Хотя формальное название — памятник первому трамваю в Казани, но на самом деле — это три трамвая. Просто один из них — подлинный восстановленный , а два других — реплики. Может это является причиной.
Мне не раз на просторах нашей Родины встречались трамваи- памятники. В Волгограде трамвай-памятник появился в 2013 году, в Саратове появился в 2017 году.
В Казани экспозиция из трёх трамваев-памятников под открытым небом была установлена 9 мая 2010 года в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. И это было не случайно.
Трамвай № 24 — трамвай типа Х, единственный подлинный трамвай экспозиции.
Вагоновожатым этого трамвая работал Иван Кабушкин, впоследствии — Герой Советского Союза.
Интересная история получается. На мемориальной доске указано, что работал Кабушкин на трамвае с 1932 по 1937 год, В Википедии в статье про трамвай — в 1932—1936 годах.
В Википедии написано в статье про Кабушкина: "После окончания семи классов школы И. Кабушкин отучился на водителя трамвая и два года работал по специальности." В Красной Армии Кабушкин служил с 1935 года. Так, что надпись на мемориальной доске явно не точная. и никто не исправляет.
Иван Константинович Кабушкин (настоящая фамилия Кабушка) (1915 -1943) родился в Белоруссии и погиб в Белоруссии.
Первая Мировая война сорвала семью Кабушкиных из родных мест, в эвакуации умер отец будущего Героя Советского Союза. До 1917 года семья жила в Чебоксарах, после переехала в Казань. Отсюда же он был призван в армию. В 1941 году служил в звании лейтенанта вблизи западной границы СССР.
В начале Великой Отечественной войны попал в окружение и плен. Был доставлен в лагерь военнопленных в Минск, с помощью местных жителей совершил побег и включился в антифашистскую борьбу. Осенью 1941 года во главе небольшой боевой группы выполнял разведывательные и диверсионные операции, совершал налёты на вражеские автомашины; по заданию руководства Минского подполья и командования партизанских отрядов и бригад добывал оружие, боеприпасы, медикаменты, спасал людей из лагерей смерти.
С мая 1942 года являлся руководителем оперативной группы Минского подпольного горкома партии по борьбе с вражескими агентами и провокаторами. Участвовал в издании и распространении нелегальной литературы. Также руководил разведывательными и диверсионными операциями за пределами Минска. 4 февраля 1943 года при выполнении боевого задания был схвачен гитлеровцами, погиб в тюрьме.
Я рассказывал про то как Мусе Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза в 1956 году, через много лет после его гибели От военного преступника к Герою Советского Союза.
Ивану Константиновичу Кабушкину пришлось ждать еще дольше, звание Героя Советского Союза.было присвоено ему в 1965 году.
Как порой судьба крутит и выкручивает.
Белорусский писатель Иван Григорьевич Новиков (1918—2001) в 1965 году написал книгу "Руины стреляют в упор", которая рассказывала о героическом подвиге подпольщиков Минска в годы Великой Отечественной войны. Документальная повесть вернула из небытия имена героев минского подполья. Пяти из них в 1965-м посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе Кабушкину, были реабилитированы многие минские подпольщики.
По мотивам книги режиссёр Виталий Павлович Четвериков (1933 — 1983) на киностудии «Беларусьфильм» снял шестисерийный телевизионный художественный фильм «Руины стреля́ют…» .
Этой многосерийный фильм дал толчок к тому, что 26 июня 1974 года, накануне 30-летия освобождения Беларуси от немецких оккупантов, Минску присвоили почетное звание «город-герой».
Но вернёмся к трамваям.
С ноября 1899 года трамваи на электрической тяге в Казани заменили конку.
До этого с 24 января 1854 года впервые в Казани открыт общественный городской транспорт — омнибусное сообщение.
2 октября 1875 год были открыты 2 линии конки. В XXI веке часть трамваем была закрыта, в том числе уникальные трамвайные линии.
Самый длинным трамвайным маршрутом в мире является Береговой трамвай (нидерл. Kusttram) — трамвайный маршрут вдоль всего бельгийского побережья Северного моря. Длина маршрута составляет 67 километров, насчитывается 69 остановок, поездка из конца в конец занимает 2 часа 21 минуту.
Самые длинные в мире из числа внутригородских были встречные кольцевые маршруты № № 20 и 21 в городе Казани, имевшие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут. Отменены в 2008 году.
Трамвай, на котором работал Кабушкин, долгое время не функционировал, пока его в 1999 году не восстановили, а затем сделали в 2010 году памятником.
Бельгийский вагон с номером 100 — реплика бельгийского электрического трамвая на базе служебного трамвая типа ГС (снегоочиститель).
Вагон конки с номером 125 — реплика вагона конки с империалом.
Достаточно интересная конструкция. Ведь империал — обычно представлял собой длинную двойную скамью на крыше, на которой пассажиры сидели спинами друг к другу, а лицами — к двум противоположным сторонам улицы. По бортикам крыши шли легкие перильца, к которым зачастую прикреплялись жестяные вывески с рекламными объявлениями. Поднимались на империал по узкой винтовой лестнице. Одно время женщины на империал не допускались, так как считалось, что при подъеме на крышу вагона будут видны нижние юбки — что неприлично Империалы бывали не только на трамваях, также могли устанавливаться на конках или автобусах.
Вот такой интересный музей под открытым небом есть в Казани, интересный не только самими трамвайными вагонами, но и историями, за ними скрытыми.
Адрес: Россия, Республика татарстан, г. Казань, улица Петребургская (пересечение с улицей Нурсултана Назарбаева)
Координаты: 55.776638, 49.143417