Этому самому интересному музею Калуги мы посвятили три часа из трёх дней нахождения в Калужской области. И оставили мы его на самый последний третий день. После обеда нам нужно было следовать домой ибо праздники заканчивались. А пока добро пожаловать в музей истории космонавтики К. Э. Циолковского.
Это первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина.
13 июня 1961 года Ю. А. Гагарин заложил первый камень в фундамент здания будущего музея. Музей был открыт для посетителей в 1967 году.
Мозаика «Покорители космоса» в вестибюле музея создана А. Васнецовым из смальты и натурального камня. Стоимость посещения музея — 200 рублей, для льготных категорий — 120.Ещё решили посетить планетарий в котором я не был ни разу в жизни. В сеанс подходящий на по времени в планетарии показывали фильм «Космические катастрофы». Билет в планетарий — 350 рублей, для льготных категорий — 200.
Часть первого этажа отдана под экспозицию посвящённую нашему старому знакомому Максу Волошину. В этом году исполняется 125-летие Волошинской Киммерии. Поэтому в музее экспозиция в честь юбилея. С его творчеством и яркой личностью мы познакомились в августе 2017 года в Коктебеле. Вот те два фотоальбома кто не видел:
Акварели Волошина. Перед входом изображения мыслителей Средневековья, приближающих человечество к эре покорения Космоса.
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилей…
Архангельский гений Михаил Ломоносов…
Тернист был путь человечества к осуществлению мечты воздухоплавания…
А покорение космоса начиналось с китайского средневекового фейерверка и чертежей «боевых» ракет польского учёного семнадцатого века Семеновича.
Ещё в начале девятнадцатого века русский учёный и артиллерист Засядько создал несколько типов первых ракет.
Согласно высказываниям Циолковского идеи полёта человека в космос посеял в голове учёного фантаст Жюль Верн. Великий российский изобретатель являлся учёным-самоучкой, простым калужским школьным учителем.
Небесный корабль должен быть подобен ракете… Циолковский разработал проект пассажирской ракеты с двигателем на жидком топливе. Он высказывал идеи заселения человечеством Вселенной.
Циолковский у макетов дирижаблей своей конструкции. Калуга, 1913 год. Разработке дирижаблей учёный самоучка посвятил полвека.
Образец петельного соединения боковин дирижабля предложенного Циолковским.
Высказывания специалистов о дирижаблях конструкции К. Э. Циолковского.
Вот таким представлял Циолковский будущий космический корабль.
Внутри макета есть место для систем жизнеобеспечния и даже капсула для борьбы с невесомостью. Дальше экспозиция посвящённая истории воздухоплавания.
Легендарные американцы братья Райт и оснащённый двигателем самолёт их конструкции «Флайер».Несмотря на то, что братья Райт не были первыми, кто построил и совершил полёт на экспериментальном самолёте, они были первыми, кто мог управлять таким полётом в воздухе, что сделало возможным дальнейшее развитие самолётостроения в мире.
Царю Николаю представляют первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский Витязь» конструкции Сикорского. 1913 год.
Легендарный самолёт «Илья Муромец», являющийся продолжением «Русского витязя». Впервые цельный закрытый фюзеляж закрывающий обтекаемую кабину.
Обратите внимание иногда денежки Циолковскому всё же давали на исследования.
Вот таким образом Циолковский представлял будущий выход человека в открытый космос. Его эскизы.
С детства мыслитель и ученый самоучка страдал глухотой. Пердставляете как ему было тяжело постигать знания?
А Вы знаете что репрессированный «красный Бонапарт» Тухачевский также выступал и за развитие нашей ракетной техники? Эх, не тех объявляли врагами народа. Настоящие враги — это старые пеньки кавалеристы Ворошилов с Будённым.
Легендарная «Катюша». Первая отечественная ракетная мобильная установка-батарея времён войны. Уроженец моей области Герой РФ (1995 г.) капитан Флёров попав в окружение будучи тяжелораненным взорвал себя с батареей чтобы она не попала врагу.
Григорий Яковлевич Бахчиванджи.
С началом войны, в 1941 г., лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на самолёте Миг-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.
В августе 1941 г. лётчику присваивается воинское звание «капитан» и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.
20 февраля 1942 г. при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Палло, головка двигателя сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но несмотря на произошедшее от продолжения испытаний не отказался и вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.
Уже 15 мая 1942 г. лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем.
Посмотрите на эти записи.
Погиб Бахчиванджи 27 марта 1943 года во время очередного испытательного полёта. Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю.
Решение о строительстве 30–40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.
Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивание самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком Кочетковым и другими испытателями.
Одиозный германский и впоследствии американский учёный Вернер Фон Браун. Совсем немного нехватило времени довести до ума фашистам своё «оружие возмездия».
Конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет, член НСДАП с 1937 года, штурбаннфюрер СС (1943–1945). В США он считается «отцом» американской космической программы.
Фон Браун участвовал в высадке американцев на Луну.
А это макет «Лунахода-2» в меньшенном вдвое масштабе.
На сенсорном экране можно проверить свои знания.
Знаменитая пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция «МИР», функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 1986 года по 2001 год.Провела 5511 суток на орбите Земли, из них 4594 дня была обитаема, совершив 86 331 оборот вокруг планеты.
За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов, поставлены два рекорда продолжительности пребывания в космосе.
Это тренажёр на орбитальной станции, чтобы космонавты занимались и у них не атрофировались мышцы в состоянии постоянной невесомости.
Космическая еда.
Обратите внимание на неудобный унитаз слева и беговую дорожку.
Почему такое хлипкое устройство для того чтобы держаться и пользоваться дорожкой? И хотя я осматривал музей без экскурсовода, но я понял что в условиях невесомоти это очень даже серьёзное устройство, а не хрупкое. Человек-то ничего не весит.
Без вида живой зелени человек очень уязвим к стрессу. Без природы никуда.
Базовый блок предназначен для обеспечения условий работы и отдыха экипажа (до шести человек), управления работой бортовых систем, снабжения электроэнергией, обеспечения радиосвязи, передачи телеметрической информации, телевизионных изображений, приёма командной информации, управления ориентацией, коррекции орбиты, обеспечения сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей, поддержания заданных параметров атмосферы жилого объёма и температурного режима конструкции и оборудования, обеспечения условий для выхода космонавтов в открытое космическое пространство, проведения научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры.
С помощью такой телескопической стрелы переносили грузы в открытом космосе из одного бока станции в другой. Помните скандал в Думе когда решали что делать с уникальной станцией? Орбитальная станция «Мир» была затоплена на «ККК» в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание. Хотя существовало несколько проектов по спасению станции, но её утопили.
Макет космического корабля «Восток».
В подготовке материала использованы сведения из Википедии. Продолжение о музее космонавтики в Части 2.Там расскажу о том что увидел в планетарии. И вот об этом богатстве-великолепии: