Форт № 12 «Ойленбург», возведенный между 1879 и 1885 годами, расположен в Калининграде на берегу Инженерного озера рядом с поселками Борисово и Ржевское. Укрепление является частью 12-и фортификационных сооружений, окружавших бывший Кенигсберг и носивших название «Ночная перина Кенигсберга».
Первоначально место именовалось «Нойендорф», затем форт переименовали в честь прусского министра иностранных дел Альберта Ойленбурга. Некоторые историки полагают, что крепость обладает собирательным именем многочисленных представителей семьи Ойленбургов, многие из которых занимали посты министров, исследователей и известных ученых. В задачи крепости входила защита шоссейной и железной дорог на Инстербург.
Орудия особой мощности не совершали обстрела крепости, по этой причине она дошла до наших дней, сохранив удовлетворительное состояние. В 2007 году постановление Правительства Калининградской области наградило форт статусом объекта культурного наследия регионального значения. Сейчас укрепление находится в собственности Министерства обороны, на его территории расположена военная часть и склады ракетно-артиллерийского вооружения, доступ внутрь для туристов и местных жителей закрыт.
Укрепление является вытянутым по фронту шестиугольником, по всему периметру его окружает водный ров. У крепости есть весь стандартный набор элементов фортификации, в качестве дополнительного препятствия для подступающих с севера войск выступал участок Инженерного озера. Основное сооружение обладает защитой в виде земляной насыпи. Расположение внутренних помещений и двух внутренних двориков симметрично относительно центральной потерны.
Во время штурма города укрепление практически не пострадало, на нем остались лишь незначительные повреждения. После окончания войны на территории складировалось оружие и боеприпасы 11-й гвардейской дивизии.
Там, где находится современный Калининград, в XIII веке располагалась прусская крепость Тувангсте. Появление Кенигсберга, а ныне Калининграда, относят к 1255 году, когда был заложен первый замок. С тех пор место стало городом-крепостью, укреплявшим самого себя при помощи городских стен, ворот, защитных шахт и фортов. Город оперативно откликался на все движения военно-технической мысли Европы путем постройки или восстановления той или иной крепости или системы закрытых огневых сооружений.
В качестве финала всех перестроек в городе появилась мощная кольцевая система, возведенная в середине XIX века и включавшая в себя 12 крупных фортов, равелинов, бастионов и прочего. Данные сооружения находились в семи километрах от центра города, протяженность оборонительного кольца составляла свыше 50 км. Каждое из имеющихся укреплений получило собственное имя в честь какого-либо прославленного немецкого полководца или короля.
Все крепости «Ночной перины Кенигсберга» являлись мощными противопехотными сооружениями, которые в полной мере осуществляли оборонительные функции в пределах досягаемости своего стрелково-пушечного огня. Для постройки укреплений использовались кирпич, бетон и земля, по форме они представляли собой вытянутые по фронту пяти- или шестиугольники, окруженные сухим или водным рвом.
У каждого форта имелись свои отличия, зависящие от условий территории, на которой тот находился, а также важности поставленных задач. Самыми большими стали форт № 3, форт № 10 и форт № 11. Благодаря расположенным в теле каждого укрепления амбразурам появлялась возможность кругового обстрела рва из капониров. В качестве оси симметрии каждого форта выступал центральный коридор, фронтовая часть была отдана под артиллерийские нужды, в ней же размещались погреба для снарядов. Тыловая часть была жилой, один или два ее этажа занимали казарма, столовая и лазарет. У всех окон были броневые ставни. Между тыловой и фронтовой частями крепости размещались оба внутренних дворика. Основной вход с тыла, ведущий в центральный коридор, был прикрыт внешним двором с дотом, также в качестве защиты выступал съемный мост через ров. По внешней стороне рва укрепление ограждалось решеткой, которую обвивала колючая проволока. Чтобы усилить фланги, вне рва сооружали блокгаузы.
У вспомогательных фортов были водные рвы с пологими берегами, не облицованными камнем. Внутренний берег обрамлял земляной вал, по центру возводились пять блокгаузов и длинная казарма в один этаж. Внешний ряд имел три блокгауза, в тылу располагалось по одному с правой и левой сторон от казармы. Для этих строений характерно отсутствие центрального коридора, капониров и артпогребов.
Доехать до форта можно самостоятельно по автостраде. Если двигаться из центра города, необходимо ехать самым коротким путем — через проспект Московский. В этом случае путь займет чуть больше получаса.
Добираться автобусом до места не самый лучший выбор в данном случае, так как самая близкорасположенная к форту остановка находится от него на достаточно большом расстоянии, тем не менее для любителей пеших прогулок этот вариант подойдет. Необходимо ехать до остановки «Энергетиков» на автобусе № 12 или № 28.
Путешествие станет быстрее вместе со службами такси Максим, Яндекс.Такси, Gett и Uber.
|
|
|
||||||
|
|
|
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Суточно.ру – квартиры посуточно. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.