Железнодорожные ворота находятся прямо на восточной границе парка Победы под Гвардейским проспектом г. Калининграда. Двухпролетные кирпичные ворота входят в систему оборонительных сооружений Кенигсберга, построенных в XIX в.
На протяжении многих веков город-крепость постоянно перестраивался, наращивая свои укрепления. После масштабного фортификационного строительства, предпринятого во второй половине XIX в., была создана неприступная система из двух колец. Ей дали романтичное имя: «Ночная перина Кенигсберга». Форты были первой линией обороны, а внутреннее, так называемое, «второе вальное кольцо» состояло из стен, рвов, валов, равелинов, бастионов и городских ворот.
Железнодорожные ворота уцелели до наших дней наряду с семью другими: Королевскими, Бранденбургскими, Фридрихсбургскими, Росгартенскими, Закхаймскими, Аусфальскими и Фридландскими.
Железнодорожные ворота обеспечивали проезд через вальные укрепления по железнодорожной ветке по направлению в Пиллау (ныне г. Балтийск). Автором проекта является Эрнст Людвиг фон Астер (Ernst Ludwig von Aster), военный инженер, прославивший свое имя строительством крепостей в Северной Германии и Пруссии. Эрнст фон Астер проектировал большинство сооружений оборонительного кольца Кенигсберга.
Как и многие другие кенигсбергские постройки того времени, Железнодорожные ворота имеют ярко выраженные черты неоготического архитектурного стиля: арки стрельчатой формы, характерные элементы декора, выполненные из фигурного кирпича. На замковом камне над аркой сохранилась дата постройки — 1866—1889 гг.
По бокам ворот располагались внутренние помещения для караула — казематы. С внешней стороны находилось еще одно караульное помещение — кордегардия. Все постройки были оборудованы бойницами и амбразурами. От внешних атак ворота должна была защищать оригинальная штробная конструкция. В специальные вертикальные пазы в стенах арок закладывались толстые деревянные брусья, полностью перекрывая проезд. Разобрать эти мощные «жалюзи» из бруса можно было только с внутренней стороны.
Свое военно-оборонительное значение Железнодорожные ворота утратили еще в 1926 г., после постройки моста через р. Преголю. К этому времени все городские ворота и другие сооружения второго вального кольца технически устарели и были проданы военным ведомством городу. Железнодорожное сообщение через ворота прекратилось, но одна ж/д нитка сохранялась до 90-х годов ХХ в.
Всего в 250 м от Железнодорожных ворот расположены Аусфальские ворота. Они служили для пешего прохода через вал. Это самые древние из известных ворот Кенигсберга, известные с XVII в. К сожалению, их сохранность неудовлетворительна, а исторический облик искажен в результате возведения над ними в 1993 г. православной часовни.
В настоящее время по гребню вала проходит Гвардейский проспект Калининграда, а через туннель ворот проложена пешеходная дорожка от Московского проспекта в парк Победы.
Железнодорожные ворота утратили свое функциональное назначение, но сохранились и действуют как объект культурного наследия Калининграда. В настоящее время в здании ворот разместились небольшой музей и планетарий.
Основу экспозиции музея составляют материалы, найденные во время раскопок оборонительных укреплений. Здесь можно узнать об истории ворот и о Кенигсбергской обсерватории, построенной в начале XIX в. ее основателем и первым руководителем астрономом и математиком Фридрихом Вильгельмом Бесселем. Выставочное пространство музея используется для проведения художественных, исторических и фото выставок.
Созданный в помещении ворот Калининградский планетарий им. Бесселя он работает с 2017 г. Этот совсем небольшой просветительский центр входит в российские и международные ассоциации планетариев. Его купол имеет диаметр 5 м, а зал — 12 посадочных мест. Планетарий проводит лекции, кинопоказы и другие мероприятия, популяризируя знания об астрономии и космосе.
Железнодорожные ворота на панораме Google
Железнодорожные ворота находятся практически в центре Калининграда, в пешей доступности от основных исторических достопримечательностей города. К примеру, от знаменитого туристического центра Рыбная деревня можно дойти за 15–20 минут.
Пеший маршрут из исторического центра Калининграда до Железнодорожных ворот на карте
На общественном транспорте к воротам удобнее подъезжать со стороны Московского проспекта. Для планирования поездок рекомендуется воспользоваться онлайн схемой движения транспорта (выбрав в списке Калининград). Ближайшая остановка общественного транспорта «Памятник 1200 гвардейцам». Здесь останавливаются автобус № 4, троллейбус № 2 и маршрутки № 72, 75. До Железнодорожных ворот от остановки приятно прогуляться по парку Победы. Расстояние — около 300 м. Можно воспользоваться услугами такси, заказав машину через мобильное приложение у любого из сетевых операторов.
Железнодорожные ворота Калининграда на видео
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.