833–1903), купец I гильдии, владелец крупнейшей гостиницы в татарской части Казани «Апанаевского подворья» торговал шерстью и кожами. Избирался гласным Казанской городской думы, являлся попечителем второй соборной мечети. В 1887 году он расширил и надстроил вторым кирпичным этажом лавку в мечети.
Его отец, Мухаммад Мусинович (1804–1877), купец II гильдии, в 1839–1841 годах возглавлял Татарскую ратушу.
Кстати, названием «Байская» (тат. Байлар) мечеть также обязана семейству Апанаевых.
А построил одноэтажную лавку и возвёл вокруг мечети кирпичную ограду в 1881 году коммерции советник Исхак Губайдуллович Юнусов (1810 — 1884).
Братья Ибрагим Губайдуллович (1806–1886) и Исхак Губайдуллович Юнусовы, казанские купцы 1-й гильдии, потомственные почетные граждане, коммерции советники (единственные татарские предприниматели, удостоившиеся этого высокого звания). В 1844, 1845, 1854 годах Ибрагим Юнусов был ратманом (городской головой) Татарской ратуши, в 1871—1886 гг. — гласным Казанской городской думы. В 1863 году его дом во время своего визита в Казань посетил цесаревич, великий князь Николай Александрович.
Ибрагим и Исхак Юнусовы основали и содержали Мусульманский детский приют (1844). Юнусовы относились к старейшим купеческим фамилиям Казани.
Родоначальник династии Мухаметрахим Исхакович Юнусов (1743 — 1820) выделился в купеческое сословие из служилых татар Старотатарской слободы еще в период правления Екатерины II. В 1793 году был городской головой Татарской ратуши.
Именно он финансировал строительство первой в Казани исторической мечети.
Если первую мечеть Казани в советское время не тронули, то вторую закрыли согласно постановления Президиума ТатЦИКа от 6 февраля 1930 года. Минарет снесли, устроили в помещении детский сад. Лишь 18 сентября 1995 года здание было передано мусульманской общине при Апанаевской мечети.
Минарет ныне на месте.
Время поджимало, нас ждали контрамарки в театр, а еще нужно было успеть в музей Чак-чака. Успели кругом.
Теги:
Культурно-познавательный туризм