Как я уже писал в предыдущих заметках, сюда, в Коктебель, мы попали с морской экскурсией
Как я уже писал в предыдущих заметках, сюда, в Коктебель, мы попали с морской экскурсией
на теплоходе «Михаил Светлов».
Красоты заливов между Феодосией и Коктебеля заслуживают отдельного упоминания и я подробно описал их в фотоальбоме:
Как заслуживает отдельного рассказа и достопримечательности самого городка Коктебель: https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/33579
А набережная богемного Коктебеля — это нечто!
Но это материал о музее Макса Волошина и только о нём!
«И это всё о нём….»
Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника.
Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошёл разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер, 1850–1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца её жизни.
Отец Максимилиана умер в 1881 году. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе.
Своё среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии.
Сам Волошин так вспоминал о гимназическом периоде своей жизни: Когда отзывы о моих московских успехах были моей матерью представлены в феодосийскую гимназию, то директор, гуманный и престарелый Василий Ксенофонтович Виноградов, развел руками и сказал: «Сударыня, мы, конечно, вашего сына примем, но должен вас предупредить, что идиотов мы исправить не можем».
С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.
В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой.
Карта некоторых путешествий Волошина.
Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с лёгкостью стал «своим» в среде русских символистов; начал активно публиковаться.
Волошин и Ван Гог, карикатура.
Неслись года, как клочья белой пены…
Ты жил во мне, меняя облик свой;
И, уносимый встречною волной,
Я шёл опять в твои замкнуться стены.
Но никогда сквозь жизни перемены
Такой пронзённой не любил тоской
Я каждый камень вещей мостовой
И каждый дом на набережных Сены.
И никогда в дни юности моей
Не чувствовал сильнее и больней
Твой древний яд отстоенной печали
На дне дворов, под крышами мансард,
Где юный Дант и отрок Бонапарт
Своей мечты миры в себе качали.
Максимилиан Волошин «Парижу….».
С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылал корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», писал о России для французской прессы.
23 марта 1905 года в Париже стал масоном, получив посвящение в масонской ложе «Труд и истинные верные друзья». В апреле того же года перешёл в ложу «Гора Синайская».
В апреле 1906 года Волошин женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселился с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.
В 1907 году Волошин принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки».
С 1910 года работал над монографическими статьями о К. Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», хотя сам стоял вне литературных и художественных групп.
22 ноября 1909 года между Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Секундантом Гумилёва стал Евгений Зноско-Боровский. Секундантом Волошина был граф Алексей Толстой. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. Её он просил о ходатайстве для вступления в антропософское общество, их переписка длилась всю жизнь, до смерти Дмитриевой в 1928 году.
Первый сборник «Стихотворения. 1900–1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца». В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре — «Лики творчества»;
в 1915 — книга страстных стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»).
В это время он всё больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».
Летом 1914 года, увлечённый идеями антропософии, Волошин приехал в Дорнах (Швейцария), где вместе с единомышленниками более чем из 70 стран (в том числе Андрей Белый, Ася Тургенева, Маргарита Волошина и др.) приступил к постройке Первого Гётеанума — культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества. (Первый Гетеанум сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года на 1 января 1923 года.)
В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.
От мобилизации Волошина спасла болезнь.
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном в 1903–1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту».
М. Волошин часто подписывает свои акварели:
«Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне);
«Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»;
«В шафранных сумерках лиловые холмы»
… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое, бесконечное неутомительное разнообразие линий холмистой «страны Киммерии», их мягкие, приглушенные краски, линию морского горизонта — какой-то колдовской, всеорганизующий прочерк, облака, истаивающие в пепельном лунном небе. Что позволяет отнести эти гармоничные пейзажи к Киммерийской школе живописи.
В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, — белых от красных.
Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.
В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).
Благодаря личным качествам Максимилиана Волошина, его высокому авторитету в литературных и художественных кругах, Дом Поэта стал местом паломничества творческой интеллигенции. Он являлся своеобразным светским львом, публичным человеком.
Сюда в гости к Волошину приезжали поэты, писатели, деятели культуры — О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, А. Толстой, С. Дымшиц-Толстая, М. Булгаков, В.Вересаев, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, С. Парнок, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Чуковский, Н. Чуковский, К. Петров-Водкин, Г. Нейгауз.
Неоднократно бывал в гостях в гостеприимном доме и живший в соседних городах романтик Александр Грин. Дух сказочной страны Гринландии витает тут.
Не только литераторы и люди богемы гостили в Коктебеле. Не забудем что близ Коктебеля был и есть центр воздухоплавания.
Фото 1929 года. Слева в шлеме Сергей Павлович Королёв.
А это я, собственной персоной. Кстати, рекомендую посетить местный центр воздухоплавания и полетать на самолётике.
Но вернёмся к дому — музею Волошина.
В чём только не обвиняли Волошина и его гостей функционеры от искусства.
Творческие люди, гостившие в доме Волошина даже вынуждены были писать официальные заявления что не платят за постой денег и Волошин никакой не эксплуататор советской творческой интеллигенции.
Как только не развлекались гости Волошина вместе с гостеприимным хозяином.
Фото «продажа рабыни». В роли покупателя наложницы сам Волошин.
Кстати, по отзывам современников среди гостей дома царила довольно свободная атмосфера, если не сказать свободные нравы.
Видимо сами красоты Коктебеля к такому поведению просто обязывают.
Ритм свободной любви заданный Волошиным и его друзьями витает в этом месте до сих пор.
Недалеко от города самый большой на постсоветском пространстве нудистский пляж.
9 марта 1927 года был зарегистрирован брак Максимилиана Волошина с Марией Степановной Заболоцкой (1887–1976), которая, став женой поэта, разделила с ним трудные годы (1922–1932) и была его опорой.
Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля. В похоронах участвовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский, А. Габричевский.
Свой дом Волошин завещал Союзу писателей.
Посмертная маска М. А. Волошина была создана известным скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым, в своё время создавшим посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и В. И. Ленина.
Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках…
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги Мою печать.
Похоронил я сам себя в гробницы Стихов моих,
Но вслушайся — ты слышишь пенье птицы?
Он жив — мой стих!
Не отходи смущенной Магдалиной —
Мой гроб не пуст…
Коснись единый раз на миг единый Устами уст.
1910 «Теперь я мертв. Я стал строками книги».
Волошин.
До 1976 года в этом доме проживала вдова Максимилиана — М. С. Волошина. Её самоотверженный труд, её гражданское мужество (особенно в годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Крыма в 1941–1944 годах) сохранили всё, что окружало поэта при жизни.
Она сохранила мемориальную обстановку комнат, библиотеку, архив.
Ещё при жизни Волошина по его инициативе в этом доме был устроен бесплатный Дом отдыха для творческой интеллигенции: писателей, художников и ученых.
После смерти Волошина дом по завещанию поэта перешёл Союзу писателей.
Собрание музея насчитывает около 60 тысяч единиц хранения. В музее находятся прекрасные по цельности и сохранности интерьеры мемориальных комнат, прославленная Мастерская поэта, библиотека Волошина, пятая часть которой содержит издания с автографами выдающихся деятелей русской и мировой культуры.
В первом зале (первый этаж дома) размещена литературно-историческая экспозиция. Документы, фотографии, письма детально рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина.
Вот в таком виде и одеждах ходил одиозный светский лев Макс Волошин.
Памятник в саду музея.
Во втором зале (второй этаж здания) расположена мастерская Волошина.
После ремонта обстановка этой комнаты не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами.
«Я люблю усталый шелест
Старых писем, дальних слов…
В них есть запах, в них есть прелесть
Умирающих цветов.
Я люблю узорный почерк —
В нём есть шорох трав сухих.
Быстрых букв знакомый очерк
Тихо шепчет грустный стих.
Мне так близко обаянье Их усталой красоты…
Это дерева Познанья Облетевшие цветы».
Максимилиан Волошин. «Я ЛЮБЛЮ УСТАЛЫЙ ШЕЛЕСТ…»
Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисточки.
В глиняных вазах — сухие горные растения.
Центром мастерской является «каюта Таиах».
Копия скульптурного портрета древнеегипетской царицы Мутноджемет (оригинал находится в Египетском музее в Каире), который Волошин воспел под именем таинственной царевны «Таиах».
Рядом несколько живописных полотен — акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада.
Часть древнего корабля лично найденного Волошиным на побережье.
Много морских раковин, ожерелья из самоцветов, фигурки из дерева и камня.
Портрет мариниста Ивана Айвазовского.
Ещё выше смотровая площадка, вход туда стоит дополнительно (помимо входного билета).
Откуда открываются чудесные виды на набережную Коктебеля и памятник Максимилиану Волошину.
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…
По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.
По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,
И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.
Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,
Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,
Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.
Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!
1907, Коктебель.
В августе 1984 года дом Волошина получил статус музея, а в 2001 году был включён на правах отдела в Коктебельский республиканский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М. А. Волошина».
В 2004–2007 годах было отреставрировано и укреплено здание музея. Вклад в возрождение Дома внесли Правительство Украины и Крыма, Верховная Рада Крыма, Фонд искусств Владимира Филлипова, Внешторгбанк.
Ежегодно в середине августа в Доме-музее проводится праздник «День рождения Макса Волошина», на который собираются друзья музея и почитатели творчества Максимилиана Волошина со всего мира.
Темны лики весны.
Замутились влагой долины,
Выткали синюю даль прутья сухих тополей.
Тонкий снежный хрусталь опрозрачил дальние горы.
Влажно тучнеют поля.
Свивши тучи в кудель и окутав горные щели,
Ветер, рыдая, прядет тонкие нити дождя.
Море глухо шумит, развивая древние свитки Вдоль по пустынным пескам.
1907 «Темны лики весны»… М. Волошин
А мы прощаемся с богемным Коктебелем.
Пристегните ремни,
ибо следующая остановка Судак….