Завернув на пару часов в Калязин в ходе нашей недавней рождественской поездки в Кашин, мы первую остановку в Калязине сделали возле восстановленной недавно Вознесенской церкви, на территории которой установлен памятник Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому — национальному русскому герою времён польско-литовской интервенции начала XVII века.
Ранее мы уже встречались в ходе наших путешествий с именем этого русского полководца, когда побывали на Каринском поле под Александровом. Я ранее делал публикацию о сражении 28 (18) октября 1609 года на поле близ села Каринское, в котором русское войско под командованием Михаила Васильевича Скопина-Шуйского разгромило польско-литовских интервентов.
А сражению на Каринском поле в том же 1609 году предшествовала ещё одна победа войска М. В. Скопина-Шуйского над войском под командованием польско-литовского гетмана Яна Сапеги и полковника Александра Зборовского, поддерживавших в смутное время Лжедмитрия II. И произошла она 28 (18) августа 1609 года под Калязином на реке Жабня. Этому событию, собственно говоря, и посвящён памятник М. В. Скопину-Шуйскому, открытый в 2009 году в Калязине возле храма Вознесения Господня. Авторами памятника стали скульпторы Евгений Андреевич Антонов и Андрей Геннадьевич Комлев.
А вообще, если вкратце, то череда событий, связанных с именем М. В. Скопина-Шуйского, была такова.
После смерти Бориса Годунова в 1605 году в России началось смутное время. Законного наследника престола не было. К несчастьям внутри страны (гражданская война, голод и чума) добавилось внешнее вторжение польско-литовского войска и прочих охотников поживиться за чужой счёт. Одних Лжедмириев было, аж, четыре штуки. В осаде оказались Троице-Сергиев монастырь и Московский Кремль, где находился русский царь Василий Шуйский. В таких условиях царь направил воеводу Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в Великий Новгород для переговоров со шведами о предоставлении помощи в борьбе с притязаниями поляков на русский престол. Шведский король Карл IX выделил в помощь России пятитысячный вспомогательный отряд под командованием Якоба Делагарди. После этого объединенная русско-шведская армия с марта по ноябрь 1609 года совершила боевой поход по маршруту: Новгород Великий — Торжок — Тверь — Калязин — Переславль-Залесский — Александровская Слобода — Троице-Сергиев монастырь — Москва, освобождая города и изгоняя захватчиков с русской земли. По пути к основному войску примыкали отряды ополченцев из близлежащих городов.
Идя от Великого Новгорода на выручку Москве, Скопин-Шуйский не пошёл прямо к Москве: он знал, что встретит под Троицей, у Дмитрова и в Тушине сильные отряды Сапеги и Лисовского, от столкновения с которыми, в случае неудачи, все дело спасения Москвы могло быть погублено. Поэтому, достигнув Твери, он двинулся по Волге к Ярославлю, чтобы быть ближе к собиравшемуся ополчению северных русских городов. У Калязинского монастыря Скопин-Шуйский остановился и занялся обучением стекавшихся к нему ратников.
Сапега, боясь усиления армии Скопина-Шуйского, решил напасть первым. Он отступил от Троице-Сергиева монастыря и 24(14) августа 1609 года остановился со своим войском в 15-ти километрах от Калязина, близ Рябова монастыря. Шуйский направил против неприятеля небольшие отряды, приказав им удерживать поляков на топких берегах реки Жабни. 28 (18) августа 1609 года Сапега стал наступать крупными силами и пытался переправиться через Жабню в районе села Никольского. Поляки при помощи приставных лестниц пытались взять приступом деревянные стены Калязинского монастыря, но получили жёсткий отпор.
Скопин-Шуйский отогнал поляков от монастыря и дал главный бой Сапеге и Зборовскому на берегу Жабни, в центре современного города Калязина. Битва продолжалась весь день 28 (18) августа 1609 года. Под вечер неприятель был опрокинут и бежал, преследуемый русскими отрядами до самого Рябова.
Войска Шуйского с богатой добычей и пленными вернулись в Калязинский монастырь.
К сожалению, после победоносного шествия молодого, талантливого полководца, которому понадобилось менее года, чтобы собрать около себя многочисленное войско, и нанести сокрушительное поражение интервентам, не стало. Он был отравлен в мае 1610 года. Говорят, что это приказал сделать царь Василий Шуйский, досадуя, что москвичи уважали Михаила Скопина-Шуйского за ум и мужество более, чем его самого. Вся Москва погрузилась тогда в печаль, узнав о кончине великого мужа.
А интервенты опять вернулись в Москву, «семибоярщина» свергла Василия Шуйского с престола, насильно постригла его в монахи, а потом и вовсе выдала его польскому гетману, в плену у которого он скончался в сентябре 1612 года.
Ну, а дальше мы почти всё знаем. Победоносная борьба, начатая Скопиным-Шуйским, была завершена в ноябре 1612 года ополчением, собранным Мининым и Пожарским, окончательно изгнавшим интервентов из Москвы…